Окружающий социальный мир. Пояснительная записка. Данная программа позволяет максимально подвести к так называемому «стандарту социализации» детей-инвалидов с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. Уровень развития личности, приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки обеспечат вхождение ребенка в социум и помогут занять в нем определенную позицию. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем. Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: -знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения); -формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Развивается коммуникативная функция речи, что является важным направлением в организации уроков ОСМ. В основе системы работы по окружающему социальному миру лежит комплексный подход, направленный на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны социальной жизни общества и повышению индивидуальных возможностей каждого ученика. Содержание уроков окружающего социального мира. Программа рассчитана на 95 часов учебного времени из расчёта 3 часа в неделю. Учебная программа предполагает изучение определённых предметов и социальных объектов, знакомство с их внешним видом, свойствами, назначением, приемами использования в быту. В процессе социально-ролевых игр или в реальных условиях на экскурсиях отрабатывается социальное поведение. Ведется работа по формированию и коррекции психических функций, личностного и речевого развития. Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения у ребенка формируются представления: -о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни -о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения; В процессе обучения у ребенка формируются умения: -выделять характерные признаки рукотворных объектов и социальных явлений окружающей действительности, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними; -умение ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) для знакомства с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдением за деятельностью окружающих людей, умением вести себя согласно общепринятым нормам поведения. Приобретаются знания о косметических средствах по уходу за одеждой и обувью и способах их хранения, мебели для гостиной и спальни, пищевой ценности изучаемых продуктов, родственных отношениях в семье, почте, железнодорожном, водном и воздушном транспорте, зеленых зонах города, изучаемых дорожных знаках, государственных праздниках. Ученики должны уметь с помощью учителя или самостоятельно называть средства и приспособления для ухода за одеждой и обувью; способы хранения одежды и обуви; изучаемые виды хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, круп и макаронных изделий; предметы мебели для гостиной и спальни; фамилии, имена, отчества, даты рождения близких родственников; названия железнодорожного, водного, воздушного транспорта; виды зеленых насаждений в городе; изучаемые знаки особых предписаний и запрещающие знаки; названия мелких торговых точек и их ассортимент товаров; почтовые отправления; основные государственные праздники; соблюдать правила поведения на утренниках и праздниках в ЕШИ, на выездных праздниках, в театре, помощью учителя или самостоятельно объяснять родственные отношения членов семьи: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, выбрать товар в пределах имеющейся суммы; самостоятельно узнавать нужный адрес у прохожих. Учебно-тематическое планирование уроков ОСМ. № Перечень разделов Количество 1 четверть часов 2 четверть 3 четверть 4 четверть 1. Школа 22 2. Квартира, дом, двор 14 3. Предметы быта 9 4. Продукты питания 6 14 5. Предметы и материалы, изготовленные человеком 3 5 6. Транспорт 12 8 7. Традиции, обычаи 12 8. Город 7 7 9. Страна 9 8 Итого 94 21 17 2 23 6 23 2 29 4 19 Календарно - тематическое планирование уроков окружающего социального мира. № п/п Дата 1. 2. 3. 4. 5. 04.09 06.09 07.0 9 11.09 13.09 6. 7. Тема I четверть. День знаний. Школа. Назначения помещений школы. Кол-во часов 23 1 2 2 14.09 18.09 Школьная территория. Экскурсия. Соблюдение правил поведения на территории школы. Класс. Правила поведения в помещениях школы ( класс, спортивный зал, столовая, лестница, туалет). 8. 20.09 Правила поведения на уроке, перемене. Ролевая игра "Учитель и ученик". 2 9. 21.09 10. 25.09 Школьные принадлежности, расписание уроков. Ролевая игра" Я и мои одноклассники". Дежурство по классу. 1 11. 27.09 Представление о себе, как члене коллектива класса. Работа в уголке класса. 1 12. 28.09 Положительные качества человека. 1 13. 14. 15. 16. 02.09 04.10 05.10 09.10 Способы проявления дружеских отношений(чувств). Профессии работников школы. День Учителя. Традиции проведения и атрибуты праздника. 1 1 2 1 17. 18. 11.10 12.10 Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Типы домов (одноэтажный, многоэтажный, каменный, деревянный, городской, 2 19. 16.10 20. 21. 18.10 19.10 22. 23.10 23. 25.10 24. 26.10 1. 2. 08.11 09.11 сельский, дачный) 1 Места общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. Правила пользования домофоном, почтовым ящиком. Помещения квартиры ( спальня, детская, гостиная),прихожая, кухня, санузел, балкон. Назначение помещений квартиры. Домашний адрес. Двор (место отдыха, игровая площадка, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Правила безопасности и поведения во дворе. Коммунальные удобства в квартире. Правила безопасности и поведения во время аварийных ситуаций дома. Вредные насекомые и грызуны, живущие дома. II четверть Электробытовые приборы(телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер).Правила техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Аудио, видеотехника и средства связи( телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер).Узнавание и различение. Использование. 1 1 1 1 1 1 23 2 3 4. 13.11 15.11 2 5. 6. 7. 16.11 20.11 22.11 Предметы мебели .Назначение предметов мебели .Различение видов мебели( кухонная, спальная, кабинетная,). 3 8. 23.11 1 09. 10. 11. 12. 13. 14. 27.11 29.11 30.11 04.12 06.12 07.12 День Матери. Традиции проведения и атрибуты праздника. Предметы посуды и кухонный инвентарь( терка, овощечистка, дуршлаг, разделочная доска). Назначение предметов посуды и кухонного инвентаря.. Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи, статуэтки). Назначение предметов интерьера. 3 3 15. 16. 11.12 13.12 17. 18. 14.12 18.12 19. 20. 21. 22. 23. 20.12 21.12 25.12 27.12 28.12 1. 2. 10.01 11.01 3. 4. 5. 6. 15.01 17.01 18.01 22.01 7. 8. 24.01 25.01 9. 10. 29.01 31.01 11. 12. 01.02 05.02 13. 07.02 14. 08.02 15. 19.02 16. 21.02 Назначение светильников(люстра, бра, настольная лампа).Соблюдение правил безопасности при использовании. Виды часов( наручные, настенные, механические, электронные). Строение часов. Узнавание и различение. Использование. Новый год. Традиции проведения и атрибуты праздника. 2 Практическая работа"Украшаем класс, готовим подарки". 3 III четверть Узнавание и различение напитков(вода, чай, сок, лимонад, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Упаковки с напитками. Основные продукты питания. Мясные продукты, готовые к употреблению(колбаса, ветчина) и требующие обработки( мясо, котлета, фарш).Рыбные продукты, готовые к употреблению(консервы, крабовые палочки) и требующие обработки(филе рыбы, краб, рыбный фарш).Правила хранения продуктов. Узнавание и различение молочных продуктов( молоко. йогурт, творог, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус. Упаковки, правила хранения. Мука и мучные изделия, готовые к употреблению( хлеб, булка, баранки, сушки, сухари).Правила хранения мучных изделий. Мука и мучные изделия, требующие обработки(макароны, вермишель, рожки).Правила хранения. Узнавание и различение круп и бобовых, готовых к употреблению(консервированные фасоль, кукуруза, горошек) и требующих обработки(рис, пшено, греча).Правила хранения круп и бобовых. Узнавание и различение кондитерских изделий( торт, пирожное, конфета шоколад).Правила хранения кондитерских изделий. 29 2 Предметы, изготовленные из бумаги, дерева. Свойства материалов. Инструменты, с помощью которых работают с бумагой и обрабатывают дерево. День Защитника Отечества. Традиции и атрибуты праздника. 1 2 2 4 2 2 2 1 1 1 17. 22.02 18. 26.02 19. 28.02 20. 29.02 21. 22. 23. 04.03 06.03 07.03 24. 25. 11.03 13.03 26. 27. 28. 29. 14.03 18.03 20.03 21.03 1. 2. 3. 4. 01.04 03.04 04.04 08.04 5. 10.04 6. 7. 8. 11.04 15.04 17.04 Предметы, изготовленные из стекла. Свойства стекла. Правила безопасности при обращении с предметами из стекла. Предметы, изготовленные из резины и пластмассы. Свойства материалов 1 Предметы, изготовленные из металла. Свойства металла. Инструменты для работы с металлом. Предметы из ткани. Свойства ткани. Инструменты при работе с тканью. Правила безопасности с колющими инструментами. 8 Марта. Традиции и атрибуты праздника. Наземный ,воздушный, водный транспорт. Назначение. Составные части транспортных средств. Специальный транспорт. Назначение. Космический транспорт. Назначение. Составные части космического транспортного средства. Викторина"Профессии людей , работающих на транспорте". Пользование общественным транспортом(посадка в автобус, покупка билета и др.). Пользование общественным транспортом(посадка в автобус, покупка билета и др.). Экскурсия IV четверть. Школьные традиции. История школы "Трудом славен человек" Символика и атрибуты православной церкви. Экскурсия по г. Елизово. Элементы городской инфраструктуры, улицы, переулки площадь, парки здания. Узнавание и назначение зданий: кафе, аэропорт, автовокзал, банк, больница, поликлиника, почта. магазин и др. Правила поведения в общественных местах( кафе, кинотеатр и др.). Части территории улицы( проезжая часть, тротуар,).Технические средства организации дорожного движения(дорожный знак ("Пешеходный переход"),разметка(" зебра"), светофор. 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 19 1 1 2 1 1 2 Узнавание профессий( врач, продавец, повар, строитель, работник банка, работник химчистки и др.) Россия- государство, в котором мы живем. Россия на глобусе и карте. 1 24.04 25.04 Камчатка на карте России. Президент РФ-Путин В.В. Государственные праздники России. Символика государства. 1 1 13. 27.04 1 Мая - праздник весны и труда. История праздника. 1 14. 02.05 1 15. 06.05 16. 17. 18. 08.05 13.05 15.05 19. 16.05 Столица России - Москва .Основные достопримечательности столицы(Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр и др.) Крупные города России: Санкт- Петербург, Владивосток, Казань ,Сочи. Достопримечательности этих городов. День Победы. Традиции и атрибуты праздника. Значимые исторические события и выдающиеся люди России. Права и обязанности гражданина России. Документы, удостоверяющие личность гражданина России(паспорт, свидетельство о рождении). Повторение правил безопасного поведения и культуры общения в общественных местах. 9. 18.04 10. 22.04 11. 12. 1 1 1 1 1 1