Использование интерактивных и ИКТ технологий в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи

24.01.2023

Важное место в учебном процессе коррекционной школы  занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает детей с ОВЗ комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

Перспективным направлением в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта является использование новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Компьютерные возможности обучения являются одним из мощных мотивов учащихся с нарушениями интеллекта к познанию окружающего мира.

Мотивация к обучению детей с нарушениями интеллекта повышается за счет расширения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций.

Широкое распространение в образовательном процессе получают активные методы обучения.

 

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта

 

Реализация коррекционно-развивающего обучения через ИКТ повышает процесс понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала.

Наиболее распространенным в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение которого выводится на экран. Экран может быть сенсорным, который работает как часть системы, куда входит компьютер и проектор.

  Интерактивная доска позволяет сделать урок более интересным и наглядным.

Программное обеспечение интерактивных досок позволяет создавать различные методические материалы, с помощью которых ученики вовлекаются в учебный процесс, более активно и быстрее усваивают новую информацию. В настоящее время интерактивные доски используются повсеместно в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока.

С появлением интерактивной доски появились инструменты, которыми можно воспользоваться при подготовке к урокам и на уроках. Использование ИКТ является одним из методов обучения учащихся с нарушениями интеллекта, при применении которых используются различные специфические программные средства обучения.

 Интерактивный стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многопользовательский сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей  в процесс обучения. SMART   дает и возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. При включении стола запускается программное обеспечение смарт проектор проецирует изображение экрана на поверхность, динамики воспроизводят аудиофайлы с компьютера, а камера обнаруживает прикосновения детей к поверхности. Благодаря совместной работе этих компонентов учащиеся могут взаимодействовать по столу.
  (слайд 5)   Цель:

  • Формирование, развитие,  активизация  словаря.
  •  Автоматизация поставленных звуков  в словах, предложениях.
  •  Развитие познавательных процессов: памяти, внимания  в освоении и закреплении новых знаний.                                                                                                          
  • Развитие тонкой координации движений, мелкой моторики рук.                                                                                                            
  • Приобщения детей к современным техническим средствам.

(слайд 6) Актуальность:

Использования интерактивных столов  обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей с нарушением интеллекта,  практической потребностью в использовании в  образовательных учреждениях современных технических средств.(слайд 7)

   Основные направления коррекционной работы     интерактивного стола

  • Интерактивный стол несет в себе образный тип информации, понятный школьникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим интерактивным столом, являются стимулом познавательной активности детей.
  • Ребёнок сам регулирует  количество решаемых игровых обучающих задач на проекционном поле.
  • В процессе своей деятельности обучающийся приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  • Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, аквариум, неожиданные и необычные интерактивные эффекты);
  • Интерактивный стол очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

 

 

Преимущества интерактивного   стола


  •        Движения, звук, мультипликация на экране интерактивного стола, привлекают внимание детей и способствуют повышению интереса к изучаемому материалу.
  • Высокая динамика занятия на столе способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей с нарушение интеллекта.
  • Совершенствуется тонкая координация движений и мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления в целом.
  • Способствует  всестороннему развитию детей, так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы: зрение, слух, осязание.
  • Способствует развитию у детей познавательного  интереса.
  •  Способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомления.

(слайд 10)

Использование интерактивного стола на занятиях  учителя – логопеда позволяет:

  • Развивать высшие психические функции (восприятие, мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки.
  • Повысить мотивацию и увеличить работоспособность, внимание, память, мышление).
  • Устранять  речевые нарушения.
  • Индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями.
  • Повысить эффективность работы учителя-логопеда с детьми.

(слайд 1,2,3)

Набор интерактивных игр и упражнений.

В настоящее время интерактивные игры являются неотъемлемой частью оборудования логопедического кабинета. Набор интерактивных игр и упражнений является универсальным инструментом практикующего учителя-логопеда. Игры обеспечивают специалисту возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе речевого обследования или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.

Игры поддерживают все направления работы логопеда:Хочу такой сайт

-развитие фонематического слуха

-отработка лексико-грамматической категории,

-совершенствование связной речи,

-исправление нарушенного звукопроизношения,

-развитие моторных навыков.

 

Методический практикум

Методический практикум по работе с интерактивной методикой профилактики и коррекции дисграфии «Море словесности».

Программа состоит из 4-х разделов, соответствующих четырём основным типам дисграфии (аграмматическая, акустическая, оптическая, дисграфия на почве нарушенного анализа и синтеза). Всего в программе более 500 разных заданий.

Для развития в целом личности ребенка очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки с использованием мультимедийных технологий. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с активной работой всех анализаторов (слуха, зрения, речи, моторики) каждого ученика. Коррекционно-развивающие уроки с использованием мультимедийных технологий способствуют работе всех высших психических функций ребенка (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель на таких уроках выступает в роли организатора эффективных условий обучения, применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации, которая способствует работе всех высших психических функций – восприятия, зрительной памяти, внимания, наглядного образного мышления. Также мультимедиа ресурсы позволяют реализовать учителю основные дидактические цели урока: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную. Таким образом, коррекционно-развивающие уроки с использованием ИКТ способствуют овладению различными способами управления собственным поведением учащихся, вызывает положительные эмоции и чувства, а также повышает учебную мотивацию.

Таким образом, использование в современной жизни информационно-компьютерных технологий доступно и школьникам специальных (коррекционных) школ, которые позволяют им совершенствовать адаптационные возможности для дальнейшего социального развития.

 

Заключение

 

Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта способствуют развитию познавательной деятельности, формирует пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития и позволяют формировать у них новые положительные качества.

Таким образом, систематическое использование мультимедийных презентаций на уроках позволяют проводить активные формы обучения, применять специально разработанные методические приемы для исправления недостатков психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта, и в значительной степени возмещают их нарушенные функции, в результате чего происходит повышение их жизненной компетентности.

               

Список использованной литературы

 

1. Бизяева Н. В. Информационно - компьютерные технологии на уроке окружающего мира // Начальная школа.- 2009.- №2.- Ст. 48-50.

2. Ефимов В. Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа.- 2009.- №2.- Ст. 38-41.

3. Стрельникова Т. Д. Интерактивные технологии в учебном процессе // Справочник заместителя директора.- 2009.- №11.- Ст. 71-78.

4. Методические материалы «Теоретические основы организации коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие в условиях специальных учреждений». Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». (У М К для учителей-дефектологов). М., 2005. Ст. 9

Просмотров всего: , сегодня:

ИКТ технологии.docx (скачать)

Дата создания: 24.01.2023

Дата обновления: 24.01.2023

Дата публикации: 24.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».