9 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению разработана на основании следующих нормативных документов в
действующей редакции:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказ

Минпросвещения

России

от

24.11.2022

N

1026

"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
 Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» в действующей редакции;
 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2022г.;
 Адаптированная

образовательная

программа

начального

общего

образования для детей с

интеллектуальными нарушениями (вариант 1);


Учебный план ЕШИ для детей с ОВЗ на 2023-2024 учебный год.

ЦЕЛЬ:
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ
содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

 Формировать у школьников технику чтения: правильность, беглость, выразительность на основе понимания
читаемого материала.
 Развивать речь и мышление учащихся: отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в
произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику; адекватно оценивать их
действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и
обобщения.
 Воспитывать и развивать социальную адаптация в плане общего развития;
 Воспитывать положительные нравственные качества.
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих
психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов
коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом .
(воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к
тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать
текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и
отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и
гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание
позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по
содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по
чтению

предлагается

примерный

список

авторов,

творчество

которых

изучается

в

хронологической

последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить
учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая
их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица,
поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки
(присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня,
стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты
литературного героя, понимать юмор.

Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет

коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи,
эмоционально-волевой сферы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое
может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники
коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20%

обучающихся наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% -испытывают некоторые трудности в
обучении; 35-40% обучающихся нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто недостаточно
одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% - овладевают материалом на самом низком
уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
закрепление пройденного материала.
Место учебного предмета в учебном плане
N
п/п
4

Класс

Наименование курса

Количество часов в неделю

9 класс

Чтение

4 часа

Количество часов в
год
132 часа

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
9 класс
Личностные результаты
Положительно относиться к учебному труду.
Понимать своего социального окружения,
ценностей и социальных ролей.

своего

места

в

нём,

принятие

соответствующих

Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм.
Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в социальных ситуациях.

возрасту

Слушать собеседника ,вступать в контакт ,работать в коллективе.
Узнавать, называть и
определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за
предметами и явлениями окружающей действительности.
Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с учетом
предложенных критериев.
Минимальныйуровень

Достаточный уровень

9 класс
-правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном
-правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с
к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
(после предварительной подготовки);
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами
-определение темы произведения (под руководством
автора (выборочное чтение);
учителя);
-ответы на вопросы учителя по фактическому
-определение темы художественного произведения;
содержанию произведения своими словами;
-участие в коллективном составлении словесно-определение основной мысли произведения (с помощью
логического плана прочитанного и разобранного под
учителя);
руководством учителя текста;
-пересказ текста по частям на основе коллективно
-самостоятельное деление на части несложного по
составленного плана (с помощью учителя);
структуре и содержанию текста;
-выбор заголовка к пунктам плана из нескольких
предложенных;
-формулировка заголовков пунктов плана (с помощью
-установление
последовательности
событий
в учителя);
произведении;
-определение главных героев текста;
-различение главных и второстепенных героев
-составление элементарной характеристики героя на произведения с элементарным обоснованием;
основе предложенного плана и по вопросам учителя;
-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений,
-определение собственного отношения к поступкам

объяснение их значения с помощью учителя;
-заучивание стихотворений наизусть (7-9);
-самостоятельное чтение небольших по объему и
несложных по содержанию произведений для
внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

героев (героя); сравнение собственного отношения и
отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя);
-пересказ текста по коллективно составленному плану;
-нахождение в тексте непонятных слов и выражений,
объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
-ориентировка
в
круге
доступного
чтения;
выбор
интересующей
литературы
(с
помощью
взрослого);
самостоятельное чтение художественной литературы;
-знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического
отрывка.

Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание
чтения
(круг
чтения).
Произведения
устного
народного
творчества
(сказка,былина,предание,легенда).Стихотворныеипрозаическиепроизведенияотечественныхизарубежных писателей
XIX
XXI
вв.
Книги
о
приключениях
и
путешествиях.
Художественные
инаучнопопулярныерассказыиочерки.Справочнаялитература:словари,книги-справочники,детскаяэнциклопедияи пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товари
ществе;онравственно-этическихпонятиях(добро,зло,честь,долг,совесть,жизнь,смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания,
стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное

произведение, фольклор, литературныежанры

(сказка,былина,сказ,басня,пословица,рассказ,стихотворение),автобиографияписателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой(персонаж),гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
Средства выразительности(логическая пауза, темп, ритм).
элементыкниги:переплёт,обложка,форзац,титульныйлист,оглавление,предисловие, послесловие.
Навык

чтения:

чтение

вслух

ипросебянебольшихпроизведенийицелыхглавизпроизведенийцелымисловами.Выразительноечтениепроизведений.Фо
рмированиеумениясамоконтроляисамооценки.Формированиенавыковбеглогочтения.
Работа

с

текстом.

Осознание

последовательности

смысла

событий.

Выделениеглавноймыслитекста.Определениемотивовпоступковгероев.Сопоставлениеиоценкапоступковперсонажей.
Выявление

авторской

позиции

и

собственного

отношения

к

событиям

и

персонажам.Делениетекстаначастииихозаглавливание,составлениеплана.Выборочный,краткийиподробныйпересказпр
оизведенияилиегочастипоплану.
Внеклассноечтение.Самостоятельноечтениекниг,газетижурналов.Обсуждениепрочитанного.Отчетопрочитанно
мпроизведении.Ведениедневниковвнеклассногочтения(коллективноеили с помощью учителя).
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает проверку навыка чтения.

Тематическое планирование 9 класс
№п/п

Тема раздела

1.

Устное народное творчество

2.

Из произведений русской литературы 19 века

3.

Из произведений русской литературы 20 века

4.

Из произведений зарубежной литературы
Итого:

Произведения для заучивания наизусть.
Стихотворения:
М. Ю. Лермонтов «Тучи», А. Фет «На заре ты ее не буди…» и «Помню я: старушка няня…»;
часть стихотворения Н. Некрасова «Саша»,
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
(в сокращении),С.А.Есенин «Нивы сжаты»,М.И.Цветаева«Красной кистью…»,
Произведения для внеклассного чтения

Кол-во час

К.Паустовский «Дождливый рассвет», М.Горький «В людях»,А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», «Барышнякрестьянка» Л. Толстой «Севастополь в декабре месяце»,М.Ю.Лермонтов«Тучи»,«Баллада», «Морская царевна» (В
сокращении), Н.В.Гоголь«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки ),Н.А.Некрасов«Рыцарь на
час»(Отрывки),В.Быков. «Альпийская баллада», А.А.Фет «Это утро, радость эта…», А.П.Чехов«Пересолил»,Ф.А.
Искандер. «Сердце» (глава из повести «Стоянка человека»)С.А. Есенин. Стихотворения., М.А.Шолохов«Судьба
человека» (Отрывки в сокращении), Е.И.Носов«Трудный хлеб»,В. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала»,
Ю.И.Коваль«Приключения Васи Куролесова» (отрывок), Б.Васильев «А зори здесь тихие»
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.

Программыспециальных(коррекционных)общеобразовательныхучреждений.VIIIвида.5–9классы
\подред.В.В.Воронковой \Сборник1. -М.: ВЛАДОС,2013.
БлиноваЛ.Н.Диагностикаикоррекциявобразованиедетейсзадержкойпсихического развития./Л.Н.Блинова.М.:Энас,2004.

2.

БлиноваИ.В.Занимательныесказочныематериалыкурокамлитературногочтенияиматематики./АвторИ.В.Блинова,
Волгоград,:Учитель,2008.

3.
4.

ИльинаС.Ю.Речевоеразвитие./М.И.Никитина,О.А.Красильникова.-С-Пб.Каро,2006.
ЛалаеваР.И.Нарушениячтенияипутиихкоррекцииумладшихшкольников. /Р.И.Лалаева.-С-Пб.:Союз,2002.

5.

НикитинаМ.И.Чтениеиразвитиеречи./М.И.Никитина,О.А.Красильникова./С-Пб.:Каро,2006.

6.

Русскиенародныепословицыипоговорки./Составитель-Е.А.Оремус.-М.Образ-компани,2006.

7.
8.
9.

СухинИ.Г.Литературныевикторины./И.Г.Сухин,-М.:ЭКСМО,2007.
1000загадок/сост.Н.В.Елкина,Т.И.Тарарбарина.–Ярославль,:Академияразвития,2007.
ШишковаМ.И.Развитиеречинаурокахлитературногочтениявстаршихклассахспециальных
образовательных учреждениях VIIIвида/ М.И.Шишкова. -М.:ВЛАДОС,2010.

(коррекционных)

10.

ШишковаМ.И.,АксёноваА.К.Чтение.9класс.Учебникдляспециальных (коррекционных)учрежденийVIIIвида/авт.сост.А.К.Аксёнова,М.И.Шишкова.-М.:Просвещение,2013.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение»включает:
Комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых
произведений, в том числе и в цифровой форме;
словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
технические средства обучения;
экранно- звуковые пособия:
аудиозаписипрочтениямастерамихудожественногословапроизведенийхудожественнойлитературы;слайды,
соответствующие содержанию обучения;
Электронные средства(презентации)последующим темам:
1
2
3
4
5
6
7
8

История загадки
Русские народные сказки
Басни И. Крылова
Лето в картинах русских художников
Осень в картинах русских художников
Зима в картинах русских художников
Весна в картинах русских художников
Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей

Медиатека.
1.Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде»
2.Русскиенародныесказки (мультфильмы)
3.
Фильм«Муму»
4. Фильм «Слепой музыкант»
5. 5.Фильм «Табор уходит в небо»
6.Романсы,положенныенастихиА.С.Пушкина,С.Есенина.
Приложение к адаптированной рабочей программе по чтению для 9 «А» класса (Утверждено Приказом 62/7 – од от 30.08.2023г)
№

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Устное народное творчество.

Дата по факту

1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16

18
19
20
21
22

Устное народное творчество. Жанры.
Устное народное творчество. Жанры.
3 Русские народные песни. Колыбельная.
Русские народные песни. Колыбельная.
Былины.
Былина «На заставе богатырской»
Былина «На заставе богатырской»
Техника чтения. Работа с текстом.
Сочинение по картине В.М. Васнецова
«Богатыри»
Сказка про «Василису Премудрую».
Сказка про «Василису Премудрую».
Сказка про «Василису Премудрую».
Сказка «Лиса и Тетерев»
Обобщающий урок по устному народному
творчеству
Внеклассное чтение. В.О. Богомолов «Иван»
II. Из произведений русской литературы
XIX века (17ч.)
В.А. Жуковский Биография.
17 В.А. Жуковский Литературные сказки.
Сказка «Три пояса»
В.А. Жуковский Литературные сказки.
Сказка «Три пояса»
В.А. Жуковский Литературные сказки.
Сказка «Три пояса»
В.А. Жуковский Литературные сказки.
Сказка «Три пояса»
Внеклассное чтение. Чтение народных и
авторских сказок
И.А. Крылов. Биография. Басня «Кот и
повар»

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

И.А. Крылов. Биография. Басня «Кот и
повар»
Обобщающий урок «Творчество И.А.
Крылова»
Внеклассное чтение. М.М. Зощенко
рассказы.
Жизнь и творчество А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
Жизнь и творчество А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
Жизнь и творчество А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
Жизнь и творчество А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
Жизнь и творчество А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
Жизнь и творчество А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
II. Из произведений русской литературы
XIX века (35 ч.)
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
Обобщающий урок «Знатоки творчества
Пушкина»
Внеклассное чтение А.С. Пушкин
«Станционный смотритель»
Вспоминаем прочитанное.
М.Ю. Лермонтов. Биография. «Тучи»
М.Ю. Лермонтов. Биография. «Тучи»
М.Ю. Лермонтов «Баллада»

43
44
45

М.Ю. Лермонтов «Морская царевна»
М.Ю. Лермонтов «Морская царевна»
Обобщающий урок по творчеству М.Ю.
Лермонтова.
46
Н.В. Гоголь. Биография. «Майская ночь, или
Утопленница»
47
Н.В. Гоголь. Биография. «Майская ночь, или
Утопленница»
48
Н.В. Гоголь. Биография. «Майская ночь, или
Утопленница»
49
Н.В. Гоголь. Биография. «Майская ночь, или
Утопленница»
50
Н.В. Гоголь. Биография. «Майская ночь, или
Утопленница»
51
Внеклассное чтение Н.В. Гоголь
«Заколдованное место»
52
Н.А. Некрасов – великий народный
поэт.«Рыцарь на час»
53
Н.А. Некрасов – великий народный
поэт.«Рыцарь на час»
54
Н.А. Некрасов «Саша»
55
Обобщающий урок по творчеству Н.А.
Некрасова.
56
Вспоминаем прочитанное.
57
А.А. Фет. Биография поэта. «На заре ты её
не буди»
58 А.А. Фет. Биография поэта. «На заре ты её
не буди»
59 А.А. Фет «Помню я: старушка няня..»
60 А.А. Фет «Это утро, радость эта…»
61 А.П. Чехов. Биография. «Злоумышленник»
62 А.П. Чехов. Биография. «Злоумышленник»
63 А.П. Чехов. Биография. «Злоумышленник»

1

64 А.П. Чехов «Пересолил»
65 А.П. Чехов «Пересолил»
66 Вспоминаем прочитанное.
II. Из произ-й русской лит-ры XIX в. (1 ч.)

Внеклассное чтение по произведениям А.П.
Чехова
III. Из произведений русской литературы
XX века (35 ч.)
68 М. Горький. Биографическая справка.
«Песня о Соколе».
69 М. Горький. Биографическая справка.
«Песня о Соколе».
70 М. Горький. Биографическая справка.
«Песня о Соколе».
71 Обобщающий урок по творчеству М.
Горького.
72 В.В. Маяковский. Биография поэта.
«Необычайное приключение…»
73 В.В. Маяковский. Биография поэта.
«Необычайное приключение…»
74 В.В. Маяковский. Биография поэта.
«Необычайное приключение…»
75 Внеклассное чтение по стихотворениям В.В.
Маяковского.
76 М.И. Цветаева. Биография. «Красной
кистью»
77 М.И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»
78 Обобщающий урок по творчеству М.И.
Цветаевой.
79 Внеклассное чтение. "Час поэзии М.И.
Цветаевой".
80 К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный
мастер».
81 К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный
67

мастер».
82 К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный
мастер».
83 К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный
мастер».
84 К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный
мастер».
85 Внеклассное чтение по произведениям К.Г.
Паустовского.
86 Внеклассное чтение по рассказам К.Г.
Паустовского
87 Вспоминаем прочитанное.
88 С.А. Есенин. Биография. «Нивы сжаты,
рощи голы»
89 С.А. Есенин. Биография. «Нивы сжаты,
рощи голы»
90 С.А. Есенин «Собаке Качалова»
91 Обобщающий урок "Час поэзии С.А.
Есенина".
92 М.А. Шолохов. Биография. «Судьба
человека»
93 М.А. Шолохов. Биография. «Судьба
человека»
94 М.А. Шолохов. Биография. «Судьба
человека»
95 М.А. Шолохов. Биография. «Судьба
человека»
96 Внеклассное чтение повести и рассказы о
ВОВ.
97 Е.И. Носов. Биография. «Трудный хлеб».
98 Е.И. Носов. Биография. «Трудный хлеб».
99 Е.И. Носов. Биография. «Трудный хлеб».
100 Н.М. Рубцов биографическая
справка.«Тихая моя родина», «Русский

огонёк»
101 Н.М. Рубцов биографическая
справка.«Тихая моя родина», «Русский
огонёк»
102 Н.М. Рубцов биографическая
справка.«Тихая моя родина», «Русский
огонёк»
103 Н.М. Рубцов «Зимняя песня»
III. Из произведений русской литературы
XX века (10 ч.)
104 Ю.И. Коваль. Биография. «Приключения
Васи Куролесова».
105 Ю.И. Коваль. Биография. «Приключения
Васи Куролесова».
106 Ю.И. Коваль. Биография. «Приключения
Васи Куролесова».
107 Ю.И. Коваль. Биография. «Приключения
Васи Куролесова».
108 Ю.И. Коваль. Биография. «Приключения
Васи Куролесова».
109 Ю.И. Коваль. Биография. «Приключения
Васи Куролесова».
110 Внеклассное чтение Ю.И. Коваль
«Приключения Васи Куролесова»
111 Внеклассное чтение Ю.И. Коваль
«Приключения Васи Куролесова»
112 Вспоминаем прочитанное.
IV. Из произведений зарубежной
литературы (20 ч.)
113 Р. Стивенсон. Биографическая справка.
«Вересковый мёд»
114 Р. Стивенсон. Биографическая справка.
«Вересковый мёд»
115 Р. Стивенсон. Биографическая справка.

«Вересковый мёд»
116 Э.С. Томпсон. Биография.«Снап».
117 Э.С. Томпсон. Биография.«Снап».
118 Э.С. Томпсон. Биография.«Снап».
119 Э.С. Томпсон. Биография.«Снап».
120 Э.С. Томпсон. Биография.«Снап».
121 Д. Дарелл Биографические сведения.
«Живописный жираф»
122 Д. Дарелл Биографические сведения.
«Живописный жираф»
123 Д. Дарелл Биографические сведения.
«Живописный жираф»
124 Д. Дарелл Биографические сведения.
«Живописный жираф»
125 Д. Дарелл Биографические сведения.
«Живописный жираф»
126 Обобщающий урок по разделу: Зарубежная
литература.
127 Обобщающий урок по разделу: Зарубежная
литература.
128 Повторение изученного за год.
129 Повторение изученного за год.
130 Повторение изученного за год.
131 Внеклассное чтение на выбор учащихся.
132 Внеклассное чтение на выбор учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».