24.01.2023
Важное место в учебном процессе
коррекционной школы занимает
коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает детей с ОВЗ
комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
Перспективным направлением в
коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта является
использование новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Компьютерные возможности обучения являются одним из мощных мотивов учащихся с
нарушениями интеллекта к познанию окружающего мира.
Мотивация к обучению детей с нарушениями
интеллекта повышается за счет расширения потенциала восприятия, приобретения
познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций.
Широкое распространение в образовательном
процессе получают активные методы обучения.
Внедрение
информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающем обучении
детей с нарушениями интеллекта
Реализация коррекционно-развивающего
обучения через ИКТ повышает процесс понимания, запоминания и усвоения детьми
учебного материала.
Наиболее распространенным в
коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ является применение
мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс,
изображение которого выводится на экран. Экран может быть сенсорным, который
работает как часть системы, куда входит компьютер и проектор.
Интерактивная доска позволяет сделать
урок более интересным и наглядным.
Программное обеспечение интерактивных
досок позволяет создавать различные методические материалы, с помощью которых
ученики вовлекаются в учебный процесс, более активно и быстрее усваивают новую
информацию. В настоящее время интерактивные доски используются повсеместно в
учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока.
С появлением интерактивной доски появились
инструменты, которыми можно воспользоваться при подготовке к урокам и на
уроках. Использование ИКТ является одним из методов обучения учащихся с
нарушениями интеллекта, при применении которых используются различные
специфические программные средства обучения.
Интерактивный
стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной
поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека
или других предметов. Это первый многопользовательский сенсорный стол,
позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART
дает и возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в
обучающих и развивающих играх. При включении стола запускается программное
обеспечение смарт проектор проецирует изображение экрана на поверхность,
динамики воспроизводят аудиофайлы с компьютера, а камера обнаруживает
прикосновения детей к поверхности. Благодаря совместной работе этих компонентов
учащиеся могут взаимодействовать по столу.
(слайд
5) Цель:
- Формирование, развитие, активизация
словаря.
- Автоматизация поставленных звуков в
словах, предложениях.
- Развитие познавательных процессов: памяти,
внимания в освоении и закреплении новых знаний.
- Развитие тонкой координации движений, мелкой
моторики рук.
- Приобщения детей к современным техническим
средствам.
(слайд 6) Актуальность:
Использования
интерактивных столов обусловлена социальной потребностью в повышении
качества обучения, воспитания детей с нарушением интеллекта, практической
потребностью в использовании в образовательных учреждениях современных
технических средств.(слайд 7)
Основные направления
коррекционной работы интерактивного стола
- Интерактивный стол несет в себе образный тип
информации, понятный школьникам. Движение, звук, мультипликация надолго
привлекают внимание ребенка.
- Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их
правильном решении самим интерактивным столом, являются стимулом
познавательной активности детей.
- Ребёнок сам регулирует количество решаемых игровых
обучающих задач на проекционном поле.
- В процессе своей деятельности обучающийся
приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации,
которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, аквариум,
неожиданные и необычные интерактивные эффекты);
- Интерактивный стол очень "терпелив",
никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
Преимущества
интерактивного стола
Движения, звук, мультипликация на экране интерактивного стола, привлекают внимание детей и способствуют повышению интереса к изучаемому материалу.- Высокая динамика занятия на столе способствует
эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества
детей.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует
восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая
наглядно-образное мышление детей с нарушение интеллекта.
- Совершенствуется тонкая координация движений и
мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, что непосредственно
влияет на развитие речи и мышления в целом.
- Способствует всестороннему развитию детей,
так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы: зрение,
слух, осязание.
- Способствует развитию у детей познавательного
интереса.
- Способствует снятию перенапряжения,
перегрузки и утомления.
(слайд 10)
Использование интерактивного стола на
занятиях учителя – логопеда позволяет:
- Развивать высшие психические функции (восприятие,
мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки,
развивать точность движений руки.
- Повысить мотивацию и увеличить работоспособность,
внимание, память, мышление).
- Устранять
речевые нарушения.
- Индивидуализировать обучение детей с речевыми
рушениями.
- Повысить эффективность работы учителя-логопеда с
детьми.
(слайд 1,2,3)
Набор интерактивных игр и упражнений.
В настоящее время интерактивные игры
являются неотъемлемой частью оборудования логопедического кабинета. Набор
интерактивных игр и упражнений является универсальным инструментом практикующего
учителя-логопеда. Игры обеспечивают специалисту возможность выбора: применять
игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе речевого обследования или
использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию
детей к учебно-игровой деятельности.
Игры поддерживают все направления работы
логопеда:
-развитие фонематического слуха
-отработка лексико-грамматической
категории,
-совершенствование связной речи,
-исправление нарушенного
звукопроизношения,
-развитие моторных навыков.
Методический практикум
Методический практикум по работе с
интерактивной методикой профилактики и коррекции дисграфии «Море словесности».
Программа состоит из 4-х разделов,
соответствующих четырём основным типам дисграфии (аграмматическая,
акустическая, оптическая, дисграфия на почве нарушенного анализа и синтеза).
Всего в программе более 500 разных заданий.
Для развития в целом личности ребенка
очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки с использованием
мультимедийных технологий. Это уроки, в ходе которых происходит отработка
учебной информации с активной работой всех анализаторов (слуха, зрения, речи,
моторики) каждого ученика. Коррекционно-развивающие уроки с использованием
мультимедийных технологий способствуют работе всех высших психических функций
ребенка (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение
поставленных целей и задач урока. Учитель на таких уроках выступает в роли
организатора эффективных условий обучения, применяет различные дидактические
приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный
метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения
учащимися информации, которая способствует работе всех высших психических
функций – восприятия, зрительной памяти, внимания, наглядного образного
мышления. Также мультимедиа ресурсы позволяют реализовать учителю основные
дидактические цели урока: образовательную, коррекционно-развивающую и
воспитательную. Таким образом, коррекционно-развивающие уроки с использованием
ИКТ способствуют овладению различными способами управления собственным
поведением учащихся, вызывает положительные эмоции и чувства, а также повышает
учебную мотивацию.
Таким образом, использование в современной
жизни информационно-компьютерных технологий доступно и школьникам специальных
(коррекционных) школ, которые позволяют им совершенствовать адаптационные
возможности для дальнейшего социального развития.
Заключение
Использование информационно-компьютерных
технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта
способствуют развитию познавательной деятельности, формирует пространственное
восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития и позволяют
формировать у них новые положительные качества.
Таким образом, систематическое
использование мультимедийных презентаций на уроках позволяют проводить активные
формы обучения, применять специально разработанные методические приемы для
исправления недостатков психофизического развития учащихся с нарушениями
интеллекта, и в значительной степени возмещают их нарушенные функции, в
результате чего происходит повышение их жизненной компетентности.
Список использованной литературы
1. Бизяева Н. В. Информационно -
компьютерные технологии на уроке окружающего мира // Начальная школа.- 2009.-
№2.- Ст. 48-50.
2. Ефимов В. Ф. Использование
информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников
// Начальная школа.- 2009.- №2.- Ст. 38-41.
3. Стрельникова Т. Д. Интерактивные
технологии в учебном процессе // Справочник заместителя директора.- 2009.-
№11.- Ст. 71-78.
4. Методические материалы «Теоретические
основы организации коррекционно-развивающего
обучения детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие в условиях специальных
учреждений». Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». (У
М К для учителей-дефектологов). М., 2005. Ст. 9
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2023
Дата обновления: 24.01.2023
Дата публикации: 24.01.2023