ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Профильный труд является обязательным учебным предметом в КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рабочая программа составлена на основе нормативно- правовых документов: ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 5-9 кл I вариант Рабочая программа предназначена для обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью швейному делу. Цель программы: формирование знаний, умений, навыков, в соответствии со способностями и возможностями детей, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью; коррекция отклонений в их развитии в процессе трудового обучения; овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Условием достижения цели является коррекционная направленность обучения и воспитания. Задачи: - освоение доступных школьникам технических и технологических знаний по швейному делу; - формирование общетрудовых умений: ориентировка в задании, планирование последовательности действий, выполнение и контроль хода работы; - овладение приемами труда по специальности – швейное дело, умениями рациональной организации трудовой деятельности; - воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; - формирование опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков; - профессиональная ориентация учащихся, социальная адаптация к условиям жизни в современном обществе; - развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения; - укрепление и охрана здоровья: выбор профессионального направления с учетом состояния здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Данная программа предусматривает подготовку учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельному выполнению заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской одежды. Программа включает раздел по изучению устройства, правил и освоению приемов работы на швейной машине. Помимо этого в программе выделено большое количество часов на формирование навыков выполнения машинных и ручных швов и их применению при обработке некоторых бытовых изделий. В представленную программу включены темы по обработке прямых, косых, закругленных срезов в бельевых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. В I четверти учащиеся знакомятся с устройством швейной машины с электроприводом. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится вначале на образцах, затем в процессе изготовления различных несложных швейных изделий. В программу включены темы по профориентации с целью формирования знаний о профессиях швейного производства и ознакомления с современным оборудованием, его устройством, функциями и назначением. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями – это системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-3 учебных часа. Основной применяемый тип уроков - комбинированные уроки Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, мини-проекты и такие формы работы как: проблемное задание, исследовательское задание, творческое задание, проект, презентация, игры коммуникативные и деловые. Современные педагогические технологии, реализуемые в процессе обучения по представленной программе: Технология индивидуального коррекционно-развивающего обучения и воспитания; Здоровьесберегающие технологии Элементы технологий: Проектное обучение Игровая технология Обучение по предмету носит коррекционную направленность и ориентировано на работу с каждым учеником с учетом его индивидуальных (возрастных, психофизических, интеллектуальных) особенностей, возможностей в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного и физического развития личности. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по швейному делу, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса в 6 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениям и составлена из расчета 198 часов (6 часов в неделю), в соответствии с Учебным планом КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 год; Качество реализации данной программы отслеживается на основе анализа уровней развития в трудовом обучении 2 раза в год. Результаты фиксируются в Дневниках индивидуального сопровождения (Таблицы, диаграммы) Планируемые личностные результаты: 1.овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к результатам освоения образовательной программы обучающимися 6 класса Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 класса Должны знать: Инструменты и приспособления для ручных работ; Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенические требования при выполнении работы; Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани; Растительные волокна и получение льна; Свойства хлопчатобумажной и льняной ткани; Правила и последовательность снятия мерок для построения простейших чертежей; Иметь представление о ремонте одежды; Виды пуговиц и способы их пришивания; Правила и приемы работы с утюгом; Правила составления плана пошива изделия на основе предметной технологической карты; Иметь представление об общем устройстве швейной машины и ее основных частей, правилах безопасной работы на ней; Последовательность заправки ниток в швейной машине с электроприводом; Последовательность и технические условия выполнения некоторых машинных швов. Виды обтачек; Виды карманов, назначение, фасоны; Правила составления плана пошива изделия на основе предметной технологической карты Должны уметь: Соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; Проводить отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; Читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия; Определять хлопчатобумажную и льняную ткань по внешнему виду; Подбирать нитки по цвету изделия; Производить простейший ремонт одежды в месте разрыва и по распоровшемуся шву; Производить заправку ниток и работать на швейной машинке машине с электроприводом; Выполнять строчку с ориентировкой на лапку; Различать и выполнять швы вподгибку с открытым и закрытым срезами; Выполнять стачной, обтачной шов; Применять машинные швы при изготовления несложных швейных изделий; Обрабатывать закругленный срез детали двойной косой обтачкой; Выполнять отделочную строчку с ориентировкой на лапку; Проводить анализ качества выполненного изделия в сравнении с образцом; Выполнять совместную работу в группе (под руководством учителя); Выполнять с помощью учителя мини-проекты и презентацию изделия: «Вышивка сегодня» «Мой фартук» «Мое платье»; Выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников с нарушением интеллекта: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении швейному делу развивается мышление и мелкая моторика; способность к анализу, речь, внимание, память. Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в развитии, позволяет подготовить к работе по освоению профессии швея, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. 1. 2. 3. 4. Учебно-методическая литература: Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы; сборник 2; под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012; Мозговая Г.Г. Картушина Г. Б., Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Швейное дело 6 класс» М., Просвещение, 2020г. Мозговая Г.Г. Картушина Г. Б., Рабочая тетрадь по швейному делу 6 класс; М., Просвещение, 2010 Бородкина Н.А. Контрольно-измерительные задания, вариативные тестовые задания 5-9 классы; Волгоград;, 2012 Дополнительная литература. 1.Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969. 2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988. 3.Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология, 1986, 4. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под.ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1965 5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника М; Просвещение УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО Руководитель методического объединения СОГЛАСОВАНО Методист ___________ С.С Шаверина Протокол № 1 от « 28» августа 2023 г. _____________ Л.Ю. Иваськевич ВрИО директора КГОБУ «Елизовская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ____________ А.А. Дербенев « 29 » августа 2023 г. « 30 » августа 2023 г. Приказ № 62/7- од Календарно-тематическое планирование уроков Предмет профильный труд (швейное дело) Учебный год: 2023-2024 Класс: 6 Учитель: __Шаверина Светлана Станиславовна Количество часов: Всего_198, в неделю_6__ Количество контрольных работ: 4 Количество практических работ: 110 Учебник «Технология Швейное дело 6 класс» Мозговая Г.Г. Картушина Г. Б., М., Просвещение, 2020г._ название, автор, издательство, год издания Дополнительная литература Контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания; Бородкина Н.А. М., Просвещение, 2012 Рабочая тетрадь по швейному делу 7 класс; Мозговая Г.Г. Картушина Г. Б., М., Просвещение, 2012 Тематическое планирование составил(а) Шаверина Светлана Станиславовна учитель технологии Распределение часов на I четверть (50ч) № Раздел 1. Вводное занятие Общее количество часов 2 Теоретические работы 2 2. Профориентация. 2 2 Практические Профессии швея, портной, оператор швейного оборудования 3. Материаловедение 4 3 1 4. Машиноведение Бытовая швейная машина с электроприводом 12 3 9 5. Обработка обтачкой среза ткани 10 5 5 6. Обработка сборок 4 1 3 7. Построение чертежа и раскрой фартука для работы 12 5 7 2 Механизмы регулировки швейной машины Мини-проект «Мой фартук» 8. Контрольная работа за 1 четверть 2 9. Самостоятельная практическая работа 2 Итого: 50 2 23 27 I четверть (50ч) Раздел № п/п программы 1- Вводное 2 занятие (2 ч) Тема урока Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда 3-4 ПрофПрофессии ориентация швея, портной, оператор (2ч) швейного оборудования 5-6 Материало Льняное волокно и его свойства -ведение Получение (4ч) льняного волокна. 7-8 Получение льняных тканей. Ткацкое производство. Кол- Дата во часов Машино- Бытовая швейная с ведение. машина электроприводом Бытовая швейная 10 машина с электроприводом (12ч) Устройство электропривода Правила безопасности при работе на швейной машине урока 2 1.09 1.09 Объясне ние нового материала 2 5.09 5.09 Объясне ние нового материала Объясне ние нового материала. Комбинирован ный 2 7.09 7.09 2 8.09 8.09 Полотняное переплетение 9 Тип 1 12.09 1 12.09 Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Ознакомление с задачами обучения Знать: правила безои планом работы на год и четверть. пасной работы, санитарноПравила безопасной работы в гигиенические требования. мастерской. СанитарноУметь: организовывать гигиенические требования рабочее место, готовить Организация рабочего места материалы и инструменты к работе Профессии швея, портной, оператор Иметь представление о швейного оборудования профессиях Представление профессии. Растительные волокна (лен). Знать, как получают Обработка стеблей льна и льняные волокна и каковы получение льняного волокна. их свойства. Свойства льняного волокна. Знать: как получают льняные ткани, суть процесса ткачества, особенности полотняного переплетения Уметь: определять долевую и поперечную нити в ткани Объясне Бытовая швейная машина с Знать: марки бытовых ние электроприводом: марки, шейных машин; нового назначение, скорость, виды назначение, виды материа выполняемых работ выполняемых работ ла Устройство электропривода. Объясне- Правильная посадка во время Знать: правила охраны ние ново- работы на машине. Организация труда при работе на го мате- рабочего места. Инструктаж по швейной машине риала охране труда при работе на швейУметь: организовывать ной машине рабочее место, выполнять правильную посадку Процесс получения льняной ткани и сфера ее применения. Долевая и поперечная нити в ткани. Кромка Основные операции ткацкого производства. Полотняное переплетение: его отличительные особенности Вид контроля Индивидуализация Опросигра Ответы на вопросы Ответы на Карточка с опорными вопросы понятиями Контроль над действиями Ответы на вопросы Карточка с вариантами ответов Ответы на вопросы Тестовое задание в упрощенной форме Раздел № п/п программы Тема урока 11 Бытовая швейная машина «BRATHER». 1 14.09 Объяснение нового материала 12 Подготовка швейной машины к работе. Выполнение строчек на швейной машине с электроприводом Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание ниток на шпульку Заправка верхней и нижней ниток 1 14.09 Комбинированный Выполнение машинных строчек на образце 2 Выполнение машинных строчек с ориентировкой по лапке 1 13 14 1516 17 Кол-во Дата часов 1 15.09 Тип Элементы содержания урока Комбинированный 1 15.09 19.09 Практи19.09 ческая работа 21.09 Практическая работа Устройство бытовой швейной машины «BRATHER». Назначение машины. Особенности швейной машины. Рабочие механизмы бытовой швейной машины Подготовка швейной машины к работе. Устройство электропривода. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Пуск и остановка машины. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: рабочие механизмы бытовой швейной машины, устройство швейной машины «BRATHER». Уметь: подготавливать швейную машину к работе, регулировать скорость при помощи педали Знать: назначение рабочего и свободного хода швейной машины Уметь: наматывать нитки на шпульку, заправлять верх. и нижнюю нитки Уметь: подготавливать Заправка верхней и нижней ниток, вывод нижней нити из под швейную машину к работе, игольной пластины заправлять верхнюю и нижнюю нитки Строчка на бумаге и ткани по Уметь: подготавливать закругленным и зигзагообразным швейную машину к ралиниям боте, выполнять машинную строчку Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание ниток на шпульку. Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных), с ориентировкой по лапке 0,1; 0,5 Положение изделия на машинном рабочем месте Уметь: подготавливать швейную машину к работе, выполнять машинную строчку Вид контроля Индивидуализация Ответы на вопросы. Карточка с опорными понятиями Контроль Индивидунад дейст- альная работа по виями овладению приемами ИндивидуКонтроль над дейст- альная работа по виями овладению приемами Контроль над действиями ИндивидуКонтроль над дейст- альная работа по виями овладению приемами Контроль Индивидунад дейст- альная работа по виями овладению приемами № п/п Раздел программы Тема урока Кол- Дата во часов Тип Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Индивидуализация Обратный ход швейной машины. Приемы выполнения машинной закрепки. Требования к качеству выполняемой операции Знать: назначение закрепки, требования к качеству выполняемой операции. Уметь: выполнять машинную закрепку Контроль над действиями Индивидуальная работа по овладению приемами Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки: назначение и устройство. Длина стежка. Выбор длины стежка Выполнение строчек с различной длиной стежка Знать: устройство и назначение регулятора строчки. Понимать, что выбор длины стежка зависит от толщины пошиваемой ткани. Уметь: изменять длину стежка, выполнять строчки с различной длиной стежка Знать: свойства срезов ткани, виды обтачек и сферу их применения. Уметь: определять вид обтачки Ответы на вопросы. Контроль над действиями Карточка с опорными понятиями Ответы на вопросы Тестовое задание в упрощенной форме Знать: отличительные особенности косой обтачки, ее виды, сферу применения. Уметь: выполнять раскрой косых обтачек, соединять косые обтачки Знать: правила стачивания частей обтачки, правила раскроя. Уметь: выкраивать долевые, поперечные обтачки и соединять их Знать: суть термина «выметать». Уметь: выполнять обработку среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону, проверять качество работы Контроль над действиями Контроль качества урока 18 Машинная закрепка 1 21.09 19- Механизмы 20 регулировки швейной машины Регулятор строчки: назначение и устройство. 2 22.09 Комби22.09 нирован ный 21 Обработка обтачкой среза ткани (10ч) Виды обтачек 1 26.09 Объясне ние нового материала 2223 Косая обтачка. Соединение косых обтачек 2 26.09 28.09 Комбинирован ный 2425 Раскрой долевой и поперечной обтачек 2 28.09 29.09 Практическая работа Обработка среза детали долевой обтачкой 2 29.09 3.10 Практическая работа 2627 Элементы содержания Комбинирован ный Виды срезов ткани. Свойства срезов ткани. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья. Отличительные особенности каждого вида обтачек Косая обтачка. Виды косых обтачек. Раскрой косых обтачек. Соединение косых обтачек Раскрой и стачивание долевых, поперечных обтачек с опорой на операционную предметную карту. Требования к качеству выполняемой операции Обработка среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону. Требования к качеству выполняемой операции Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Раздел № п/п программы 2830 Тема урока Кол- Дата во часов Практическая работа 2 6.10 6.10 Объясне ние нового материала Выполнение сборок машинным способом 2 10.10 10.10 Практическая работа Знакомство с изделием (фартук с нагрудником) 1 12.10 Объясне ние нового материала Объясне ние нового материала 3 35 Построение чертежа и раскрой фартука для 36 работы (12 ч) Мини-проект «Мой фартук» 1 12.10 Элементы содержания урока 3.10 5.10 5.10 Обработка деталей косой обтачкой 31- Обработка Сборка как отделка на 32 сборок (4 ч) женском и детском легком платье, белье 3334 Тип Работа по проекту Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой. Обработка закругленного среза детали двойной косой обтачкой. Значение надсечек. Выметывание канта при обработке детали обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции. Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Способы выполнения сборок (ручные и машинные сборки). Правила припуска ткани на сборку Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. Выполнение сборок машинным способом. Равномерное распределение сборок. Требования к качеству выполняемой операции Специальная одежда. Фартук: назначение, фасоны, ткани для пошива. Название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали План работы по изготовлению Проектирование изделия (фартук) Назначение изделия. Описание изделия. Ткани, используемые для пошива. Деталь и контурные срезы Ход работы по проекту Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: суть терминов «оттяжка» и «сутюжка»; обработку закругленных срезов косой одинарной или двойной обтачкой Уметь: контролировать качество работы. Вид контроля Индивидуализация Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Знать: сферу применения сборок, способы их выполнения. Уметь: выполнять расчет расхода ткани на сборку Ответы на вопросы Карточка с опорными формулировками Знать: правила подготовки швейной машины для выполнения сборок. Уметь: выполнять сборку машинным способом Знать: назначение фартука, название его деталей и контурных срезов. Уметь: описывать изделие Знать: назначение, ткани Уметь: Составлять план работы по изготовлению придумывать форму, описывать изделие. Контроль над действиями Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Выполнять проект по плану и проводить его презентацию. Ответы на вопросы Ответы на вопросы Защита минипроекта Индивидуальная работа по выполнению проекта. Творческая работа для способных: Усложнение модели, зарисовка идеи Раздел № программы п/п 37 38 39 41 4244 4546 47 48 Тема урока Кол- Дата во часов Снятие мерок для построения чертежа деталей фартука Построение чертежа фартука Подготовка ткани к раскрою. 3 Раскрой изделия Подготовка деталей кроя фартука к обработке Контрольная работа за 1 четверть Проверка знаний 49 Самосто- ятельная 50 практическая работа (2ч) Обработка детали косой обтачкой Тип урока 2 13.10 13.10 Комбинирован ный 3 17.10 17.10 19.10 Практическая работа 19.10 20.10 20.10 2 24.10 24.10 1 26.10 1 26.10 2 27.10 27.10 Комбинирован ный Практическая работа Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Правила снятия мерок. Мерки Знать: мерки для построения для построения чертежа чертежа фартука. фартука Уметь: проводить обмер фигуры, записывать мерки Выполнение расчетов по Уметь: выполнять построение своим меркам. Построение чертежа фартука с нагрудником чертежа фартука с с нагрудником в натуральную нагрудником в натуральную величину. Подготовка выкройки величину к раскрою Подготовка ткани к раскрою. Знать: правила подготовки Правила экономного ткани к раскрою, правила расходования ткани при экономии ткани при раскладке раскрое. Раскладка деталей на деталей. ткани. Раскрой деталей Уметь: выполнять подготовку изделия. Требования к ка- ткани к раскрою, раскраивать честву выполняемой операции детали, контролировать качество кроя Способы перевода контурных Знать: способы перевода линий. Подготовка деталей контурных линий. кроя фартука к обработке. Уметь: подготавливать детали Контрольные линии кроя фартука к обработке Урок контрол я знаний Самосто Последовательность Уметь: Выполнять обработку ятельная выполнения Обработка детали детали косой обтачкой работа косой обтачкой Вид контроля Индивидуализация Карточка с Контроль над дейст- вариантами виями. ответов Контроль над действиями. Контроль качества Контроль над действиями. Контроль качества Карточка с опорными формулировками Тестовое задание в упрощенной форме Карточка с Контроль над дейст- вариантами ответов виями. Контроль качества II вариант Контроль качества Упрощенное задание Распределение часов на II четверть (48ч) № Раздел 1. Вводное занятие Общее количество часов 2 Теоретические работы 2 2. Профориентация 2 2 Практические Предприятия для производства швейных изделий 3. Машинные швы 2 1 1 4. Обработка мягких складок 4 2 2 5. Обработка и соединение основной деталью 10 3 7 6. Пошив фартука Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой 22 8 14 7. Контрольная работа за 2 четверть 2 2 8. Самостоятельная практическая работа 4 Итого: 48 накладного кармана с 4 20 28 II четверть (48 ч) Раздел № п/п программы Тема урока 1-2 Вводное занятие (2ч) Вводное занятие 8 910 Элементы содержания урока План работы на четверть. Распределение обязанностей. Организация рабочего места. Правила безопасной работы в мастерской Массовое производство и Производство изделий по индивидуальным заказам населения Обтачной шов: назначение, конструкция и условное обозначение. Понятие «обтачать». Технология выполнения обтачного шва. Требования к качеству шва Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Конструкция мягких складок. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое Комбинирован ный 2 09.11 09.11 Комбинирован ный 2 10.11 10.11 Комбинирован ный Мягкие складки как один из видов отделки белья, легкого платья 1 14.11 Объясне ние нового материала Мягкие складки, заложенные в разные стороны 1 14.11 Комбинирован ный Правила разметки и выполнения мягких складок, заложенных в разные стороны Выполнение мягких складок, заложенных в одну сторону 2 16.11 16.11 Комбинирован ный Разметка и выполнение мягких складок, заложенных в одну сторону Предприятия для производства швейных изделий 5-6 Машинные Обтачной шов швы (2ч) Обработка мягких складок (4 ч) Тип 2 07.11 07.11 3-4 Профорие нтация 7 Кол- Дата во часов Требования к уровню Вид подготовки учащихся контроля (результат) Знать: правила безопасной Ответы на работы в мастерской. вопросы Уметь: организовывать рабочее место Индивидуализация Иметь представление о Ответы на производстве швейных вопросы изделий Тестовое задание в упрощенной форме Знать: назначение шва. Уметь: выполнять обтачной шов, контролировать качество выполнения шва Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Знать: сферу применения мягких складок, их конструкцию. Уметь: рассчитывать расход ткани на мягкие складки Ответы на вопросы Карточка с опорными формулировками Контроль над действиями. Контроль качества Знать: конструкцию мягких Контроль односторонних складок. над дейстУметь: размечать и вы- виями. полнять мягкие складки, Контроль заложенные в одну сторону качества Тестовое задание в упрощенной форме Знать: конструкцию складок. Индивидуальная работа по овладению приемами Раздел № п/п программы Тема урока Кол- Дата во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Накладной карман: назначение и Знать: назначение, фасоны, фасоны. Виды накладных виды накладного кармана карманов. Название срезов детали кармана. Отделка накладных карманов 11 Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (10ч) 12 13 Накладной карман: назначение и фасоны 1 17.11 Объясне ние нового материала Раскрой гладкого накладного кармана 2 17.11 21.11 Комбинирован ный Правила раскроя гладкого накладного кармана прямоугольной формы. Припуски на обработку срезов 14 16 Обработка гладкого накладного кармана Современные клеевые материалы и технологии обработки 3 21.11 23.11 23.11 Комбинирован ный 17 Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. 1 24.11 Комбинирован ный Обработка верхнего среза гладкого накладного кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Современные клеевые материалы и технологии обработки Обработка боковых и нижнего срезов накладного кармана прямоугольной формы.. Нанесение линии настрачивания Знать: приемы разметки кармана на изделие. Соединение накладного кармана с с основной деталью 3 24.11 28.11 28.11 Комбинирован ный 18 20 Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке Уметь: выполнять раскрой гладкого накладного кармана прямоугольной формы с учетом припусков на обработку срезов Знать: технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Уметь: выполнять обработку срезов гладкого накладного кармана прямоугольной формы Уметь: выполнять соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой Вид контроля Индивидуализация Ответы на Карточка с вопросы опорными формулировками Контроль над действиями. Контроль качества Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями. Контроль качества Контроль над действиями. Контроль качества Тестовое задание в упрощенной форме Индивидуальная работа по овладению приемами Индивидуальная работа по овладению приемами Раздел № программы п/п Тема урока Тип Элементы содержания урока 1 30.11 Урокбеседа Последовательность операций пошива на основе предметнотехнологической карты 3 30.11 1.12 1.12 Практическая работа Обработка бретелей обтачным швом. Требования к качеству выполняемой операции у 25 26 Обработка нагрудника с одновременным втачиванием бретелей 2 5.12 5.12 Практическая работа Обработка нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Отделочная строчка. Требования к качеству выполняемой операции 27 28 Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука 2 7.12 7.12 Практическая работа Виды обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука подкройной обтачкой из отделочной ткани. Обработка срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Требования к качеству выполняемой операции Обработка карманов 2 8.12 8.12 Практическая работа Способы обработки верхнего среза кармана. Обработка боковых и нижнего срезов кармана. Требования к качеству выполняемой операции 21 Пошив фартука Составление плана пошива фартука с нагрудником Кол- Дата во часов Соединение деталей изделия с помощью 22 пояса и Обработка - обработка бретелей об24 отделочной тачным швом строчкой (22ч) 29 30 Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Уметь: под руководством учителя составлять план пошива фартука с нагрудником, ориентироваться в работе по образцу изделия Знать: технологию выполнения обтачного шва. Уметь: выполнять обработку бретелей обтачным швом, контролировать качество работы Уметь: обрабатывать парные детали нагрудника с одновременным втачиванием бретелей, выполнять отделочную строчку, проверять качество выполненной операции Знать: способы обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Уметь: выполнять обработку боковых и нижнего срезов нижней части фартука Знать: способы обработки верхнего среза кармана. Уметь: выполнять обработку срезов накладного кармана Вид контроля Индивидуализация Ответы на вопросы Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями. Контроль качества Карточка с вариантами ответов Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями. Контроль качества Тестовое задание в упрощенной форме Тема урока № Раздел программы п/п Кол- Дата во часов Тип Элементы содержания урока 31 32 Соединение карманов с нижней частью фартука 2 12.12 12.12 Практическая работа Разметка мест прикрепления карманов. Соединение карманов с нижней частью фартука накладным швом. Требования к качеству выполняемой операции 3335 Обработка пояса обтачным швом 3 14.12 14.12 15.12 Практическая работа Обработка пояса обтачным швом. Требования к качеству выполняемой операции Обработка верхнего среза нижней части фартука 2 15.12 19.12 Практическая работа Соединение деталей фартука 3 19.12 21.12 21.12 Комбинирован ный Способы обработки верхнего среза (собирание сборок или закладывание мягких складок). Выполнение сборки машинным способом. Равномерное распределение сборок. Обработка верхнего среза нижней части фартука Соединение нижней части фартука с нагрудником и поясом. Выполнение отделочной строчки. Требования к качеству выполняемой операции Окончательная отделка изделия Утюжка изделия Защита проекта 2 22.12 22.12 Комбинирован ный 1 26.12 Урок контроля знаний 1 26.12 28.12 28.12 29.12 29.12 3637 38 40 4142 43 Контрольная работа за 2 четверть 44 Проверка знаний 45 Самосто- Настрачивание - ятельная накладного 48 практичес прямого кая кармана работа(2ч) 4 Удаление временных строчек. Отделка изделия. Утюжка готового изделия. Требования к качеству изделия. Оценка качества Утюжка готового изделия. Самосто Последовательность выполнения. ятельная Технология настрачивания работа накладного прямого кармана Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: способы соединения кармана с основной деталью. Уметь: выполнять соединение кармана с нижней частью фартука Знать: технологию выполнения обтачного шва. Уметь: выполнять обработку пояса обтачным швом Знать: способы образования сборок. Уметь: выполнять обработку верхнего среза нижней части фартука Вид контроля Индивидуализация Контроль над действиями. Контроль качества Карточка с опорными формулировками Контроль над действиями. Контроль качества Контроль над действиями. Контроль качества Тестовое задание в упрощенной форме Индивидуальная работа по овладению приемами Уметь: выполнять соединение нижней части фартука с нагрудником и поясом Контроль над действиями. Контроль качества Карточка с Знать: правила безопасной Контроль работы с утюгом. над дейст- опорными понятиями Уметь: выполнять опевиями рации по окончательной Контроль отделке изделия, качества представлять свое проектное изделие по плану II вариант Уметь: настрачивать срезы кармана Контроль качества Упрощенное задание Распределение часов на III четверть (56ч) № Раздел Общее количество часов 2 Теоретические работы 2 Практические 1. Вводное занятие 2. Влажно-тепловая обработка изделий Паровой утюг 2 1 1 3. Профориентация. Знакомство с оборудованием для влажно-тепловой обработки Экскурсия «Ознакомление с предприятием по пошиву швейных изделий» Материаловедение 4 3 1 4 3 1 4. Исследование «Свойства льняной ткани и способы их изучения» «Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей» 5. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла 4 2 2 6. Плечевые изделия. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого изделия с закругленным срезом 14 5 9 14 Мини-проект «Мое летнее платье» 7. Пошив летнего платья на основе сорочки 22 8 8. Контрольная работа за 3 четверть 2 2 9. Самостоятельная практическая работа 2 Итого: 56 2 26 30 III четверть (56ч) Раздел № программы п/п Тема урока 1-2 Вводное занятие (2ч) Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда Устройство, регулирование температуры, правила безопасности при пользовании. Утюжка изделия с паром 3-4 Влажнотепловая обработка изделий Паровой утюг (2ч) Знакомство с 5-6 Профориентация. оборудованием для влажно(4ч) тепловой обработки Экскурсия 7-8 Ознакомление с предприятием по пошиву швейных изделий 9 Материало Виды ткани. Отделка тканей ведение (4ч) Кол- Дата во часов 2 9.01 9.01 Тип Элементы содержания урока Урокбеседа План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской Повторный инструктаж по охране труда Требования к уровню Вид подготовки учащихся контроля (результат) Знать: правила безопасной Зачет по ТБ работы в мастерской 2 11.01 Комби11.01 нирован ный Устройство парового электроутюга. Приемы регулирования температуры. Правила безопасной работы электрическим утюгом. Рабочее место для утюжильных работ. Терминология влажно-тепловой обработки Знать: устройство утюга, правила безопасной работы с ним. Уметь: выполнять влажнотепловую обработку изделий 2 12.01 Комби12.01 нирован ный Профориентация. Знакомство с современным оборудованием для влажнотепловой обработки Иметь представление об оборудовании для влажнотепловой обработки Ознакомление с предприятием по пошиву швейных изделий Иметь представление о пошиве изделий в мастерских Виды ткани (суровая, гладкокрашеная, печатная, пестротканая, меланжевая). Отделка тканей (отбеливание, крашение, печатание) Знать: продукцию ткацкого производства и способы отделки тканей 2 16.01 16.01 1 18.01 Экскурсия в швейную мастерскую Объясне ние нового материала Ответы на вопросы. Контроль над действиями Оформление результатов экскурсии Ответы на вопросы Карточка с опорными формулировками Карточка с опорными понятиями Карточка с опорными понятиями Раздел № п/п программы Тема урока 1011 Свойства льняных и хлопчатобумажн ых тканей Исследование Распознавание льняных и хлопчатобумажных тканей 13 Обработка Подкройная подкройобтачка ной обтачкой внешнего угла (4 ч) Изготовление 14 12 Кол- Дата во часов Обработка острого угла подкройной обтачкой на образце урока 2 18.01 19.01 Объясне ние нового материала. Лабораторная работа 1 19.01 Лабора торная работа 1 23.01 Объясне ние нового материала 1 23.01 Комбинирован ный 2 25.01 25.01 Комбинирован ный выкройки (лекала) подкройной обтачки и ее раскрой 1516 Тип Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Растительные волокна (лен). Знать, как получают волокна и каковы их свойства. Исследование проводить исСвойства льняной ткани и Уметь: способы их изучения следование свойств волокна в Сравнение льняных и хлопсравнении; чатобумажных тканей по распознавать ткани свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, гигроскопичность. Действие тепла, воды, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании Определение хлопчатобумажных Уметь: распознавать и льняных тканей по внешнему хлопчатобумажные и виду, разрыву, на ощупь льняные ткани Угол в швейном изделии (прямой, тупой, острый). Подкройная обтачка. Применение подкройной обтачки. Обтачки из отделочной ткани. Ширина обтачки Изготовление выкройки (лекала) подкройной обтачки. Раскрой обтачки для обработки прямого внешнего угла (по лекалу) Раскрой подкройной обтачки для обработки острого угла (по крою изделия). Обработка острого угла обтачкой на изнаночную сторону Значение надсечек. Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой Знать: назначение подкройной обтачки и сферу ее применения Вид контроля Индивидуализация Ответы на вопросы. Оформление результатов лабораторной работы Тестовое задание в упрощенной форме Оформле- Карточка с опорными ние резульпонятиями татов Ответы на вопросы Уметь: изготовить выкройку Контроль подкройной обтачки и над дейстраскроить ее виями. Контроль качества Знать: назначение надсечек, Контроль технологию выметывания над дейстканта. виями. Уметь: выполнять раскрой Контроль обтачки по крою изделия, качества обрабатывать острый угол обтачкой на изнаночную сторону Тестовое задание в упрощенной форме Индивидуальная работа по овладению приемами Индивидуальная работа по овладению приемами № п/п Раздел программы 17 Плечевые изделия. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой 18 плечевого изделия с закругленным срезом (14 ч) Тема урока Кол- Дата во часов Элементы содержания урока Требования к уровню подготовки учащихся (результат) «масштаб». Масштабная Знать: суть понятия применение, приемы «масштаб». Уметь: работать с масштабной линейкой Масштаб и масштабная линейка 1 26.01 Объясн ение нового материала Понятие линейка, работы Размеры изделия 1 26.01 Объясн ение нового материала Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Запись мерок. Стандартные мерки. Размеры изделия 30.01 Комбинирован ный Обозначения точек, отрезков и линий чертежа. Деление отрезков на равные части. Построение перпендикуляра и кривых линий. Проведение вспомогательных линий 19 Оформление чертежа изделия 1 2021 Знакомство с изделием (сорочка с круглым вырезом) Знакомство с изделием (летнее платье) на основе сорочки Мини-проект «Мое летнее платье» Снятие мерок 2 30.01 1.02 22 Тип 1 1.02 Объясне ние нового материала Работа по проекту Плечевые изделия. Сорочка с круглым вырезом. Ткани, используемые для изготовления сорочки. Описание изделия. Комбинирован ный Мерки для построения чертежа плечевого бельевого женского изделия Летнее платье: Фасоны. Ткани для пошива. Детали и их контурные срезы. Описание фасона изделия Мини-проект «Мое летнее платье» План работы по проекту Знать: правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Уметь: определять размер изделия конкретного человека Уметь: строить отрезки нужного размера, делить отрезки на равные части, строить перпендикуляр и кривые линии Знать: назначение сорочки, летнего платья, ткани для изготовления, название деталей и контурных срезов. Уметь: описывать изделие Выполнять проект по плану и проводить его презентацию Знать: правила снятия мерок. Уметь: снимать мерки для построения чертежа сорочки Вид контроля Ответы на вопросы. Контроль над действиями Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуализация Тестовое задание в упрощенной форме Контроль над действиями Индивидуальная работа по овладению приемами Ответы на вопросы Защита минипроекта Индивидуальная работа по выполнению проекта Творческая работа для способных: Усложнение модели, зарисовка идеи Контроль над действиями. Карточка с вариантами ответов Раздел № программы п/п 2325 2628 2930 31- Пошив 33 летнего платья на основе сорочки (22ч) 34 Тема урока Кол- Дата во часов Построение чертежа плечевого бельевого изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину Изготовление выкройки изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет расхода ткани на изделие Раскрой изделия Подготовка деталей кроя к обработке Составление плана пошива сорочки с круглым вырезом Тип урока 3 2.02 2.02 6.02 Комбинирован ный 3 6.02 8.02 8.02 Практи ческая работа 2 9.02 9.02 Практическая работа 3 20.02 20.02 22.02 1 22.02 Элементы содержания Построение чертежа плечевого бельевого женского изделия в масштабе 1:4. и в натуральную величину Прибавки на свободное облегание Изготовление выкройки изделия в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет расхода ткани на изделие Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей на ткани с учетом экономного расходования ткани. Раскрой деталей изделия с учетом припусков на швы. Требования к качеству выполняемой операции Комби- Определение середины деталей нирован- путем сложения. Прокладывание ный контроль ных линий (по середине деталей) Урокбеседа План работы по пошиву сорочки с круглым вырезом. Швы, используемые при пошиве изделия Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: правила оформления чертежей. Уметь: выполнять построение чертежа изделия Вид контроля Индивидуализация Контроль над действиями Индивидуальная работа по овладению приемами Знать: правила подготовки выкройки к раскрою. Уметь: изготовить выкройку нижней сорочки, подготовить выкройку к раскрою, рассчитать расход ткани на изделие Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Знать: правила подготовки ткани к раскрою. Уметь: выполнять рациональную раскладку деталей на ткани, раскраивать изделие, оценивать качество выполненной операции Контроль над действиями. Контроль качества Карточка с опорными понятиями Знать: назначение кон трольных линий. Уметь: выполнять опе рации по подготовке деталей кроя к обработке Знать: швы, используемые при пошиве сорочки. Уметь: составлять план пошива изделия под руководством учителя Тестовое задание в упрощенной форме Ответы на вопросы Раздел № п/п программы Тема урока 3536 Обработка плечевых срезов 2 27.02 Практи27.02 ческая работа Обработка плечевых срезов Требования к качеству выполняемой операции 3742 Обработка среза горловины 6 29.02 Практи29.02 ческая 1.03 работа 1.03 5.03 5.03 Правила раскроя и соединения косых обтачек. Определение размера косой обтачки. Стачивание обтачки в кольцо. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки. Обработка среза горловины с круглым вырезом двойной косой обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции Обработка боковых срезов сорочки запошивочным швом. Требования к качеству выполняемой операции 4344 4548 Обработка боковых срезов сорочки Обработка срезов пройм сорочки Кол- Дата во часов Тип Элементы содержания урока 2 7.03 7.03 Практи ческая работа 4 12.03 12.03 14.03 14.03 Практи ческая работа Заготовка косой обтачки. Определение размера косой обтачки. Обработка срезов пройм сорочки двойной косой обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: технологию выполнения стачного шва Уметь: обрабатывать плечевые срезы стачным швом, контролировать качество шва Знать: правила раскроя и соединения косых обтачек. Уметь: выполнять обработку среза горловины двойной косой обтачкой Вид контроля Индивидуализация Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Знать: технологию выполнения запошивочно- го шва. Уметь: выполнять обработку боковых срезов сорочки запошивочным швом, контролировать качество выполняемой работы Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Знать: правила раскроя и соединения косых обтачек. Уметь: выполнять обработку срезов пройм сорочки двойной косой обтачкой Контроль над действиями. Контроль качества Карточка с опорными понятиями Раздел № п/п программы Тема урока Кол- Дата во часов Тип Элементы содержания урока 4950 Обработка нижнего среза сорочки 2 15.03 15.03 Практи ческая работа Обработка нижнего среза сорочки швом вподгибку с закрытым срезом. Требования к качеству выполняемой операции 5152 Окончательная отделка изделия Защита проекта 2 19.03 Практи19.03 ческая работа Удаление ниток строчек временного назначения. Окончательная отделка изделия. Утюжка готового изделия. Проверка качества готового изделия 53 Контрольная работа за 3 четверть 54 Проверка знаний 1 21.03 1 21.03 Обработка 55 Самосто2 ятельная среза двойной 56 практическая косой обтачкой работа(2ч) 22.03 22.03 Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Уметь: выполнять обработку нижнего среза сорочки, контролировать качество выполнения операции Знать: операции окончательной отделки изделия, правила безопасной работы с утюгом. Уметь: выполнять утюжку готового изделия, оценивать качество пошива Представлять свое проектное изделие по плану Вид контроля Индивидуализация Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями. Контроль качества Карточка с опорными формулировками II вариант Урок контроля знаний Самосто Последовательность выполнения Уметь: обрабатывать срезы ятельная Технология изготовления двойной косой обтачкой работа Контроль качества Упрощенное задание Распределение часов на IVчетверть (44ч) № Раздел Общее количество часов 1 Теоретические работы 1 Практические 1. Вводное занятие 2. Машиноведение Бытовая швейная машина с электроприводом 5 2 3 Раскрой, пошив и влажно-тепловая обработка изделий 20 6 14 Механизмы регулировки швейной машины 3. Проект «Своими руками для школы. Косынка – бондана». 4. Профориентация. Знакомство с современным оборудованием для швейных предприятий. Профессия вышивальщица. Знакомство с оборудованием для вышивки 2 2 5. Ремонт одежды 4 2 2 2 6 2 2 2 Декоративная заплата-аппликация 6. Урок – интерактивная экскурсия «Одежда народов Камчатки» «Национальный костюм малых народов Камчатки» 7. Работа с тканью. 4 Отделочные ручные стежки Декоративные машинные строчки Проект «Мастерицы» 8. Контрольная работа за год 2 9. Самостоятельная практическая работа 2 Итого: 44 2 19 25 IV четверть (44ч) Раздел № программы п/п 1 Вводное занятие (1ч) Тема урока Вводное занятие 2-3 Машино- Регулятор строчки: ведение назначение и Механизмы устройство. регулировк Качество и швейной машинной машины строчки (5ч) Регулятор натяжения верхней нитки 4 5-6 Кол- Дата во часов Тип Элементы содержания урока 1 2.04 Комбинирова нный 2 2.04 4.04 Объясне ние нового материала Регулятор ширины зигзагообразной строчки 1 4.04 Комбинирован ный Декоративные строчки. Регулятор установки декоративных строчек 2 5.04 5.04 Комбинирован ный План работы на четверть. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом, на швейной машине Подготовка оборудования мастерской Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки: назначение и устройство. Длина стежка. Выбор длины стежка Выполнение строчек с различной длиной стежка Устройство и назначение регулятора верхней нити. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток. Качество машинной строчки Устройство и назначение регулятора ширины зигзагообразной строчки Регулировка ширины зигзагообразной строчки Качество машинной строчки Устройство и назначение регулятора установки декоративных строчек Регулировка декоративных строчек. Качество машинной строчки Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: правила безопасной работы в мастерской. Уметь: организовывать рабочее место Вид контроля Индивидуализация Ответы на вопросы Карточка с опорными формулировками Знать: устройство и назначение регулятора строчки. Понимать, что выбор длины стежка зависит от толщины пошиваемой ткани. Уметь: изменять длину стежка, выполнять строчки с различной длиной стежка Знать: назначение и устройство регулятора натяжения верхней нитки. Уметь: контролировать качество машинной строчки, регулируя натяжение верхней и нижней ниток Знать: назначение и устройство регулятора ширины зигзагообразной строчки Ответы на вопросы. Контроль над действиями Индивидуальная работа по овладению приемами Ответы на вопросы. Контроль над действиями Карточка с опорными формулировками Знать: назначение и устройство регулятора установки декоративных строчек Ответы на вопросы. Контроль над действиями Индивидуальная работа по овладению приемами № п/п Раздел программы 7-9 Раскрой, пошив и влажнотепловая обработка изделий (20 ч) (Практическая направленность уроков труда на выполнение потребностей школы) 10 11 12 Тема урока Знакомство с изделием (косынка, бондана для работы) Кол- Дата во часов 3 Проект «Своими руками для школы. Косынка – бондана». Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Линии и обозначения для построения чертежей Правила оформления чертежей Построение чертежа и подготовка выкройки косынки – бонданы к раскрою 1 2 Тип Элементы содержания урока Объяснение Косынка, бондана: фасоны, 9.04 нового ткани, используемые для ее 9.04 материала изготовления. Описание 11.04 изделия. Косой срез ткани и его свойства. Учет свойств при обработке изделия. Описание фасона изделия Понятие: «проект» Мини-проект «Косынка – бондана» Работа по проекту Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: названия тканей, используемых для пошива косынок. Уметь: описывать изделие. Выполнять проект по плану и проводить его презентацию Вид контроля Индивидуализация Ответы на вопросы. Контроль над действиями Индивидуальная работа по выполнению проекта Защита минипроекта Усложнение для способных Комби11.04 нированный Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Понятия «прямая и кривая линия», «прямой угол». Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды и назначения. Правила оформления чертежей Знать: виды и назначение линий для выполнения чертежа выкройки. Уметь: строить прямой угол, проводить линии разного вида, чертить отрезки определенной длины Контроль над действиями Контроль качества Карточка с опорными понятиями 12.04 Практи12.04 ческая работа Построение чертежа выкройки косынки – бонданы. Подготовка выкройки косынки к раскрою. Знать: правила оформления чертежей, подготовки выкройки к раскрою. Уметь: выполнять построение чертежа выкройки, подготовку выкройки к раскрою. Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами № Раздел п/п про- Тема урока Кол- Дата во часов Тип Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся урока граммы (результат) 13 Подготовка 2 16.04 ПрактиПодготовка ткани к раскрою. Складывание Знать: правила подготовки ткани к 16.04 ческая ткани для раскроя косынки. ткани к раскрою, раскроя 14 раскрою. работа Раскладка выкройки на ткани с учетом детали. Раскладка долевой нити, прикрепление портновскими Уметь: размечать детали и выкройки булавками. Разметка деталей мелом или припуски, выполнять раскрой на ткани карандашом. Понятие: припуск на швы. косынки, проверять качество Раскрой Откладывание величины припусков на швы. работы. косынки Раскрой косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Требования к качеству выполняемой операции. 15 Составление 1 18.04 Объяснение Подготовка деталей косынки к обработке. Знать: правила подготовки плана нового План пошива косынки детали косынки к обработке. пошива материала Уметь: составлять план косынки пошива косынки. Знать: технологию выОбработка 4 1618.04 Практи- Обработка долевого и поперечного срезов полнения шва вподгибку с долевого и косынки швом вподгибку с закрытым 19 19.04 ческая закрытым срезом. поперечного срезом. Требования к качеству 19.04 работа Уметь: обрабатывать срезов выполняемой операции 23.04 долевой и поперечный срезы косынки косынки, проверять качество выполняемой работы Определение размера долевой обтачки для Знать: правила определения Обработка 20 5 23.03 Практиобработки косого среза косынки. Раскрой и размера долевой обтачки, косого 25.04 ческая соединение долевой обтачки. Обработка раскроя долевой обтачки. среза 24 25.04 работа долевой обтачкой косынки. Продергивание Уметь: выполнять раскрой и косынки 26.04 резиновой тесьмы, ее закрепление. соединение долевой обтачки, 26.04 Требования к качеству выполняемой опера- обрабатывать долевой ции обтачкой косого среза косынки Утюжка готового изделия. Оценка качества. Уметь: выполнять утюжку 25Утюжка 2 2.05 ПрактиСкладывание готового изделия изделия, оценивать качество готового 26 2.05 ческая Защита проекта работы, складывать косынку изделия работа Вид контроля Индивидуализация Контроль над действиями. Карточка с опорными понятиями Индивидуальная работа по овладению приемами Ответы на вопросы Контроль над действиями. Контроль качества Тестовое задание в упрощенной форме Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами № Раздел программы п/п Тема урока Кол-во часов 27 Профориентация Знакомство с - (2ч) современным 28 оборудованием для швейных предприятий. Профессия вышивальщица. Знакомство с оборудованием для вышивки Декоративная 29 Ремонт одежды заплата(4ч) аппликация 2 3.05 3.05 1 7.05 7.05 30 Раскрой заплатыаппликации. 1 3132 Изготовление заплатыаппликации на образце Утюжка готового изделия 2 33- Урок – 34 интерактивная экскурсия (2ч) «Одежда народов Камчатки» «Национальный костюм малых народов Камчатки» 2 Дата Тип Требования к уровню подготовки учащихся урока (результат) Объясн Знакомство с современным Познакомиться с оборудованием для ение современным нового швейных предприятий. оборудованием для матешвейных предприятий Профессия риала Иметь представление о вышивальщица. Представление профессии профессии вышивальщица. Знакомство с оборудованием для вышивки. Объясн ение нового материала Комбинирова нный Элементы содержания Назначение заплаты. Виды заплат. Подбор ткани для заплаты. Заплата-аппликация Определение места наложения и размеров. Перевод рисунка на ткань. Раскрой заплаты- аппликации с прибавкой на швы. 14.05 Комби- Выбор ниток и вида 14.05 нирова стежка. Загибание и заметывание срезов нный заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия и пришивание ее вручную или машинной строчкой. Влажно-тепловая обработка изделия. 16.05 16.05 Комби Знакомство с элементами нирован национального костюма ный народов Камчатки Вид контроля Индивидуализация Ответы на вопросы Знать: назначение заплаты, ее виды. Уметь: подбирать ткань для заплаты Ответы на вопросы Карточка с вариантам и ответов Знать: правила раскроя заплаты. Уметь: переводить рисунок на ткань, выполнять раскрой заплаты Знать: Сметочные и прикрепляющие стежки. Уметь: Выполнять обработку срезов заплаты. Пришивать заплату на изделие, выполнять влажнотепловую обработку изделия, оценивать качество работы Познакомиться с одеждой народов Камчатского края. Контроль над действиями. Карточка с опорными понятиями Контроль над действиями. Контроль качества Индивидуальная работа по овладению приемами Ответы на вопросы № п/п Раздел программы Тема урока Кол- Дата во часов 35-Работа с 36 тканью. Отделочные ручные стежки Декоративные 37-машинные 38 строчки (6 ч) Проект «Мастерицы» Отделочные ручные стежки 2 17.05 17.05 Машинные декоративные строчки. 2 21.05 21.05 3940 Работа с тканью. Выполнение ручных и машинных строчек 2 23.05 23.05 41 Контрольная работа за год 42 Проверка знаний Самостоятельная Выполнение 43- практическая машинных 44 работа строчек с (2ч) заданными параметрами регулировки 1 24.05 1 24.05 28.05 2 28.05 Тип Элементы содержания урока Объясне ние нового материала Комбинирован ный Проект «Мастерицы» Ручная вышивка Отделочные ручные стежки («назад иголку», стебельчатые, крестообразные, тамбурные) Регулировка декоративных строчек. Качество машинной строчки Комбинирован ный Стежки «назад иголку», Технология выполнения стежков Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Различать отделочные ручные стежки. Знать: сферу их применения Знать: назначение и устройство регулятора установки декоративных строчек Знать: отличительные особенности различных строчек Уметь: выполнять ручные и машиные строчки Вид контроля Индивидуализация Ответы на Карточка с опорными вопросы понятиями Ответы на вопросы. Контроль над действиями Ответы на вопросы. Контроль над действиями Карточка с вариантами ответов Индивидуальная работа по овладению приемами II вариант Самосто- Выполнение машинных строчек ятельная с заданными параметрами работа регулировки Требования к качеству Уметь: отрегулировать и выполнить строчки по заданию Контроль качества Упрощенное задание Раздел № программы п/п Тема урока Кол- Дата во часов Тип Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Индивидуализация Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Индивидуализация Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Индивидуализация Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Индивидуализация урока ми Раздел № п/п программы Тема урока Кол- Дата во часов Тип урока ми Раздел № п/п программы Тема урока Кол- Дата во часов Тип урока ми Раздел № программы п/п Тема урока Колво Дата Тип часов урока (результат) ми Раздел № программы п/п Тема урока Раздел № программы п/п Тема урока Кол- Дата во часов Кол- Дата во часов Тип Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Индивидуализация Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Индивидуализация Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Индивидуализация урока Тип урока ми Раздел № п/п программы ми Тема урока Кол- Дата во часов Тип урока