9 "В" класс

Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения
развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей.
В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по
формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму,
начальные навыки чтения и письма.
Данная программа имеет социально-коммуникативную направленность, предполагающую формирование у
учеников социально значимых умений с помощью чтения и письма. На первый план выдвигается задача развития речи как
средства общения и как способа коррекции психофизических недостатков. Основные задачи обучения– воспитание
звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, обучение связанной речи – решаются на протяжении всего
обучения с постепенным усложнением. Обучение чтению рассматривается в первую очередь в сфере общения детей со

сверстниками и взрослыми, как овладение коммуникативными умениями. Важнейшей задачей становится освоение и
усвоение детьми элементарной системы навыков и умений читать, обеспечивающих их социализацию.

Задачами предмета являются следующие аспекты:
формировать навык чтения на доступном для каждого ребенка уровне (осознанность, правильность,
выразительность);
формирование различных способов творческой интерпретации прочитанного текста учителем (графической,
картинной, музыкальной, пантомимической);
развитие желания читать; общаться с книгой;
развитие способности к адекватному эмоционально-образному восприятию кратких литературных произведений:
сказок, стихов, рассказов;
формирование системы навыков и умений пользоваться книгой;
формирование навыка чтения как способа ориентировки в окружающем мире (чтение, узнавание) вывесок,
названий магазинов, учреждений; операции с документами и т.п.
формирование умений ориентировки в документах; квитанции, рецепты, билеты и т.п.
освоение характера, умение пересказывать (кратко, частично, по плану, без плана, полно);
освоение навыков и умений гигиены чтения.
Материал по программе располагается концентрически.

Содержание уроков речи и альтернативной коммуникации.

Программа рассчитана на 96 часов учебного времени из расчёта 3 часа в неделю. Программа предполагает
овладение начальными навыками чтения и письма:
обучение узнаванию звука в слоге (слове); соотнесению звука с буквой; узнаванию графического изображения
буквы в слоге (слове); называнию буквы; чтению слога слова, предложения, текста.
Правильность чтения: обучение соблюдению орфоэпических норм (начало предложения – конец), формирование
способа чтения целыми словами, а также плавного смыслового чтения.
Выразительность чтения: обучение умению интонационно оформлять предложения разных типов, работа над
логическим ударением, формирование способности передавать основной эмоциональный тон текста.
Работа с текстом: работа над эмоциональным адекватным восприятием доступного по возрасту, небольшого по
объёму художественного текста (сказки, рассказа, стихотворения), читаемого учителем, понимание сюжета;
озаглавливание повествовательного текста, состоящего из одного-двух эпизодов; работа по восстановлению
деформированного картинного плана; ответы на вопросы по тексту; пересказ с опорой на картинный план.
Работа с книгой: практическое знакомство с элементами книги (обложка, переплёт, титульный лист, страницы,
содержание); умение называть книгу, элементарное знакомство с книгой по её обложке; ориентировка в книге по
заголовку; умение находить текст в книге (в начале-середине-конце); введение в словарь терминов: «автор», «заглавие»,
«герой», «сказка», «рассказ».
Ученики должны знать:
Термины: «автор», «заглавие», «герой», «стихотворение», «рассказ», «сказка», «скороговорка», «загадка»;
Элементы книги: обложка, переплет, страница, содержание;
О том, что произведения бывают разными по жанру («сказки - рассказы»);
Ученики должны уметь:

Эмоционально воспринимать доступные понимаю повествовательные произведения (из расчета 0,5 стр. крупным
шрифтом) на слух;
Выражать с помощью интонационных средств, простой характер персонажа и основной эмоциональный тон
небольшого, доступного по содержанию текста (5-7 предложений);
Разыгрывать по ролям (после подготовительной работы) небольшой по объему диалог (3-5 фраз каждый);
Отвечать на вопросы о фактическом содержании доступных повествовательных произведений;
Определять тему произведения путем выбора наиболее точного заголовка с опорой на картинки («Пожар»,
«Наводнение»);
Читать слова и подбирать соответствующие обозначения.

Календарно - тематическое планирование.
I четверть, 23 час.
№ п/п
1.

Дата
04.09

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

06.09
07.09
11.09
13.09
14.09
18.09
20.09
21.09
25.09
27.09
28.09
02.10
04.10
05.10
09.10
11.10
12.10
16.10
18.10
19.10
23.10
25.10
26.10

20.
21.
22.
23.

Тема
Чтение картинок на тему «Школа».Слушание
стихотворений о школе.
Чтение картинок на тему «Осень». Письмо изученных
букв, слогов.
Чтение картинок на тему «Огород. Овощи». Письмо
изученных букв, слогов.
Чтение картинок на тему «Сад. Фрукты». Письмо
изученных букв, слогов.
Чтение и письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ээ, ы.

Кол-во
1

Чтение и письмо строчных гласных букв а, о, у, э, ы.
Закрепление чтения гласных букв Аа, Оо, Уу, Ээ, ы.
Письмо слогов, слов, предложений.
Закрепление написания строчных гласных букв а, о, у,
ы, э. Чтение предложений.
Чтение гласных букв Ии, Ее, Ёё, Ю ю, Яя.
Письмо строчных гласных букв и, е, ё, ю, я.

1
2

Закрепление чтения гласных букв Ии, Ее, Ёё, Юю, Яя.
Закрепление написания строчных гласных букв и, е, ё,
ю, я.
Закрепление чтения изученных гласных букв.

1
1

Письмо заглавных гласных букв.
Письмо изученных букв, слогов.

1
1

2
2
2
2

2
1
2

2

II четверть, 23 час.
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Дата
08.11
09.11
13.11
15.11

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

16.11
20.11
22.11
23.11
27.11
29.11
30.11
04.12

Тема
Кол-во
Чтение и письмо слов с изученными буквами.
1
Письмо заглавных гласных букв. Чтение текста
2
«Муха».
Чтение картинок на тему «Семья». Письмо изученных
1
букв, слогов.
Чтение картинок «Обувь». Письмо изученных букв,
2
слогов.
Чтение картинок «Головные уборы». Письмо
2
изученных букв, слогов.
Чтение согласных букв П,С,К,В,Р,Н.
1
Письмо строчных согласных букв п, с, к, в, р, н. Чтение
2
текста «Вот так утки!».
Чтение картинок «Зима».Письмо изученных букв,
1
слогов.
Чтени согласных букв П,С,К,В,Р,Н.
1
Письмо строчных согласных букв п,с,к,в,р,н. Чтение
2
текста «Лукошко».
Закрепление чтения согласных букв П,С,К,В,Р,Н.
1
Письмо заглавных согласных букв П,С,К,В,Р,Н.
2

13.
06.12
14.
07.12
15.
11.12
16.
13.12
17.
14.12
18.
18.12
19.
19.12
Закрепления чтения согласных букв П,С,К,В,Р,Н.
20.
20.12
Письмо заглавных согласных букв П,С,К,В,Р,Н.
21.
25.12
Проверочная работа.
22.
27.12
Чтение согласных букв З, М, Д,Т,Б, Г.
23.
28.12
Письмо заглавных согласных букв З,М,Д,Т,Б,Г.
III четверть, 31 час.

1
1
1
1
1

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Дата
10.01
11.01
15.01
17.01
18.01

Тема
Повторение изученного материала.
Чтение заглавных согласных букв П,С,К,В,Р,Н.
Письмо строчных согласных букв з,м,д,т,б,г.

Кол-во
1
1
2

Чтение согласных букв З,М,Д,Т,Б,Г

1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

22.01
24.01
25.01
29.01
31.01
01.02
05.02
07.02

Письмо заглавных согласных букв П,С,К,В,Р,Н.

2

Закрепление чтения изученных согласных букв.
Закрепление написания согласных букв.
Закрепление чтения изученных согласных букв, слогов
Закрепление написания согласных букв.
Чтение картинок на тему «Домашние животные».

1
1
1
1
2

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

08.02
19.02

Письмо изученных слогов, слов, предложений
Чтение картинок на тему «Дикие животные». Письмо
изученных слогов, слов, предложений

1
3

21.02
22.02
26.02
28.02
29.02
04.03
06.03
07.03
11.03
13.03
14.03

Чтение согласных букв Л,Ш,Ч,Ф,Х,Ж.
Письмо заглавных согласных букв Л,Ш,Ч,Ф,Х,Ж.

1
2

Чтение согласных букв Л,Ш,Ч,Ф,Х,Ж.
Письмо строчных согласных букв л,ш,ч,ф,х,ж.

1
2

Чтение картинок на тему «Профессии». Письмо слов,
предложений

3

Закрепление чтения изученных согласных букв.

2

29.
30.
31.

18.03
20.03
21.03

Закрепление написания согласных букв.

2

Закрепление чтения и написания изученных букв.

1

IV четверть, 19 часов.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Дата
01.04
03.04
04.04
08.04
10.04
11.04
15.04
17.04
18.04
22.04
24.04
25.04
27.04
02.05
06.05
08.05
13.05
15.05
16.05

Тема
Чтение картинок на тему «Весна Животный мир».
Письмо изученных букв, слов. Чтение слогов
Чтение картинок на тему «Весна Растительный мир».
Письмо изученных букв, слов. Чтение слогов.
Чтение согласных букв Ц,Щ,Й. Чтение букв в слогах.

Кол-во
1
1
1
1
2

Письмо строчных согласных букв ц,щ,й.
Письмо заглавных согласных букв Ц,Щ.
Проверочная работа.
Буквы ь,ъ.
Письмо ь,ъ
Закрепление чтения гласных и согласных букв.

1
1
1
1
1
2

Закрепление написания гласных и согласных букв.

2

Алфавит.
Письмо алфавита

1
2

Закрепление изученного

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».