география Хохлова

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной
образовательной программы(АООП) вариант I с учетом основных направлений программ, включенных в структуру
основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями
здоровья об окружающем их мире.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и
коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости,
наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая
карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским
языком, с математикой и другими школьными предметами. В программе учебный материал расположен по годам
обучения: 6 класс - «Начальный курс физической
географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс –
«География материков и океанов», 9 класс – «География России и зарубежных стран». В программе выделены
основные практические работы, указаны метапредметные связи, а также сформулированы основные требования

к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящен изучению географии России.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее
географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Материал 7 класса
(«Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края. Изучение «Географии
материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического
сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами
Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Подбор материала в 9 классе
(«География России и зарубежных стран») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о
России, Европе и Азии. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей
страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. В 7 классе при изучении природных
зон России уделяется больше времени той природной зоне, в которой расположена школа. Более глубокому,
ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть. На уроках
необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов.
Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет
способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к
изучаемому предмету. В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы
по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет
излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты,
перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению
большинства тем. В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республики. Здесь необходимо уделить
внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей,

проживающих в этих странах. В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока: 1. Общая
географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население,
ресурсы и народное хозяйство). Характеристика географических регионов России. Требуют внимания вопросы
изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше
времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых
бывших союзных республик. При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые
национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности
населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и
сел. 2. География зарубежных государств Европы, Азии.
Цели и задачи обучения географии:
Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к
познанию, расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
 Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных
стран, своего края.
 Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
 Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
 Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.



Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем
регионе.
Коррекционно-развивающие:
 Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
 Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
 Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
(планируемый уровень подготовки учащихся общий)
Учащиеся должны знать:
 Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
 Границы, государственный строй и символику России;
 Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и
животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе,
меры безопасности при стихийных бедствиях;
 Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
 Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
 По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
 Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

 Находить свою местность на карте России;
 Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать
краткую историческую справку о прошлом своего края;
 Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
 Правильно вести себя в природе
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Учебно-дидактический материал для учащихся:
Лифанова Т.М., География 6 класс, М., Просвещение, 2020г.
Лифанова Т.М., Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии, М., Просвещение, 2020г.
Лифанова Т.М. Физическая география. 7 класс, М. – Просвещение, 1991 г.;
Лифанова Т.М., Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс, М. Просвещение, 2013 г.
Лифанова Т.М., География материков и океанов, 8 кл. М., Просвещение,2011 г.
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2019 год.
Атлас 9,8,7,6 классы.
Методические пособия для учителя:
География. Энциклопедия для детей. Москва: «Махаон», 2000 г.
Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. Москва: «Просвещение», 1997
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. Москва: «Просвещение», 1997
Бороздина Т.А. Планирование и конспекты уроков географии в 9 классе специальных(коррекционных)
образовательных учреждениях 8 вида, Москва: «Просвещение» 2014 г.
Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. Москва: «Просвещение»,1999 г.

География 6а класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 6
Предмет: География
Кол-во часов:62

№

Дата

Наименование раздела

Темы уроков

Введение

I четверть15 часов

Колво
часов

1

0209

Что изучает география

1

2

0809

1

3

0909

Наблюдения за изменением высоты
солнца
Явления природы

4

1509

1

5
6
7

1609
2209 Ориентирование
2309

Географические сведения о вашей
местности
Обобщающий урок
Горизонт. Линии горизонта
Стороны горизонта

8

2909

1

9

3009

Компас
и
правила
его
использования.
Ориентирование
по
местным
признакам природы

1

1
1
1

1

Практическая
работа
применению компаса в парке
поверхности Равнины холмы

по

10

0610

11
12
13

0710 Формы
Земли
1310
1410

14
15

2010
2110 Вода на Земле

1

0311

Образование родника

1

2

1011

Колодец и водопровод

1

3

1111

Части реки. Равнинные и горные
реки

1

4

1711

Как люди используют реки

1

Образование оврага
Горы. Землетрясения. Извержения
вулканов. Краеведение
Обобщающий урок
Вода в природе
II четверть15 ч

1
1
1
1
1
1

5

1811

Озёра. Водохранилища и пруды

1

6

2411

Осушение болот

1

7

2511

Океаны и моря

1

8

0112

Острова и полуострова

1

9

0212

Водоёмы
вашей
Краеведение

10

0812

Обобщение

1

11

0912

Рисунок и план предмета

1

12

1512

План и масштаб

1

План и карта

местности.

1

13

1612

План класса

1

14

2212

План школьного участка

1

15

2312

Условные знаки плана местности

1

III четверть 16 ч
1

1201

План и географическая карта

1

2

1301

Условные цвета физической карты

1

3

1901

Условные знаки физической карты

1

4

2001

1

5

2601

Физическая карта России. Значение
географической карты в жизни и
деятельности человека
Обобщающий урок

1

Краткие сведения о Земле, Солнце и
Луне

1

0202

Краткие сведения о Земле, Солнце и
Луне

1

8

0302

Земля- планета

1

9

1602

Освоение космоса

1

10

1702

Глобус-модель земного шара

1

11

2402

Физическая карта полушарий

1

12

0203

Распределение воды и суши на
планете

1

13

0303

Океаны на карте и глобусе планеты

1

14

0903

Материки на карте и глобусе
планеты

1

6

2701

7

Земной шар

15

1003

Первые кругосветные путешествия

1

16

1603

Значение Солнца в жизни человека

1

IVчетверть 16 ч

1

3003

2
3
4
5

3103
0604
0704
1304

6
7
8
9
10
11

1404
2004
2104
2704
2804
0405

12
13

0505
1105

14

1205

15
16

1805
1905

Карта России

Пояса освещённости: жаркие умеренные
холодные
Природа тропического пояса
Природа умеренных и полярных поясов
Обобщающий урок
Географическое положение России на
карте
Сухопутные границы России
Морские границы России
Морские границы России
Острова и полуострова России
Поверхность нашей страны
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны
Крупнейшие месторождения полезных
ископаемых
Месторождения полезных ископаемых
вашего края. Краеведение
Наш край на карте России
Обобщение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ГЕОГРАФИЯ 8 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 8
Предмет: География
Кол-во часов:61час
Календарно-тематическое планирование составила
учитель истории Хохлова И.Н.

№

Дата

Наименование
раздела

Темы уроков

Колво
часов

I четверть 15 часов
1

0409

Введение

2
3

0709
1109

Мировой океан

4
5

1409
1809

Материки и части света на глобусе
и карте
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан

1

Тихий океан
Индийский океан

1
1

1
1

Современное изучение мирового
океана
Обобщающий урок

1

Географическое положение
Разнообразие рельефа, калима,
Реки и озёра
Природные зоны
Растительность тропических лесов
Животные тропических лесов
Животные саванн
Растительность саванн
Растительность пустынь
II четверть16 ч
Животные пустынь

1
1

6

2109

7

2509

8
9

2809
0210

10
11
12
13
14
15

0510
0910
1210
1610
1910
2310

1

0211

2

0611

Население и государства

1

3
4

0911
1311

1
1

5
6
7

1611
2011
2311

Египет
Эфиопия Танзания Нигерия Конго
ЮАР
Танзания
Нигерия
Конго

Африка

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

8

2711

ЮАР

1

9
10
11

3011
0412
0712

1
1
1

12
13
14

1112
1412
1812

Обобщающий урок
Географическое положение
Разнообразие рельефа, калима,
Реки и озёра
Растительный мир
Животный мир
Население

15
16

2112
2512

1

1101

2
3

1501
1801

4
5
6
7

2201
2501
2901
0102

8

0502

Австралия

Австралийский союз
Океания
IIIчетверть 16 ч
Остров Новая Гвинея
Антарктида

Географическое положение
Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями
Разнообразие рельефа, климат
Растительный и животный мир
Охрана природы Антарктиды
Современные
исследования
Антарктиды
Открытие Америки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Географическое положение

9

1502

Северная
Америка

10
11
12
13
14
15
16

1902
2202
2602
0103
0503
1203
1503

1
2
3

2903
0204
0504

Разнообразие рельефа и климат
Реки и озёра
Растительный и животный мир
Население и государства
США
Канада
Мексика и Куба
IV четверть14 ч
Обобщающий урок
Южная Америка Географическое положение
Разнообразие рельефа и климат

4
5
6
7

0904
1204
1604
1904

8

2304

9
10

2604
3004

Реки и озёра
Растительность тропиков
Ж животные тропиков
Растительность саванн, степей,
пустынь и горных районов
Животные
саванн,
степей,
полупустынь и гор
Население и государства
Бразилия

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14

0705
1405
1705
2105

Евразия

Аргентина
Перу
Обобщающий урок
Географическое положение, климат

1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование уроков географии
Класс 9
Общее количество часов в 2020/2021 учебном году 63 (с учётом каникул и
праздничных дней)
Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н.
Название раздела

Дата

Тема урока

Кол-во
часов

I четверть 16 часов
Введение в предмет

0209

Западная Европа

0309
0909
1009
1609
1709
2309
2409
3009
0110
0710

Южная Европа

Европа.
Политическая
карта Евразии
Великобритания
Великобритания
Франция
Франция
Германия
Австрия
Швейцария
Обобщение
Испания
Португалия

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Северная Европа

Восточная Европа

0810 Италия
1410 Италия
1510 Греция
2110 Обобщение
2210 Норвегия
II четверть 15 ч
0511 Швеция
1111 Финляндия
1211 Обобщение

1
1
1
1
1

1811 Польша
1911 Чехия
2511 Словакия
2611 Венгрия
0212 Румыния
0312 Болгария
0912 Сербия
1012 Эстония
1612 Латвия
1712 Литва
2312 Белоруссия
2412 Украина
III четверть16 ч
1301 Молдавия
1401 Обобщение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

Центральная Азия

Юго-Западная Азия

Южная Азия
Восточная Азия

2001 Казахстан
2101 Узбекистан
2701 Туркмения
2801 Киргизия
0302 Таджикистан
0402 Обобщение
1702 Грузия
1802 Азербайджан
2402 Армения
2502 Турция
0303 Ирак
0403 Иран
1003 Афганистан
1103 Обобщение
IVчетверть16ч
3103 Индия
0104 Индия
0704 Китай
0804 Китай
1404 Монголия
1504 Корея
2104 Корея
2204 Япония
2804 Япония
2904 Обобщение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Юго-Восточная Азия

0505

Россия

0605
1205
1305
1905
2005

Таиланд
Вьетнам 1
Индонезия
Природа
страны, 1
крупнейшие города России
Обобщение по курсу
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».