12 класс

Окружающий мир.
Окружающий социальный мир.
Пояснительная записка.
Данная программа позволяет максимально подвести к так называемому
«стандарту социализации» детей-инвалидов с умеренной степенью
интеллектуальной недостаточности. Уровень развития личности, приобретенные в
процессе обучения знания, умения и навыки обеспечат вхождение ребенка в социум
и помогут занять в нем определенную позицию.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем. Программа
учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться
на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
-знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
-формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Развивается коммуникативная функция речи, что является важным
направлением в организации уроков ОСМ.
В основе системы работы по окружающему социальному миру лежит
комплексный подход, направленный на решение разных, но взаимосвязанных задач,
охватывающих все стороны социальной жизни общества и повышению
индивидуальных возможностей каждого ученика.

Содержание уроков окружающего социального мира.
Программа рассчитана на 126 часов учебного времени из расчёта 4 часа в
неделю. Учебная программа предполагает изучение определённых предметов и
социальных объектов, знакомство с их внешним видом, свойствами, назначением,
приемами использования в быту. В процессе социально-ролевых игр или в реальных
условиях на экскурсиях отрабатывается социальное поведение.
Ведется работа по формированию и коррекции психических функций,
личностного и речевого развития.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и
обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления:
-о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни
-о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое
поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения;
В процессе обучения у ребенка формируются умения:
-выделять характерные признаки рукотворных объектов и социальных явлений
окружающей действительности, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними;
-умение ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы
жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице,
дома, в школе.
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет
планомерно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных
ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в
опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий
социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но
и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) для знакомства с
различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдением за
деятельностью окружающих людей, умением вести себя согласно общепринятым
нормам поведения.

Приобретаются знания о косметических средствах по уходу за одеждой и
обувью и способах их хранения, мебели для гостиной и спальни, пищевой ценности
изучаемых продуктов, родственных отношениях в семье, почте, железнодорожном,
водном и воздушном транспорте, зеленых зонах города, изучаемых дорожных
знаках, государственных праздниках.
Ученики должны уметь с помощью учителя или самостоятельно называть
бытовую, аудио, видеотехнику, ее основные детали и правила безопасного
пользования изучаемой техники; традиции семейных отношений видов,
автотранспорта, авиатранспорта, железнодорожного, водного транспорта;
сооружения города; причины опасных ситуаций на дороге; изучаемые знаки особых
предписаний; названия промтоварных и специализированных промтоварных
магазинов и ассортимент товаров этих магазинов; функции основных врачейспециалистов, виды медицинской помощи; названия и функции государственных
учреждений, название и функции предприятий службы быта и профессий на
предприятиях службы быта; атрибутику и традиции профессиональных праздников;
соблюдать последовательность включения и выключения бытовой, аудио,
видеотехники и правила ухода за нею; с помощью учителя планировать свои
покупки и выбирать товар в пределах имеющейся суммы, оформлять заказ на
предприятии службы быта.

Учебно-тематическое планирование уроков ОСМ.
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
8.
9.
10.
11.
12.

Раздел
I четверть.
Школа.
Квартира, дом, двор.
II четверть
Квартира, дом, двор.
Предметы быта.
Традиции, обычаи
III четверть
Продукты питания
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Город.
IV четверть.
Транспорт.
Традиции, обычаи.
Страна.

Кол-во
часов
33
20
13
31
12
13
6
37
13
8
16
25
8
4
13

Календарно - тематическое планирование уроков окружающего социального
мира.
I четверть, 33 часа.
№ п/п

Дата

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

01.09
04.09
06.09
07.09
08.09
11.09
13.09
14.09
15.09
18.09
20.09
21.09
22.09
25.09
27.09
28.09
29.09
02.10
04.10
05.10

21.
22.
23.

06.10
09.10
11.10

24.

12.10

25.

13.10

26.

16.10

27.

18.10

28.

19.10

29.

20.10

Раздел
Тема
Школа.
1 сентября — День знаний!
Я - ученик
Я - ученик
Школа
Школа
Школьная территория
Школьная территория
Школьные принадлежности
Распорядок школьного дня
Распорядок школьного дня
Я- член коллектива
«Какой Я!»
Дружеские отношения
Дружеские отношения
Мы одноклассники-друзья
Мы одноклассники-друзья
Профессия людей в школе.
Профессия людей в школе.
« Все профессии важны»
« Все профессии важны»
Квартира, дом, двор.
Дом. Развивающая игра: « Построим дом».
Дом. Развивающая игра: « Построим дом».
Квартира (комната, спальня, гостиная, детская). Загадки
и стихи о доме.
Квартира (комната, спальня, гостиная, детская). Загадки
и стихи о доме.
Квартира (комната, спальня, гостиная, детская).
Конструирование дома из конструктора.
Квартира (комната, спальня, гостиная, детская).
Конструирование дома из конструктора.
Квартира (прихожая, кухня, ванная комната, санузел,
балкон) Картинка-раскраска « Дом».
Квартира (прихожая, кухня, ванная комната, санузел,
балкон) Картинка-раскраска « Дом».
Квартира (прихожая, кухня, ванная комната, санузел,

Кол-во
часов
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30.
31.
32.
33.

23.10
25.10
26.10
27.10

балкон) Картинка-раскраска « Дом».
Помещение дома (прихожая, кухня, ванная комната).
Помещение дома (прихожая, кухня, ванная комната).
«Что нам стоит дом построить…»
Повторение пройденного.

1
1
1
1

II четверть, 31 час.
№ п/п

Дата

1.

08.11

2.

09.11

3.

10.11

4.

13.11

5.

15.11

6.

16.11

7.
8.
9.
10.
11.
12.

17.11
20.11
22.11
23.11
24.11
27.11

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

29.11
30.11
01.12
04.12
06.12
07.12
08.12
11.12
13.12
14.12
15.12
18.12

Раздел
Тема
Квартира, дом, двор.
Домашний адрес. Сообщение и узнавание домашнего
адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Домашний адрес. Сообщение и узнавание домашнего
адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Домашний адрес. Сообщение и узнавание домашнего
адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Мой дом. Сообщение и узнавание домашнего адреса.
Рисунок своего дома с указанием адреса.
Мой дом. Сообщение и узнавание домашнего адреса.
Рисунок своего дома с указанием адреса.
Мой дом. Сообщение и узнавание домашнего адреса.
Рисунок своего дома с указанием адреса.
Правила поведения в доме.
Правила поведения в доме.
Правила безопасности в доме.
Правила безопасности в доме.
Правила безопасностного поведения во дворе.
Правила безопасностного поведения во дворе.
Предметы быта.
Предметы мебели.
Предметы мебели.
Предметы мебели.
Предметы посуды.
Предметы посуды.
Предметы посуды.
Декоративные предметы быта.
Декоративные предметы быта.
Декоративные предметы быта.
Электробытовые приборы.
Электробытовые приборы.
Электробытовые приборы.

Кол-во
часов
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.

20.12

26.

21.12

27.

22.12

28.

25.12

29.

27.12

30.

28.12

31.

29.12

Электробытовые приборы.
Традиции, обычаи
Традиции зимних праздников. Подготовка к
новогоднему празднику (сувениры, стихи, песни).
Традиции зимних праздников. Подготовка к
новогоднему празднику (сувениры, стихи, песни).
Традиции зимних праздников. Подготовка к
новогоднему празднику (сувениры, стихи, песни).
Традиции зимних праздников Рождество. Подготовка к
празднику (сувениры, стихи, песни).
Традиции зимних праздников Рождество. Подготовка к
празднику (сувениры, стихи, песни).
Традиции зимних праздников Рождество. Подготовка к
празднику (сувениры, стихи, песни).

1
7
1
1
1
1
1
1

III четверть, 37 часов.
№ п/п

Дата

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

10.01
11.01
12.01
15.01
17.01
18.01
19.01
22.01
24.01
25.01
26.01
29.01
31.01

14.
15.
16.

01.02
02.02
05.02

17.

07.02

18.
19.

08.02
09.02

Раздел
Тема
Продукты питания
Продукты питания, напитки.
Продукты питания, напитки.
Продукты питания, напитки.
Молочные продукты.
Молочные продукты.
Молочные продукты.
Мучные продукты.
Мучные продукты.
Мучные продукты.
Консервированные продукты.
Консервированные продукты.
Рыбные продукты.
Рыбные продукты.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Предметы из бумаги.
Предметы из бумаги.
Предметы из дерева. Игра: « Деревянное - не
деревянное».
Предметы из дерева. Игра: « Деревянное - не
деревянное»
Предметы из стекла. Игра: « Стеклянное – деревянное».
Предметы из стекла. Игра: « Стеклянное – деревянное».

Кол-во
часов
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1

20.
21.

19.02
21.02

22.

22.02

23.

26.02

24.
25.
26.

28.02
29.02
01.03

27.

04.03

28.
29.
30.
31.

06.03
07.03
11.03
13.03

32.
33.
34.
35.
36.
37.

14.03
15.03
18.03
20.03
21.03
22.03

Предметы из ткани. Игра: « Что в доме из ткани?»
Предметы из ткани. Игра: « Что в доме из ткани?»
Город.
Это город. Игра: « Это город» (узнавание объектов
города).
Это город. Игра: « Это город» (узнавание объектов
города).
Кафе, Дом культуры (ДК).
Кафе, Дом культуры (ДК).
Службы помощи (больница, поликлиника,
парикмахерская).
Службы помощи (больница, поликлиника,
парикмахерская).
Театр (кукольный, драматический).
Музей.
Люди-творцы (профессии).
Дорожный знак «Пешеходный переход», « разметка
зебры», светофор.
Правила перехода улицы.
Правила перехода улицы.
Правила поведения на улице.
Правила поведения на улице.
Викторина по правилам дорожного движения.
Викторина по правилам дорожного движения.

1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

IV четверть, 25 часов.
№ п/п

Дата

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

01.04
03.04
04.04
05.04
08.04
10.04
11.04
12.04

9.

15.04

10.

17.04

Раздел
Тема
Транспорт.
Наземный транспорт.
Наземный транспорт.
Правила поведения в общественном транспорте.
Правила поведения в общественном транспорте.
Специальный транспорт.
Специальный транспорт.
Правила поведения на улице.
Правила поведения на улице.
Традиции, обычаи.
Традиции и атрибуты праздников. Какие я знаю
праздники?
Традиции и атрибуты праздников. Какие я знаю
праздники?

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1

11.
12.

18.04
19.04

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

22.04
24.04
25.04
26.04
27.04
02.05
03.05
06.05
08.05
13.05
15.05
16.05
17.05

Праздник Пасха.
Наши школьные традиции.
Страна.
Россия - страна, в которой мы живём.
Россия - страна, в которой мы живём.
Государственная символика.
Государственная символика.
Наш президент.
Москва – столица нашей Родины.
Москва – столица нашей Родины.
Камчатка – малая Родина.
Камчатка – малая Родина.
Петропавловск – Камчатский – главный город Камчатки.
Петропавловск – Камчатский – главный город Камчатки.
Мой город – Елизово.
Обобщающий урок « Это родина моя».

1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».