Математические представления. Пояснительная записка. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого - то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Цель рабочей программы - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Элементарные математические представления, сформированные на начальном этапе обучения несколько расширяются в объеме, наполняются содержательно по линии увеличения формируемых представлений, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Программа «Математические представления» ориентирует в формировании следующих представлений: пространственных представлений, в том числе топологических представлений, как базовых для формирования ориентировочных действий объекта в окружающем трехмерном и двухмерном пространстве; представлений о величинно-количественных отношениях, включающих понимание принципа сохранения количества, некоторых общих принципов счета, развитие понимания связи цифр, обозначающих число с его вербальным обозначением, развитие умения читать математические знаки и оперировать с величинами на практическом уровне; представлений об эталонах формы, пространственных телах и геометрических фигурах, их реальном отображении в предметах и их изображениях. Формирование элементарных математических представлений носит ярко выраженный социально-бытовой и практикоориентированный характер. Содержание уроков математики. Программа рассчитана на 63 часа учебного времени из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по формированию математических представлений предполагает формирование навыков предметно-практической деятельности с предметами, объемными и плоскостными объектами с математическим содержанием и навыков элементарной коммуникации для расширения возможностей детей в бытовой и элементарной трудовой деятельности, обеспечение получения элементарных знаний на других учебных занятиях и в повседневной жизни. Задачи: - учить детей показывать и моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические движения, упражнения в измерении на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей); - обогащать опыт выполнения ориентировочных действий учащихся, формируя у них умения предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, на плоскостных моделях на картинках; - знакомить детей с некоторыми самыми общими принципами счета: с устойчивостью порядка числительных при счете; с принципом «один к одному» (к каждому объекту может быть присоединен только один объект); с принципом обозначения итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); с возможностью пересчета любой совокупности объектов; с возможностью считать объекты в любом порядке; - формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; - формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; узнавать количество звуков на слух; - формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять предметы или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.); - познакомить учащихся с количеством в пределах шести и цифрой 9, соотносить цифру 9 и количество девятьс соответствующим количеством пальцев, предметов; - уточнять представления учащихся о правильном и неправильном изображении цифр 1- 9, учить дорисовывать цифры, располагать их в ряд по порядку и т.п.; - учить решать простые арифметические задачи: задачи–иллюстрации с открытым результатом в пределах 9-ти, задачи- иллюстрации с закрытым результатом в пределах 2-3-х с использованием реальных предметов, их объемных и плоскостных моделей; - учить детей образовывать множества из однородных и разнородных предметов, геометрических фигур, палочек, плоскостных моделей предметов; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий), по количеству (в пределах шести); - продолжать учить определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди – сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной); - учить детей соотносить плоскостные формы и пространственные объекты в процессе игровых упражнений и дидактических игр; - формировать у детей представления о периодичности времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, календарю природы) учить их узнавать и называть приборы для измерения времени и погоды (показания градусника выше и ниже 0, часы), соблюдение режима дня; - продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, умения задавать элементарные вопросы, отвечать на них, используя вербальные и невербальные средства общения; - продолжать учить дежурить по классу: своевременно по просьбе взрослого готовить материалы и пособия к уроку, убирать их на место; - учить готовить рабочее место к уроку, убирать его, приводить в порядок после урока-занятия самостоятельно или по словесной просьбе взрослого; - формировать навыки индивидуальной и коллективной игровой, предметно-практической и элементарной учебной деятельности с использованием математического материала. Учебно - тематическое планирование уроков математики. № Перечень разделов Количество часов 43 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 11 10 16 6 2 1 1 1. Количественные представления 2. Представления о величине 5 2 3. Представления о форме 6 2 2 1 4. Пространственные представления 3 1 1 1 5. Временные представления 5 2 3 6. Итоговый контроль ИТОГО 2 1 1 64 16 16 20 12 Календарно – тематическое планирование уроков математики. № п/п Дата Тема 1. 05.09 2. 07.09 3. 12.09 4. 14.09 5. 19.09 6. 21.09 7. 8. 26.09 28.09 9. 03.10 10.. 05.10 11. 12. 10.10 12.10 I ЧЕТВЕРТЬ Повторение. Множества(группы предметов) из разных по качеству элементов. Разбивка и воссоединение. Сравнение величин . Преобразование множеств( увеличение, уменьшение, уравнивание множеств) Сравнение и преобразование множества ( один- много). .Число и цифра 9.Количественные и порядковые числительные. Числовой ряд 1-9. Упражнения в нахождении большего и меньшего чисел 1 -9. Счет различно расположенных предметов в пределах 9. Форма предметов. Геометрические фигуры. Обводка, рисование по точкам, составление геометрического узора. Действие сложение - знак " плюс". Запись и решение примеров в пределах 9. Действие вычитание - знак " минус". Решение примеров на вычитание. Составление задач по картинкам. Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 9. Кол-во часов 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. 17.10 14. 19.10 15. 16. 24.10 26.10 1. 2. 3. 07.11 09.11 14.11 4. 16.11 5. 6. 7. 8. 21.11 23.11 28.11 30.11 9. 05.12 10. 07.12 11. 12.12 Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Счет в прямой ( обратной) последовательности. 1-9, 9-1. Проверочная работа. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 9. II ЧЕТВЕРТЬ Сопоставление действий сложения и вычитания. Порядковые числительные первый - второй(5,6,7,8,9) Точка, линия( прямая, ломаная), отрезок. Построение геометрических фигур. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко,( около, рядом, здесь), далеко(там), сверху. снизу. впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над. под, напротив, между, в середине, в центре. Число 0 и его обозначение, способ его получения. Место нуля в ряду чисел. Повторение числового ряда от 0 до 9.Сравнение чисел. Знак сравнения. Сравнение множеств с использованием знака сравнения. Геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) ,их элементы(углы, стороны) и некоторые свойства. Распознавание, изображение. Определение пропущенного числа. "Называние числового ряда в прямом и обратном порядке. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9. 1 1 1 16 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 12. 14.12 13. 14. 15. 16. 19.12 21.12 26.12 28.12 1. 09.01 2. 3. 11.01 16.01 4. 18.01 5. 23.01 6. 7. 25.01 30.01 8. 01.02 Решение задач- иллюстраций в пределах 9 с использованием реальных предметов. Сравнение чисел в пределах 9. Итоговая проверочная работа. Сутки. части суток, неделя. Час. минута. секунда. Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на определенное время. 1 III ЧЕТВЕРТЬ Игра- соревнование"Цифры в нашей жизни". 20 1 Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10. Место числа в числовом ряду. Количественные и порядковые числительные. Числовой ряд 1-10. Упражнения в нахождении большего и меньшего чисел 1-10. Счет различно расположенных предметов в пределах 10. Различение денежных знаков(монет, купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Узнавание достоинства монет, купюр. Размен денег. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9. 06.02 10. 08.02 11. 20.02 12. 22.02 13. 27.02 14. 15. 29.02 05.03 16. 17. 07.03 12.03 14.03 19. 19.03 20. 21.03 1. 02.04 2. 04.04 Упражнения в счете на калькуляторе .Меры стоимости. Увеличение и уменьшение каждого числа на 1в пределах10. Узнавание циркуля ( частей циркуля),его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10. Практическая работа. Сравнение предметных множеств. Решение задач в пределах 10 по образцу. Ориентация на плоскости , доске, листе бумаги. Графический диктант. Повторение числового ряда 0-10. Сравнение чисел . Решение примеров на сложение с одним неизвестным в пределах 10. Решение примеров на вычитание с одним неизвестным в пределах 10. Понятие вес предмета. Различение и сравнение предметов по весу. Меры массы. Узнавание весов, частей весов, их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. 1 IV ЧЕТВЕРТЬ .Последовательность дней недели, времен года, месяцев в году. Регулирование времени часам(по песочным, по таймеру). Узнавание и различение геометрических тел:"шар","куб". "призма"."брусок".Соотнесение формы с геометрической фигурой. 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. 4. 5. 09.04 11.04 16.04 6. 7. 8. 9. 18.04 23.04 25.04 02.05 10. 11. 07.05 14.05 12. 16.05 Числовой ряд 1-10, прямой и обратный счет. Сравнение чисел в пределах 10. Увеличение и уменьшение каждого числа на 1 в пределах 10. Решение примеров в пределах 10. Решение задач в пределах 10. Итоговая проверочная работа. Сравнение людей по возрасту. Практические упражнения. Виды часов .Определение времени по часам. Измерение длины ,ширины, высоты предметов, прямых линий. Практические упражнения по уточнению различий. Повторение пройденного материала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1