9 "В" класс

Окружающий социальный мир.
Пояснительная записка.
Данная программа позволяет максимально подвести к так называемому «стандарту социализации» детей-инвалидов
с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. Уровень развития личности, приобретенные в процессе
обучения знания, умения и навыки обеспечат вхождение ребенка в социум и помогут занять в нем определенную
позицию.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и
умений ориентироваться в нем. Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь
общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной
среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
-знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
-формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное
назначение окружающих предметов, действия с ними).
Развивается коммуникативная функция речи, что является важным направлением в организации уроков ОСМ.
В основе системы работы по окружающему социальному миру лежит комплексный подход, направленный на
решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны социальной жизни общества и повышению
индивидуальных возможностей каждого ученика.

Содержание уроков окружающего социального мира.
Программа рассчитана на 95 часов учебного времени из расчёта 3 часа в неделю. Учебная программа
предполагает изучение определённых предметов и социальных объектов, знакомство с их внешним видом, свойствами,
назначением, приемами использования в быту. В процессе социально-ролевых игр или в реальных условиях на
экскурсиях отрабатывается социальное поведение.
Ведется работа по формированию и коррекции психических функций, личностного и речевого развития.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта»,
«Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и
обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления:
-о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни
-о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения;
В процессе обучения у ребенка формируются умения:
-выделять характерные признаки рукотворных объектов и социальных явлений окружающей действительности,
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними;
-умение ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы жизни и здоровью, в частности, учится
быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно сформировать у
ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине,

поведение в опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в
том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.)
для знакомства с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдением за деятельностью
окружающих людей, умением вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Приобретаются знания о косметических средствах по уходу за одеждой и обувью и способах их хранения, мебели
для гостиной и спальни, пищевой ценности изучаемых продуктов, родственных отношениях в семье, почте,
железнодорожном, водном и воздушном транспорте, зеленых зонах города, изучаемых дорожных знаках,
государственных праздниках.
Ученики должны уметь с помощью учителя или самостоятельно называть средства и приспособления для ухода
за одеждой и обувью; способы хранения одежды и обуви; изучаемые виды хлеба и хлебобулочных изделий, молока и
молочных продуктов, круп и макаронных изделий; предметы мебели для гостиной и спальни; фамилии, имена, отчества,
даты рождения близких родственников; названия железнодорожного, водного, воздушного транспорта; виды зеленых
насаждений в городе; изучаемые знаки особых предписаний и запрещающие знаки; названия мелких торговых точек и
их ассортимент товаров; почтовые отправления; основные государственные праздники; соблюдать правила поведения на
утренниках и праздниках в ЕШИ, на выездных праздниках, в театре, помощью учителя или самостоятельно объяснять
родственные отношения членов семьи: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, выбрать товар в пределах
имеющейся суммы; самостоятельно узнавать нужный адрес у прохожих.

Учебно-тематическое планирование уроков ОСМ.

№

Перечень разделов

Количество 1 четверть
часов

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1.

Школа

22

2.

Квартира, дом, двор

14

3.

Предметы быта

9

4.

Продукты питания

6

14

5.

Предметы и материалы,
изготовленные человеком

3

5

6.

Транспорт

12

8

7.

Традиции, обычаи

12

8.

Город

7

7

9.

Страна

9

8

Итого

94

21
17

2

23

6

23

2

29

4

19

Календарно - тематическое планирование уроков окружающего социального мира.
№ п/п

Дата

1.
2.
3.
4.
5.

04.09
06.09
07.0 9
11.09
13.09

6.
7.

Тема
I четверть.
День знаний.
Школа. Назначения помещений школы.

Кол-во часов
23
1
2
2

14.09
18.09

Школьная территория. Экскурсия. Соблюдение правил поведения на территории
школы.
Класс. Правила поведения в помещениях школы ( класс, спортивный зал, столовая,
лестница, туалет).

8.

20.09

Правила поведения на уроке, перемене. Ролевая игра "Учитель и ученик".

2

9.

21.09

10.

25.09

Школьные принадлежности, расписание уроков. Ролевая игра" Я и мои
одноклассники". Дежурство по классу.

1

11.

27.09

Представление о себе, как члене коллектива класса. Работа в уголке класса.

1

12.

28.09

Положительные качества человека.

1

13.
14.
15.
16.

02.09
04.10
05.10
09.10

Способы проявления дружеских отношений(чувств).
Профессии работников школы.
День Учителя. Традиции проведения и атрибуты праздника.

1
1
2
1

17.
18.

11.10
12.10

Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Типы домов (одноэтажный, многоэтажный, каменный, деревянный, городской,

2

19.

16.10

20.
21.

18.10
19.10

22.

23.10

23.

25.10

24.

26.10

1.
2.

08.11
09.11

сельский, дачный)

1

Места общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка,
лифт). Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме.
Правила пользования домофоном, почтовым ящиком.
Помещения квартиры ( спальня, детская, гостиная),прихожая, кухня, санузел, балкон.
Назначение помещений квартиры. Домашний адрес.
Двор (место отдыха, игровая площадка, место для сушки белья, место для выбивания
ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Правила безопасности и поведения
во дворе.
Коммунальные удобства в квартире. Правила безопасности и поведения во время
аварийных ситуаций дома.
Вредные насекомые и грызуны, живущие дома.
II четверть
Электробытовые приборы(телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель,
микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен,
кондиционер).Правила техники безопасности при пользовании электробытовыми
приборами.
Аудио, видеотехника и средства связи( телефон, компьютер, планшет, магнитофон,
плеер).Узнавание и различение. Использование.

1
1
1
1

1
1
23
2

3
4.

13.11
15.11

2

5.
6.
7.

16.11
20.11
22.11

Предметы мебели .Назначение предметов мебели .Различение видов мебели( кухонная,
спальная, кабинетная,).

3

8.

23.11

1

09.
10.
11.
12.
13.
14.

27.11
29.11
30.11
04.12
06.12
07.12

День Матери. Традиции проведения и атрибуты праздника.
Предметы посуды и кухонный инвентарь( терка, овощечистка, дуршлаг, разделочная
доска). Назначение предметов посуды и кухонного инвентаря..
Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи, статуэтки).
Назначение предметов интерьера.

3

3

15.
16.

11.12
13.12

17.
18.

14.12
18.12

19.
20.
21.
22.
23.

20.12
21.12
25.12
27.12
28.12

1.
2.

10.01
11.01

3.
4.
5.
6.

15.01
17.01
18.01
22.01

7.
8.

24.01
25.01

9.
10.

29.01
31.01

11.
12.

01.02
05.02

13.

07.02

14.

08.02

15.

19.02

16.

21.02

Назначение светильников(люстра, бра, настольная лампа).Соблюдение правил
безопасности при использовании.
Виды часов( наручные, настенные, механические, электронные). Строение часов.
Узнавание и различение. Использование.
Новый год. Традиции проведения и атрибуты праздника.

2

Практическая работа"Украшаем класс, готовим подарки".

3

III четверть
Узнавание и различение напитков(вода, чай, сок, лимонад, квас, кофе) по внешнему
виду, на вкус. Упаковки с напитками.
Основные продукты питания. Мясные продукты, готовые к употреблению(колбаса,
ветчина) и требующие обработки( мясо, котлета, фарш).Рыбные продукты, готовые к
употреблению(консервы, крабовые палочки) и требующие обработки(филе рыбы, краб,
рыбный фарш).Правила хранения продуктов.
Узнавание и различение молочных продуктов( молоко. йогурт, творог, масло,
мороженое) по внешнему виду, на вкус. Упаковки, правила хранения.
Мука и мучные изделия, готовые к употреблению( хлеб, булка, баранки, сушки,
сухари).Правила хранения мучных изделий.
Мука и мучные изделия, требующие обработки(макароны, вермишель, рожки).Правила
хранения.
Узнавание и различение круп и бобовых, готовых к употреблению(консервированные
фасоль, кукуруза, горошек) и требующих обработки(рис, пшено, греча).Правила
хранения круп и бобовых.
Узнавание и различение кондитерских изделий( торт, пирожное, конфета
шоколад).Правила хранения кондитерских изделий.

29
2

Предметы, изготовленные из бумаги, дерева. Свойства материалов. Инструменты, с
помощью которых работают с бумагой и обрабатывают дерево.
День Защитника Отечества. Традиции и атрибуты праздника.

1

2
2

4

2
2
2
1

1

1

17.

22.02

18.

26.02

19.

28.02

20.

29.02

21.
22.
23.

04.03
06.03
07.03

24.
25.

11.03
13.03

26.
27.
28.
29.

14.03
18.03
20.03
21.03

1.
2.
3.
4.

01.04
03.04
04.04
08.04

5.

10.04

6.
7.
8.

11.04
15.04
17.04

Предметы, изготовленные из стекла. Свойства стекла. Правила безопасности при
обращении с предметами из стекла.
Предметы, изготовленные из резины и пластмассы. Свойства материалов

1

Предметы, изготовленные из металла. Свойства металла. Инструменты для работы с
металлом.
Предметы из ткани. Свойства ткани. Инструменты при работе с тканью. Правила
безопасности с колющими инструментами.
8 Марта. Традиции и атрибуты праздника.
Наземный ,воздушный, водный транспорт. Назначение. Составные части транспортных
средств.
Специальный транспорт. Назначение.
Космический транспорт. Назначение. Составные части космического транспортного
средства.
Викторина"Профессии людей , работающих на транспорте".
Пользование общественным транспортом(посадка в автобус, покупка билета и др.).
Пользование общественным транспортом(посадка в автобус, покупка билета и др.).
Экскурсия
IV четверть.
Школьные традиции. История школы "Трудом славен человек"
Символика и атрибуты православной церкви.
Экскурсия по г. Елизово. Элементы городской инфраструктуры, улицы, переулки
площадь, парки здания.
Узнавание и назначение зданий: кафе, аэропорт, автовокзал, банк, больница,
поликлиника, почта. магазин и др.
Правила поведения в общественных местах( кафе, кинотеатр и др.).
Части территории улицы( проезжая часть, тротуар,).Технические средства организации
дорожного движения(дорожный знак ("Пешеходный переход"),разметка(" зебра"),
светофор.

1

1

1
1
2
1
1
1
1
1
1
19
1
1
2
1
1
2

Узнавание профессий( врач, продавец, повар, строитель, работник банка, работник
химчистки и др.)
Россия- государство, в котором мы живем. Россия на глобусе и карте.

1

24.04
25.04

Камчатка на карте России.
Президент РФ-Путин В.В. Государственные праздники России. Символика
государства.

1
1

13.

27.04

1 Мая - праздник весны и труда. История праздника.

1

14.

02.05

1

15.

06.05

16.
17.
18.

08.05
13.05
15.05

19.

16.05

Столица России - Москва .Основные достопримечательности столицы(Кремль,
Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр и др.)
Крупные города России: Санкт- Петербург, Владивосток, Казань ,Сочи.
Достопримечательности этих городов.
День Победы. Традиции и атрибуты праздника.
Значимые исторические события и выдающиеся люди России.
Права и обязанности гражданина России. Документы, удостоверяющие личность
гражданина России(паспорт, свидетельство о рождении).
Повторение правил безопасного поведения и культуры общения в общественных
местах.

9.

18.04

10.

22.04

11.
12.

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».