Методы музыкальной коррекции в работе учителя-логопеда.

24.01.2023

Методы музыкальной коррекции в работе учителя-логопеда.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Ко всему этому наши детки имеют интеллектуальную недостаточность, что в свою очередь неблагоприятно влияют на процессы речевого развития.                                       Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.                                                                                                       На преодоление интеллектуальных и речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, направлены  методы музыкальной коррекции.  Жесты и движения, выражающие дружелюбие, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми,  даря им положительные, радостные эмоции. У детей формируется положительный «образ Я» и повышается мотивация к общению и совместной деятельности со сверстниками и  взрослыми. Помимо эмоциональной составляющей, актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.                                                                                         Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.  На логопедических занятиях можно использовать  следующие приёмы музыкотерапии:                                                                                                            -Прослушивание музыкальных произведений, например во время штриховки или рисования на уроке.                                                                                               -Ритмические движения под музыку.                                                                          -Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.                                 -Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.   Музыкотерапевтическое направление работы способствует:                                -Улучшению общего состояния детей;                                                                                -Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);                                                                                                          -Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;                                -Стимуляции речевой функции;                                                                                              -Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).                                                                         Музыкальную терапию широко применяют во многих
странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, в частности:                                                                                                                                                                   — отклонения в развитии;                                                                                                  — эмоциональная нестабильность;                                                                      — поведенческие нарушения;                                                                                             — сенсорный дефицит;                                                                                                        — спинно-мозговые травмы;                                                                                        — психосоматические заболевания;                                                                      — внутренние болезни;                                                                                                — психические отклонения;                                                                                   — заикание;                                                                                                              — афазия;                                                                                                                             — аутизм.                                                                                                             Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, а положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, что является необходимым для нормализации эмоционального состояния. История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

Поэтому в целях социализации и коррекции речевых нарушений мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.                  К традиционным относится логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения), в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

•    Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

•    Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции,  интонации);

•    Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

•    Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием детей, нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в  игре при исполнении ребенком речитатива или песни с движением).

·                   Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

•    Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

•    Прослушивание классических произведений  в исполнении симфонического оркестра.

При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка  изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

•    Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании.

Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних -  подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека.  Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является  массажем внутренних органов,  повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.

Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

•    Звуковые игры с согласными звуками.Хочу такой сайт

Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение.                                                                     Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся  насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который  находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит  очень громко, затем «самолет удаляется».                   Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра.                                                                                                                               Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают  кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.

•    Двигательные ритмические упражнения, танцы.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

•    Психогимнастические упражнения и этюды под музыку.

Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние мускулатуры.                              Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

•    Массаж, самомассаж под музыку.

Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.                                                                                                                    Пример: «Паучок»                                                                                                   Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками)
Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками)
Солнце стало припекать, (поглаживание спины)
Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера)
А за ним ползут и детки,
Чтобы погулять на ветке.                                                                                   Проводится повторный массаж со сменой партнера.

•    Музыкальная гимнастика для глаз.

Способствуют развитию концентрации  внимания,  навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

•    Музыкально-психологические формулы.

Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой), «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность), музыкальные формулы самовнушения  на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья.

Пример: «Я — хороший, ты – хороший»
Я, я, я самый умный.
Я, я, я самый добрый.
Я, я, я просто чудо.
Я люблю всех вас!
Ты, ты, ты самый умный.
Ты, ты, ты самый добрый.
Ты, ты, ты просто чудо.
Я люблю вас всех!

Просмотров всего: , сегодня:

доклад музыкальная терапия.docx (скачать)

Дата создания: 24.01.2023

Дата обновления: 24.01.2023

Дата публикации: 24.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».