Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы(АООП) вариант I с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем их мире. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География России и зарубежных стран». В программе выделены основные практические работы, указаны метапредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящен изучению географии России. В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края. Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Подбор материала в 9 классе («География России и зарубежных стран») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России, Европе и Азии. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. В 7 классе при изучении природных зон России уделяется больше времени той природной зоне, в которой расположена школа. Более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть. На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем. В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республики. Здесь необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах. В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока: 1. Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство). Характеристика географических регионов России. Требуют внимания вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик. При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел. 2. География зарубежных государств Европы, Азии. Цели и задачи обучения географии: Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. Задачи: Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Коррекционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: (планируемый уровень подготовки учащихся общий) Учащиеся должны знать: Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; Границы, государственный строй и символику России; Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности; Учащиеся должны уметь: Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии; Показывать Россию на политических картах мира и Евразии; Находить свою местность на карте России; Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; Правильно вести себя в природе Учебно-методическое обеспечение учебного курса: Учебно-дидактический материал для учащихся: Лифанова Т.М., География 6 класс, М., Просвещение, 2020г. Лифанова Т.М., Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии, М., Просвещение, 2020г. Лифанова Т.М. Физическая география. 7 класс, М. – Просвещение, 1991 г.; Лифанова Т.М., Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс, М. Просвещение, 2013 г. Лифанова Т.М., География материков и океанов, 8 кл. М., Просвещение,2011 г. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2019 год. Атлас 9,8,7,6 классы. Методические пособия для учителя: География. Энциклопедия для детей. Москва: «Махаон», 2000 г. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. Москва: «Просвещение», 1997 Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. Москва: «Просвещение», 1997 Бороздина Т.А. Планирование и конспекты уроков географии в 9 классе специальных(коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида, Москва: «Просвещение» 2014 г. Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. Москва: «Просвещение»,1999 г. География 6а класс Учебный год: 2020/2021 Класс: 6 Предмет: География Кол-во часов:62 № Дата Наименование раздела Темы уроков Введение I четверть15 часов Колво часов 1 0209 Что изучает география 1 2 0809 1 3 0909 Наблюдения за изменением высоты солнца Явления природы 4 1509 1 5 6 7 1609 2209 Ориентирование 2309 Географические сведения о вашей местности Обобщающий урок Горизонт. Линии горизонта Стороны горизонта 8 2909 1 9 3009 Компас и правила его использования. Ориентирование по местным признакам природы 1 1 1 1 1 Практическая работа применению компаса в парке поверхности Равнины холмы по 10 0610 11 12 13 0710 Формы Земли 1310 1410 14 15 2010 2110 Вода на Земле 1 0311 Образование родника 1 2 1011 Колодец и водопровод 1 3 1111 Части реки. Равнинные и горные реки 1 4 1711 Как люди используют реки 1 Образование оврага Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Краеведение Обобщающий урок Вода в природе II четверть15 ч 1 1 1 1 1 1 5 1811 Озёра. Водохранилища и пруды 1 6 2411 Осушение болот 1 7 2511 Океаны и моря 1 8 0112 Острова и полуострова 1 9 0212 Водоёмы вашей Краеведение 10 0812 Обобщение 1 11 0912 Рисунок и план предмета 1 12 1512 План и масштаб 1 План и карта местности. 1 13 1612 План класса 1 14 2212 План школьного участка 1 15 2312 Условные знаки плана местности 1 III четверть 16 ч 1 1201 План и географическая карта 1 2 1301 Условные цвета физической карты 1 3 1901 Условные знаки физической карты 1 4 2001 1 5 2601 Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности человека Обобщающий урок 1 Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне 1 0202 Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне 1 8 0302 Земля- планета 1 9 1602 Освоение космоса 1 10 1702 Глобус-модель земного шара 1 11 2402 Физическая карта полушарий 1 12 0203 Распределение воды и суши на планете 1 13 0303 Океаны на карте и глобусе планеты 1 14 0903 Материки на карте и глобусе планеты 1 6 2701 7 Земной шар 15 1003 Первые кругосветные путешествия 1 16 1603 Значение Солнца в жизни человека 1 IVчетверть 16 ч 1 3003 2 3 4 5 3103 0604 0704 1304 6 7 8 9 10 11 1404 2004 2104 2704 2804 0405 12 13 0505 1105 14 1205 15 16 1805 1905 Карта России Пояса освещённости: жаркие умеренные холодные Природа тропического пояса Природа умеренных и полярных поясов Обобщающий урок Географическое положение России на карте Сухопутные границы России Морские границы России Морские границы России Острова и полуострова России Поверхность нашей страны Низменности, возвышенности, плоскогорья Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны Крупнейшие месторождения полезных ископаемых Месторождения полезных ископаемых вашего края. Краеведение Наш край на карте России Обобщение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ГЕОГРАФИЯ 8 класс Учебный год: 2020/2021 Класс: 8 Предмет: География Кол-во часов:61час Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н. № Дата Наименование раздела Темы уроков Колво часов I четверть 15 часов 1 0409 Введение 2 3 0709 1109 Мировой океан 4 5 1409 1809 Материки и части света на глобусе и карте Атлантический океан Северный Ледовитый океан 1 Тихий океан Индийский океан 1 1 1 1 Современное изучение мирового океана Обобщающий урок 1 Географическое положение Разнообразие рельефа, калима, Реки и озёра Природные зоны Растительность тропических лесов Животные тропических лесов Животные саванн Растительность саванн Растительность пустынь II четверть16 ч Животные пустынь 1 1 6 2109 7 2509 8 9 2809 0210 10 11 12 13 14 15 0510 0910 1210 1610 1910 2310 1 0211 2 0611 Население и государства 1 3 4 0911 1311 1 1 5 6 7 1611 2011 2311 Египет Эфиопия Танзания Нигерия Конго ЮАР Танзания Нигерия Конго Африка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 2711 ЮАР 1 9 10 11 3011 0412 0712 1 1 1 12 13 14 1112 1412 1812 Обобщающий урок Географическое положение Разнообразие рельефа, калима, Реки и озёра Растительный мир Животный мир Население 15 16 2112 2512 1 1101 2 3 1501 1801 4 5 6 7 2201 2501 2901 0102 8 0502 Австралия Австралийский союз Океания IIIчетверть 16 ч Остров Новая Гвинея Антарктида Географическое положение Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Разнообразие рельефа, климат Растительный и животный мир Охрана природы Антарктиды Современные исследования Антарктиды Открытие Америки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Географическое положение 9 1502 Северная Америка 10 11 12 13 14 15 16 1902 2202 2602 0103 0503 1203 1503 1 2 3 2903 0204 0504 Разнообразие рельефа и климат Реки и озёра Растительный и животный мир Население и государства США Канада Мексика и Куба IV четверть14 ч Обобщающий урок Южная Америка Географическое положение Разнообразие рельефа и климат 4 5 6 7 0904 1204 1604 1904 8 2304 9 10 2604 3004 Реки и озёра Растительность тропиков Ж животные тропиков Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов Животные саванн, степей, полупустынь и гор Население и государства Бразилия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 0705 1405 1705 2105 Евразия Аргентина Перу Обобщающий урок Географическое положение, климат 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование уроков географии Класс 9 Общее количество часов в 2020/2021 учебном году 63 (с учётом каникул и праздничных дней) Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н. Название раздела Дата Тема урока Кол-во часов I четверть 16 часов Введение в предмет 0209 Западная Европа 0309 0909 1009 1609 1709 2309 2409 3009 0110 0710 Южная Европа Европа. Политическая карта Евразии Великобритания Великобритания Франция Франция Германия Австрия Швейцария Обобщение Испания Португалия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Северная Европа Восточная Европа 0810 Италия 1410 Италия 1510 Греция 2110 Обобщение 2210 Норвегия II четверть 15 ч 0511 Швеция 1111 Финляндия 1211 Обобщение 1 1 1 1 1 1811 Польша 1911 Чехия 2511 Словакия 2611 Венгрия 0212 Румыния 0312 Болгария 0912 Сербия 1012 Эстония 1612 Латвия 1712 Литва 2312 Белоруссия 2412 Украина III четверть16 ч 1301 Молдавия 1401 Обобщение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Центральная Азия Юго-Западная Азия Южная Азия Восточная Азия 2001 Казахстан 2101 Узбекистан 2701 Туркмения 2801 Киргизия 0302 Таджикистан 0402 Обобщение 1702 Грузия 1802 Азербайджан 2402 Армения 2502 Турция 0303 Ирак 0403 Иран 1003 Афганистан 1103 Обобщение IVчетверть16ч 3103 Индия 0104 Индия 0704 Китай 0804 Китай 1404 Монголия 1504 Корея 2104 Корея 2204 Япония 2804 Япония 2904 Обобщение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Юго-Восточная Азия 0505 Россия 0605 1205 1305 1905 2005 Таиланд Вьетнам 1 Индонезия Природа страны, 1 крупнейшие города России Обобщение по курсу 1