5класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство является обязательным учебным предметом в КГОБУ «Елизовская школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа составлена на основе нормативно- правовых документов:
 ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
 Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
 ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГОБ У «Елизовская
школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 5-9 классы (вариант I ).

Рабочая программа по изобразительному искусству учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья и направлена на разностороннее развитие личности учащегося.
Основными целями преподавания изобразительного искусства в 5 классе является:
Всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
Формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации);
Развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а
также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
Развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:


Воспитание интереса к изобразительному искусству.



Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека



Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного

вкуса.



Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение

художественно-эстетического кругозора;


Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и

формулировать своего мнения о них.


Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.



Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и

приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.


Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).



Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в

разных видах изобразительной деятельности.


Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти,

представлению и воображению.


Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.



Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный

этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная
аппликация»).
Для решения этих задач программой предусмотрены следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);

- рисование по памяти, представлению и воображению;
- рисование на свободную и заданную тему;
- декоративное рисование.
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной
иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Предметные результаты освоения ФАООП с учетом специфики содержания образовательной области «Искусство»,
включающая в себя учебный предмет «Изобразительное искусство», отражают:
1) элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;
2) элементарные практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности (изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
3) практические умения самовыражения средствами изобразительного искусства.
Настоящие программы будут реализованы в условиях классно-урочной системы обучения.
Исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения уроков, дидактических задач, методов обучения
выделяются три типа уроков:
УУНЗ – урок усвоения новых знаний;
УВПУ – урок выработки практических умений;
КУ – комбинированный урок.

Основные виды деятельности учащихся по предмету:
 фронтальная
 групповая
 игровая
 индивидуальная работа
Оценка деятельности учащихся на уроке соответствует поурочному баллу согласно положению «О едином
орфографическом режиме», принятом в образовательном учреждении.
Рисование с натуры.
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом
графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня
зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех
учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было
проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор,
позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца
и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета; определение его
формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между
собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю, (осевую) линию, а также
пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров,
предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов,
пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами
декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту
изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении
узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву
кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность; составление узоров по
готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков
отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что
имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей
жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные
на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило,
изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно
эффективнее,

если

перед

практической

работой

школьников

проводится

соответствующая

теоретическая

подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты
изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. для более точной передачи предметов в
рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения
элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и
макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для
срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки, ИКТ.
Беседы об изобразительном искусстве. В 5 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке
рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну
тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у
учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые
доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также
вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события
(характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит
вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в
мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

Календарно-тематическое планирование
№

Название темы урока Колво
часов

Дата

Тип урока Образовательные,
Способы
воспитательные,
изложения
коррекционные цели и материала.
задачи.

Дидактическое Словарь
сопровождение

5 класс
I четверть
1

Беседа на тему:
«Произведения
мастеров народных
художественных
промыслов и
искусство родного
края»
(художественные
лаки: Федоскино,
Жостово, Палех).

1ч

01.09

УУНЗ

2

Рисование узора в
полосе из
повторяющихся или
чередующихся
элементов (ягоды,

1ч

07.09

УВПУ

-формирование
общего понятия о
художественных
средствах, развивая
чувство формы и
цвета.
-обучать детей
высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений
изобразительного
искусства.
-воспитание умения
чувствовать красоту и
своеобразие
декоративноприкладного
искусства.
-формирование
умения учащихся в
проведении прямых
горизонтальных и
вертикальных линий,

Беседа
Рассматривание
иллюстраций

Репродукции
иллюстраций
с
изображением
художественн
ых промыслов
и искусством
родного края

Федоскино
Жостово
Палех

-рисование
широкой
полосы,
разделение ее на
равные части.

Образцы
народного
орнамента –
узоры в полосе

Названия
ягод

листья)

в делении полосы на
равные части;
-развитие глазомера;
-закрепление умения
соблюдать
ритмичность
элементов узора

3

Самостоятельное
составление узора
(чередование по
форме и цвету)

1ч

08.09

УВПУ

4

Геометрический
орнамент в круге
(построение четырех
овалов-лепестков на
осевых линиях).

1ч

14.09

УВПУ

5

Рисование простого
натюрморта (яблоко
и стакан).

1ч

15.09

УВПУ

-закрепление
элементарных умений
рисовать узоры в
полосе;
-совершенствование
навыка в чередовании
элементов узора
-совершенствовать
навык делить круг на
равные части;
-развитие умения
рисовать овал

-формирование
понятий «плоский» и
«объемный»;
-обучение правильной
передаче в рисунке
перспективного
сокращения круга

-в каждой части
рисуем
элементы узора,
чередуя их.
-закончив
рисунок в
карандаше,
приступаем к
раскраске.
-учащиеся
самостоятельно
составляют узор
из двух
растительных
элементов.
-рассматриваем
таблицу.
-называем
количество
элементов, их
форму.
-подсчитываем
осевые линии.
-выполняем
рисунок
-беседа о
предметах
«плоской» и
«объемной»
формах,
рассматривание
данных

Образцы
народного
орнамента –
узоры в полосе

Чередование

-таблица с
изображением
геометрическо
го орнамента в
круге.

Орнамент

Яблоко,
Плоский,
стакан,
объемный
объемные тела,
плоские
фигуры

предметов.
-назвать
предметы из
жизни данных
форм.
-выполнение
рисунка.
6

Рисование
симметричного
узора по образцу.

1ч

21.09

УВПУ

-развитие навыков
работы над
симметричным
узором;
- развитие у детей
умения применять
среднюю (осевую)
линию в работе над
узором

7

Декоративное
рисование:
изобразительный
узор в круге из
стилизованных
природных форм
(круг по шаблону
d=12см).

1ч

22.09

УВПУ

- формировать умение
гармонически
сочетать цвета,
ритмически повторять
или чередовать
элементы узора;
-воспитывать
аккуратность

8

Рисование с натуры

2ч

28.09

УВПУ

-формировать у

-демонстрация
образцов и
беседа об
особенностях
построения
симметричных
узоров.
-показ на доске
последовательн
ости
выполнения
узора.
-демонстрация
образцов и
беседа об
особенностях
построения
симметричных
узоров.
-показ на доске
последовательн
ости
выполнения
узора.
-демонстрация

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Симметрия

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Стилизация

Образцы

Симметрия

9

объемного предмета
симметричной
формы (ваза
керамическая).

10

Беседа на тему:
«Декоративноприкладное
искусство. Керамика
- посуда, игрушки,
малая скульптура».

29.09

1ч

05.10

УУНЗ

учащихся определять
форму, конструкцию,
величину предмета,
цвета и взаимного
расположения;
-развитие у детей
умения применять
среднюю (осевую)
линию, а так же
пользоваться
вспомогательными
линиями для проверки
правильности рисунка
-формирование
общего понятия о
художественных
средствах, развивая
чувство формы и
цвета.
-обучать детей
высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений
изобразительного
искусства.
-воспитание умения
чувствовать красоту и
своеобразие
декоративноприкладного
искусства.

образцов и
беседа об
особенностях
построения
симметричных
узоров.
-показ на доске
последовательн
ости
выполнения
узора.

работы
План
последователь
ности работы

Беседа
Рассматривание
иллюстраций

Репродукции
иллюстраций

Керамика
Малая
скульптура

11

Рисование с натуры
1ч
дорожных знаков
треугольной формы
«Крутой спуск»,
«Дорожные работы».

06.10

КУ

12

Рисование с натуры
объемного предмета
конической формы
(детская раскладная
пирамидка разных
видов).

1ч

12.10

УВПУ
УВПУ

13

Рисование с натуры

1ч

13.10

УВПУ

-формировать умение
анализировать
объекты изображения,
сравнивать свой
рисунок с объектом
изображения;
-закрепление навыка
правильного
расположения двух
предметов на листе
бумаги квадратной и
треугольной формы;
- формировать умение
изображать
симметричный
предмет конической
формы, применяя
среднюю осевую и
другие
вспомогательные
линии.
-воспитывать
аккуратность

-формирование

-беседа о
дорожных
знаках.
-вспоминаем,
как правильно
расположить
два предмета на
листе бумаги.
-показ на доске
построение
квадрата и
треугольника.
-объяснение
учителя, с чего
следует
начинать работу
(средняя осевая
линия).
-пирамидку
разбираем на
части и
убеждаемся на
практике, что
стержень –
служит осью.
-показ
последовательн
ости
выполнения
рисунка; особое
внимание на
пропорции.
-анализ

Два дорожных
знака,
изготовленных
из картона и
раскрашенных
гуашевыми
красками.

Названия
знаков

Натурадетская
раскладная
пирамидка.

Бликисветлые
пятна.

Шар

предмета
шаровидной формы
(глобус).

умения рисовать
предметы шаровидной
формы;
-передавать в рисунке
объемную форму
предметов
доступными
учащимся средствами.

14

Беседа об
изобразительном
искусстве «Картины
художников о
школе, товарищах и
семье».

1ч

19.10

УУНЗ

15

Рисование с натуры
фигуры человека
(позирующий
ученик).

1ч

20.10

УВПУ

-ознакомление
учащихся с
репродукциями
картин художников;
-обучать детей
высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений
изобразительного
искусства;
-развитие
целенаправленного
восприятия картин по
содержанию и форме.
-формировать умение
анализировать
объекты изображения,
сравнивать свой
рисунок с объектом
изображения;
-развивать умение

рисунков круга
и шара
рассматривание
образца
-на доске
учитель
показывает
схему
выполнения
рисунка
-беседа с
показом
репродукций
картин о школе,
товарищах и
семье.

Круг
Светотень

Д.К.Мочальский «Первое
сентября»
И.С.Шевандро
ва «В сельской
библиотеке»
А.Н.Кирчанов
«У больной
подруги»
Ф.П.Решетников «Опять
двойка».

-объяснение
Ученик
учителя, с чего
следует
начинать работу
(средняя осевая
линия).
-показ

Фамилии
художников и
названия
их работ

Названия
частей тела

устанавливать
последовательность
выполнения рисунка,
передавать форму,
пропорции;
16
17

Рисование с натуры
цветочного горшка с
растением.

2ч

26.10
27.10

УВПУ

-формирование
знаний об
изображении
предметов объемной
формы;
-развитие умений
последовательно
выполнять рисунок
карандашом и
передавать объем
предмета светотенью.

Декоративное
1ч
рисование.
Рисование в
квадрате узора из
растительных форм с
применением осевых
линий.

09.11

УВПУ

-формирование
навыков построения
узора в квадрате по
осевым линиям;
-развивать умение
гармонически
сочетать цвета,
ритмически повторять
или чередовать
элементы узора;
-воспитывать
аккуратность

последовательн
ости
выполнения
рисунка; особое
внимание на
пропорции.
рассматривание
образца
-на доске
учитель делает
схематический
рисунок с
объяснением
последовательности
выполнения

2-3 цветочных
горшка с
несложными
по форме
растениями.

Названия
комнатных
цветов
Высота
Ширина
Суженный
круг

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Симметрия
Осевые
линии

II четверть
1

-демонстрация
образцов
(широкое
применение в
архитектуре и
декоративноприкладном
искусстве)
-показ на доске
(например,
елочки по углам
квадрата,
веточки –

2

Рисование с натуры
объемного
прямоугольного
предмета
(телевизор, часы ).

1ч

10.11

УВПУ

3

Беседа на тему:
«Декоративноприкладное
искусство: народные
игрушки - глина,
дерево».

1ч

16.11

УУНЗ

посередине
сторон).
-формирование
-беседа
приемов рисования с
(сравнение
натуры предметов,
прямоугольника
имеющих форму
и коробки)
бруска;
-демонстрация
-развитие у детей
последовательумения применять
ности
среднюю (осевую)
выполнения
линию, а так же
работы
пользоваться
учителем на
вспомогательными
доске
линиями для проверки -анализ натуры
правильности рисунка и сравнение ее с
рисунком на
доске
-формирование
Беседа
общего понятия о
Рассматривание
художественных
иллюстраций
средствах, развивая
чувство формы и
цвета.
-обучать детей
высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений
изобразительного
искусства.
-воспитание умения
чувствовать красоту и
своеобразие

Образцы
работы
Изображение
на картинках
телевизоров и
часов

Телевизор
Часы
Телевизор

Репродукции
иллюстраций

Богородская
игрушка
Дымковская
игрушка
Рукотворная

4

Рисование с натуры
1ч
объемного
прямоугольного
предмета,
повернутого к
учащимся углом
(коробка с тортом,
аквариум с рыбками)

17.11

УВПУ

5

Иллюстрирование
отрывка из
литературного
произведения (по
выбору учителя, с
учетом
возможностей
учащихся).

23.11

КУ

1ч

декоративноприкладного
искусства.
-формирование
умения рисовать с
натуры объемные
прямоугольные
предметы, повернутые
углом;
-развитие у детей
умения применять
среднюю (осевую)
линию, а так же
пользоваться
вспомогательными
линиями для проверки
правильности рисунка

-формирование
умения передавать в
рисунке зрительные
представления,
возникающие на
основе прочитанного;
- развивать умение
выбирать в
прочитанном
наиболее
существенное , то,
что можно показать в

-беседа о
разведении рыб
дома
-объяснение
задания
-с помощью
двух линеек
определяем
направление
горизонтальных
ребер
-показ на доске
схемы
построения
рисунка,
привлекая
внимание детей
к натуре
-чтение отрывка
из
литературного
произведения
(например
«Ранние гости»)
-беседа о
прочитанном ,
чтобы выявить
сюжет для
тематического
рисунка

Аквариум
ставится ниже
уровня зрения,
чтобы левая и
правая грани
ее
сокращались
равномерно.

Таблица с
изображением
большого
дерева, на нем
висит
скворечник, а
рядом с ним
кормушка.

Аквариум
Названия
рыбок

рисунке.

6

Рисование с натуры
игрушки (грузовик,
трактор, бензовоз).

1ч

24.11

УВПУ

-формирование
умения видеть и
передавать в рисунке
характерные
особенности формы
предмета,
сравнительные
размеры его частей и
их взаимное
расположение.

7

Декоративное
рисование:
самостоятельное
составление узора из

1ч

30.11

УВПУ

- формировать умение
декоративно
перерабатывать
природные формы и

-на доске показ
композиции
рисунка,
объяснение
величины
отдельных
предметов
-модели игрушек устанавливают на уровне
зрения детей
-рассматривают,
определяют их
назначение,
выявляют
основные части
и характерные
особенности, их
величина и
взаимное
расположение
-показ на доске
построения
рисунка, после
чего рисунок с
доски стирается
и учащиеся
приступают к
работе.
-демонстрация
образцов
-знакомство с
основными

2-3 детские
игрушки
План
последователь
ности работы

Грузовик
Трактор
Бензовоз

Образцы
работы
План
последователь

Стилизация

растительных
элементов в
геометрической
форме (по выбору
учащихся).

8

Рисование
несложного
натюрморта,
состоящего из
фруктов (яблоко,
груша).

1ч

01.12

УВПУ

9

Рисование
несложного
натюрморта,
состоящего из
овощей (морковь,
огурец).

1ч

07.12

УВПУ

использовать их при
составлении узора ,
ритмически повторять
или чередовать
элементы узора;
-воспитывать
аккуратность
-формирование
понятий «плоский» и
«объемный»;
-обучение правильной
передаче в рисунке
характерную форму
округлых предметов

приемами
декоративного
оформления
(простота,
декоративная
выразительность)
-беседа о
предметах
«плоской» и
«объемной»
формах,
рассматривание
данных
предметов.
-назвать
предметы из
жизни данных
форм.
-выполнение
рисунка.

ности работы

-формирование
понятий «плоский» и
«объемный»;
-обучение правильной
передаче в рисунке
характерную форму
округлых предметов

-беседа о
предметах
«плоской» и
«объемной»
формах,
рассматривание
данных
предметов.
-назвать
предметы из
жизни данных

Морковь,
Названия
огурец,
овощей
объемные тела,
плоские
фигуры

Яблоко, груша, Названия
объемные тела, фруктов
плоские
фигуры

форм.
-выполнение
рисунка.
10

Составление
сетчатого узора для
детской ткани
(стилизация).

1ч

08.12

УВПУ

- формировать умение
гармонически
сочетать цвета,
ритмически повторять
или чередовать
элементы узора;
-воспитывать
аккуратность

11

Беседа об
изобразительном
искусстве:
«Живопись».

1ч

14.12

УУНЗ

-формирование
активного и
целенаправленного
восприятия
произведений
изобразительного
искусства;
-развивать умение
детей высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений;
-воспитание умения
определять
эмоциональное
состояние
изображенных на

-демонстрация
образцов и
беседа об
особенностях
построения
симметричных
узоров.
-показ на доске
последовательн
ости
выполнения
узора.
Беседа
Рассматривание
иллюстраций

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Стилизация

Репродукции
иллюстраций
В.Фирсова
«Юный живописец»
В.Серов
«Девочка с
персиками»
П.Кончаловский «Сирень»

Фамилии
художников
Названия
их работ

картинах лиц
-формировать у
учащихся умение
отражать свои
наблюдения в
рисунке;
-развивать умение
работать
акварельными и
гуашевыми красками;
-воспитывать
аккуратность

12

Рисование на тему:
1ч
«Лес зимой».
Рисуем на серой или
голубой бумаге.

15.12

УВПУ

13
14

Рисование на тему:
«Зимние
развлечения».

2ч

21.12
22.12

УВПУ

-формировать у
учащихся умение
отражать свои
наблюдения в
рисунке;
-совершенствование
умений размещать
предметы на листе
бумаги с учетом их
положений в
пространстве
(«ближе», «дальше»).

15

Рисование
новогодней

1ч

28.12

УВПУ

-формирование
умения составлять

-беседа о зиме
-рассматривание различных
картин на тему
-определяем
сюжет
-учитель
выполняет на
доске несколько
набросков
(пушистая ель,
березка на
поляне,
лыжник, следы
зверей,
заснеженный
лес вдалеке).
-беседа о зиме
-рассматривание различных
картин на тему
-определяем
сюжет
Дома и деревья
в снегу, дети
лепят
снеговика,
строят крепость;
лыжи, санки,
хоккей на катке.
-демонстрация
образцов с

Репродукции
картин на тему

Заснеженный лес
Пушистая
ель

Репродукции
картин на тему

Сюжет

Образцы
открыток

Сюжет

открытки.

16

Декоративное
рисование.
Оформление
новогоднего
пригласительного
билета (формат 8х30
см).

декоративные
композиции;
- подготовка к
новогоднему
празднику.
1ч

29.12

УВПУ

1ч

11.01

УУНЗ

беседой
-показ на доске
нескольких
вариантов
композиций
рисунка
-ознакомить учащихся -демонстрация
с основными
образцов
приемами
-знакомство с
декоративного
основными
оформления
приемами
пригласительного
декоративного
билета;
оформления
-воспитывать
(простота,
терпимость
декоративная
выразительность)

Образцы
новогодних
пригласительных билетов

Сюжет

А.Бубнов
«Утро на
Куликовом
поле»;
В.Васнецов
«Богатыри»
В.Суриков
«Переход
Суворова через
Альпы».

Фамилии
художников
Названия
их работ

III четверть

1

Беседа на тему:
«Прошлое нашей
Родины в
произведениях
живописи».

-формирование
Беседа
активного и
Рассматривание
целенаправленного
иллюстраций
восприятия
произведений
изобразительного
искусства;
-развивать умение
детей высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений;

2

Рисование с натуры
объемного
прямоугольного
предмета (чемодан,
ящик, коробка).

1ч

12.01

УВПУ

3

Декоративное
рисование:
составление эскиза
для значка в
предложенной
форме (по выбору
учащихся)

1ч

18.01

УВПУ

-воспитание умения
определять
эмоциональное
состояние
изображенных на
картинах лиц.
-формирование
приемов рисования с
натуры предметов,
имеющих форму
бруска;
-развитие умений
последовательно
выполнять рисунок
карандашом и
передавать объем
предмета светотенью.

-формировать у
учащихся умения
отражать свои
наблюдения в
рисунке;
-развивать умение
передавать
сравнительные
размеры
изображаемых
предметов;
-воспитание

-беседа
(сравнение
прямоугольника
и коробки)
-демонстрация
последовательности
выполнения
работы
учителем на
доске
-анализ натуры
и сравнение ее с
рисунком на
доске
-беседа
-демонстрация
образцов
разных видов
значков по
форме и
содержанию.
-самостоятельный выбор и
изображение в
альбоме.

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Чемодан
Ящик
Коробка

Образцы
работы

Геологи
Шахматисты
Моряки
Летчики

4
5

Рисование с натуры
игрушки.

2ч

19.01
25.01

УВПУ

6

Рисование с натуры
постройки из
элементов
строительного
материала.

1ч

26.01

УВПУ

аккуратности
-формирование
умения видеть и
передавать в рисунке
характерные
особенности формы
предмета,
сравнительные
размеры и пропорции
частей и их
конструктивную
связь;
-воспитание
аккуратности

-формирование у
учащихся умения
передавать пропорции
составных частей
объекта, выявляя их
объем светотенью;
-воспитание
аккуратности

-модели игрушек устанавливают на уровне
зрения детей
-рассматривают,
определяют их
назначение,
выявляют
основные части
и характерные
особенности, их
величина и
взаимное
расположение
-показ на доске
построения
рисунка, после
чего рисунок с
доски стирается
и учащиеся
приступают к
работе.
-2-3постройки
устанавливаются на уровне
зрения учеников
рассматривание
и анализ
постройки
-учащиеся
проводят

2-3 игрушки

Автокран
Вертолет
Пожарная
машина

Детский набор
строительного
материала

Форма
Величина
Пропорции

7

Рисование на тему:
«Что мы видели на
стройке».

1ч

01.02

УВПУ

-формировать умение
наблюдать
окружающую жизнь и
передавать свои
наблюдения в
рисунке;

8

Беседа на тему:
«Скульптура как вид
изобразительного
искусства».

1ч

02.02

УУНЗ

9

Рисование с натуры
предметов
цилиндрической
формы,
расположенных
ниже уровня зрения

1ч

08.02

КУ
УВПУ

-формирование
активного и
целенаправленного
восприятия
произведений
изобразительного
искусства;
-познакомить
учащихся с широко
известными
скульптурными
произведениями;
-формирование
умения изображать
предметы
цилиндрической
формы,
расположенные ниже

вертикальную
осевую линию и
приступают к
работе,
начинают с
нижних деталей
постройки
-беседа
-выбор
доступного
сюжета
-учитель на
доске делает
несколько
набросков
-беседа о
скульптуре как
об одном из
видов
изобразительного искусства

-демонстрация
пособия, на
котором видно
как сокращается
видимая форма
круга при

Ю.И.Пименов
«Район
будущего».

Экскаватор
Бульдозер
самосвал

Э.Фальконе
«Медный
всадник»
Ф.Фивейский
«Сильнее
смерти»
Е.Вучетич
«Статуя воина
освободителя»

Скульптура

Наглядное
Цилиндр
пособие,
изготовленное
на уроке
черчения (на
листе плотного

(кастрюля и кружка)

10

Рисование с натуры
предмета
конической формы
(кофейник).

1ч

09.02

УУНЗ

11
12

Рисование с натуры
объемного предмета
сложной
(комбинированной)

2ч

22.02
29.02

УВПУ
УВПУ

уровня зрения;
-развитие навыков в
передаче объемной
формы акварелью.

изменении
положения
квадрата
рассматривание
кастрюли и
кружки,
определяя их
высоту и
ширину
-показ на доске
последовательности
выполнения
рисунка
-на первом
уроке
выполняют
рисунок в
карандаше

-формирование
умения изображать
предметы
цилиндрической
формы;
-развитие навыков в
передаче объемной
формы акварелью.
-формирование
умения рисовать по
представлению
объемные предметы;

-беседа по
вопросам
-показ на доске
последовательности
выполнения
рисунка
-показ приемов
рисования
предметов,
форма которых

картона
20х15см стоит
квадрат,
сторона
которого 8см,
в центре
квадрата
вычерчиваем
круг радиусом
3см и
закрашивают
его черной
краской.
Квадрат
отгибают,
предварительно прорезав
три его
стороны.
Кастрюля
Кружка
2-3 кофейника

Таблицы с
изображением
различных
узоров

Сокращенные круги
Светотень

Шар
Цилиндр
Конус

формы и его
декоративное
оформление (ваза,
кувшин).

-развитие творческой
фантазии и навыков
декоративной работы;
-воспитание
аккуратности.

13
14

Рисование с натуры
объемного предмета
сложной
(комбинированной)
формы и его
декоративное
оформление
(торшер, подсвечник
со свечой).

2ч

01.03
07.03

УВПУ
УВПУ

-формирование
умения рисовать по
представлению
объемные предметы;
-развитие творческой
фантазии и навыков
декоративной работы;
-воспитание
аккуратности.

15

Беседа на тему:
«Народное

1ч

14.03

УУНЗ

-формирование
общего понятия о

сочетает в себе
основные
геометрические
тела (осевая
линия)
-учащиеся
самостоятельно
придумывают
форму сосуда
-изготавливают
трафарет,
обводят по
контуру, затем
приступают к
составлению
узора.
-показ приемов
рисования
предметов,
форма которых
сочетает в себе
основные
геометрические
тела (осевая
линия)
-учащиеся
самостоятельно
придумывают
форму предмета
(упрощение)
Беседа
Показ лучших

Таблицы с
изображением
различных
узоров

Шар
Цилиндр
Конус

Хохломская
роспись

Хохломская

декоративноприкладное
искусство»

16

Рисование с натуры
объемного
прямоугольного
предмета,
расположенного
выше уровня зрения
(скворечник).

1ч

15.03

УВПУ

художественных
средствах, развивая
чувство формы и
цвета.
-обучать детей
высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений
изобразительного
искусства.
-воспитание умения
чувствовать красоту и
своеобразие
декоративноприкладного
искусства.

образцов

-формирование
умения рисовать с
натуры объемные
прямоугольные
предметы;
-развитие умений
последовательно
выполнять рисунок
карандашом и
передавать объем
предмета светотенью.

-беседа
-показ таблицы
с изображением
кормушек и
различных
гнездовий для
птиц
-2-3скворечника
устанавливаются выше уровня
зрения
-знакомство с
конструкцией,
последовательностью

(посуда);
Богородская
деревянная
игрушка
(«Кузнецы»,
«Клюющие
курочки»,
«Вершки и
корешки»,
«Маша и
медведь» и др.)
Дымковская
глиняная
игрушка
(«Конь»,
«Водоноска» и
др.)
Матрешка.
2-3
скворечника
(макеты)
План
последователь
ности работы

Дымковская
рукотворная

Синичники
Дуплянки
Скворечни
ки

17
18

Рисование с натуры
птиц.

2ч

21.03
22.03

УВПУ

-формировать умение
передавать
характерную форму
птицы и соотношение
отдельных ее частей;
-развитие умения
строить изображение,
предварительно
планируя свою
работу;

выполнения
работы
рассматривание
образца
-набросок
учителем на
доске
-выполнение
работы детьми

Таблицы с
изображением
птиц
Чучело
скворца

Названия
птиц

Раздаточный
материал с
изображением
бабочек,
жуков, стрекоз

Названия
насекомых

Таблицы с
изображение
весенних
цветов

Стебель
Листья
Головка
цветка

IV четверть
1
2

Рисование
симметричных
форм: насекомые
(бабочка, стрекоза,
жук).

2ч

04.04
05.04

УВПУ

-формирование у
детей умения
применять среднюю
(осевую) линию, а так
же пользоваться
вспомогательными
линиями для проверки
правильности рисунка
-воспитывать
аккуратность

3

Рисование с натуры
весенних цветов
несложной формы.

1ч

11.04

УВПУ

-формирование
умения видеть и
передавать в рисунке
строение растения,

-учитель читает
стихотворение
-анализ
строения
изображаемых
предметов
-начинают
работу с
проведения
осевой линии
-показ на доске
порядка
выполнения
рисунка
-беседа о пользе
цветов
рассматривание

4

Составление узора в
круге с применением
осевых линий
(бабочки и цветы
тюльпана).

1ч

12.04

УВПУ

5

Рисование с натуры
предмета
шаровидной формы
(неваляшка).

1ч

18.04

УВПУ

форму цветков и
листьев;
-закрепление навыков
работы акварельными
красками.
- формировать умение
декоративно
перерабатывать
природные формы и
использовать их при
составлении узора в
круге, ритмически
повторять или
чередовать элементы
узора;
-воспитывать
аккуратность

цветов
-показ на доске
порядок
выполнения
рисунка
-показ тарелок с
узорами, таблиц
с изображением
узоров в круге,
рассказ об
особенностях
построения
таких узоров
-рассматриваем
различные
варианты
расположения
элементов узора
-показ учителем
построения 8
осевых линии
-ученики
самостоятельно
придумывают
узоры и рисуют
карандашом,
затем
раскрашивают в
2-3 цвета
-формирование
умения
рисовать
предметы

Картонные
круги
диаметром
12см для
каждого
ученика

Ось
симметрии

игрушка

Шар
Круг
Светотень
Неваляшка

6

Декоративное
оформление
почтового конверта,
тема рисунка – по
выбору.

1ч

19.04

КУ

7

Рисование с натуры
предметов
комбинированной
формы (чайник,
самовар).

1ч

25.04

УВПУ

-развивать
художественный вкус
учащихся;
-раскрытие
практического и
общественно
полезного значения
работ декоративного
характера.
-формировать умение
учащихся
анализировать
объекты изображения,
сравнивать свой
рисунок с объектом
изображения и части
рисунка между собой;
-развивать умение
передавать в рисунке
форму, строение,
пропорции и цвета;
-воспитание
терпимости

шаровидной
формы;
-передавать в
рисунке
объемную
форму
предметов
доступными
учащимся
средствами.
-демонстрация
образцов с
беседой
-показ на доске
нескольких
вариантов
композиций
рисунка
-демонстрация
образцов и
беседа об
особенностях
построения
предметов
комбинированн
ой формы.
-показ на доске
последовательн
ости
выполнения
работы.

Конверты
15х22см

Почтовый
конверт

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Чайник
Самовар
Комбиниро
ванная
форма

8

Рисование с натуры
объемных предметов
– посуда (чайный
сервиз).

1ч

26.04

УВПУ

9

Беседа об
изобразительном
искусстве с показом
репродукций картин
о Великой
Отечественной
войне.

1ч

02.05

УУНЗ

10
11

Иллюстрирование
отрывка из
литературного
произведения.

2ч

03.05
16.05

КУ

-формировать умение
учащихся
самостоятельно
анализировать объект
изображения,
определять его форму,
конструкцию,
величину составных
частей;
-развивать умение
последовательного
выполнения рисунка.
-ознакомление
учащихся с
репродукциями
картин художников;
-обучать детей
высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений
изобразительного
искусства;
-развитие
целенаправленного
восприятия картин по
содержанию и форме.
-формировать у
учащихся умение
отражать свои
наблюдения в
рисунке;
-совершенствование

-чайный сервиз
устанавливаем
рассматривание
учащиеся
отмечают его
особенности
-объяснение
последовательности
выполнения
работы
-беседа с
показом
репродукций

Таблицы с
изображением
различных
узоров
Образцы
работы

Чайный
сервиз

В.Корецкий
«Воин Красной
Армии,
спаси!»;
Д. Шмаринов
«Не забудем не
простим»;
В.Богородский
«Слава
павшим
героям».

Фамилии
художников
Названия
их работ

-беседа о
литературном
произведении
-иллюстрирование
произведения

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Сюжет

12

Беседа об
изобразительном
искусстве:
«Выразительные
средства живописи.
Изменение цвета в
зависимости от
освещения».

1ч

17.05

УУНЗ

13

Рисование
«ленточного»
шрифта по клеткам
(отдельные слова).

1ч

23.05

УВПУ

умений размещать
предметы на листе
бумаги с учетом их
положений в
пространстве : первый
план, второй план.
-формирование
активного и
целенаправленного
восприятия
произведений
изобразительного
искусства;
-развивать умение
детей высказываться о
содержании
рассматриваемых
произведений;
-воспитание умения
определять
эмоциональное
состояние
изображенных на
картинах лиц
-формирование
элементарных
представлений о
приемах выполнения
простейшего шрифта
по клеткам;
-воспитание
аккуратности

Беседа
Рассматривание
иллюстраций

Репродукции
иллюстраций

Освещение
Сумерки
Холодная и
теплая
цветовая
гамма.
Композиция.

-беседа
-вычерчиваем
клетки (тонко)
5х5см
-показ на доске
(в-5кл, ш-3кл, т1клетка)
-контуры букв
обводим по

образцы

Шрифт

линейке
14

Декоративное
рисование:
составление
симметричного
узора.

Итого: 65ч

1ч

24.05

УВПУ

-формирование
навыков работы над
симметричным
узором;
- развитие у детей
умения применять
среднюю (осевую)
линию в работе над
узором

-демонстрация
образцов и
беседа об
особенностях
построения
симметричных
узоров.
-показ на доске
последовательн
ости
выполнения
узора.

Образцы
работы
План
последователь
ности работы

Симметрия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».