биология Хохлова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по предмету
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 класс
Настоящая программа разработана на основе требований к результатам
освоения адаптированной основной образовательной программы(АООП)
вариант I с учетом основных направлений программ, включенных в структуру
основной образовательной программы, и должна обеспечивать достижение
планируемых результатов в освоении основной образовательной программы.
Курс «Природоведение» в специальной коррекционной школе ставит своей
целью: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие
интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально –
личностного отношения к природе и применение практических рекомендаций
в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Основными задачами курса «Природоведение» 6 класса являются:
 сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
 демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
 формирование географических представлений о формах поверхности,
водоёмах, населении, городах и др.;
 формирование предметных и общих, учебных умений и навыков;
 воспитание патриотических чувств, эстетических чувств (уметь видеть
красоту природы), бережного отношения к природе, её ресурсам,
знакомства с основными направлениями природоохранительной работы;
 воспитание социально значимых качеств личности;
 применение полученных знаний в повседневной жизни
Коррекционные задачи курса:
Учить анализировать и сравнивать изучаемые предметы и явления природы
Учить пониманию причинно-следственных связей
Расширение кругозора знаний, лексики и связной речи
Обучение природоведению рассчитано на два урока в
неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по курсу
природоведение 6 класса:













Учащиеся должны знать/понимать:
что изучает природоведение;
название нашей планеты и её форму;
значение Солнца для жизни на Земле;
свойства воды, воздуха и почвы;
основные формы поверхности Земли и виды водоёмов;
простейшие классификации растений (деревья, кустарники, травы) и
животных (рыбы, насекомые, птицы, звери);
среду обитания и разнообразие растительного и животного мира Земли;
название своей страны и её столицы, некоторых народов, её населяющих;
название важнейших географических объектов;
название типичных представителей растительного и животного мира
России и своего края;
название некоторых редких и занесённых в Красную книгу растений и
животных своей местности;
правила поведения в природе;

 название частей тела и основных органов, их назначение;
 факторы здорового образа жизни;
 основные санитарно – гигиенические нормы и правила оказания
доврачебной помощи.
 Знать полезные ископаемые родного края и страны в целом.
 Знать состав и значение воздуха.
 Знать свойства воды и её значение в жизни живых организмов.
 Знать названия полезных ископаемых и места и способы их добычи
 Знать свойства воздуха и его охраны














Учащиеся должны уметь:
наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительным и
животным миром своей местности;
заполнять дневники наблюдений;
называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
ухаживать за домашними животными и культурными растениями;
демонстрировать простейшие опыты;
показывать на схемах и муляжах некоторые органы (сердце, лёгкие,
желудок, органы чувств);
демонстрировать образец правильной осанки;
оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;
соблюдать правила элементарной гигиены;
выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты форм
поверхности;
составлять небольшие по объёму рассказы о своём крае.
уметь различать типы почв

Методы обучения предмету:







словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
наглядные - наблюдение и демонстрация.
практические упражнения.
изложения новых знаний.
повторения и закрепления знаний.
применения знаний.

Формы организации учебного процесса:







Принцип коррекционной направленности
Принцип воспитывающей и развивающей направленности
Принцип научности и доступности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип индивидуального подхода в обучении.
Литература, используемая в процессе обучения:
Основная:

Природоведение 6 класс. Т.М. Лифанова. М.: «Просвещение» 2009 год+
рабочая тетрадь

 Дополнительная:
Т.И.
Пороцкая.
«Обучение
географии
во
вспомогательной школе», Москва. «Просвещение»1977 год.
 А. П. Кузнецов «Страны, хозяйство, люди», Москва «Просвещение».1988
год.
 Н. А. Максимов «Хрестоматия по физической географии для 5 класса».
Москва. «Просвещение».1980 год.
 Т. И. Пороцкая, А. О. Скрябина «Физическая география
вспомогательной школе». Москва «Просвещение» 1983 год.

во

 Е. М. Вавилина «Экологическое воспитание в школе 5-9 классы»,
Волгоград, «Учитель».2007 год.
 Н. А. Максимов «За страницами учебника географии», Москва.
«Просвещение», 1988 год.
 А. С. Ревайкин «Ресурсный потенциал Камчатки», П-Камчатский, АО
«КАМЧАТКНИГА»,1994 год.
 А. А. Одинец, «Травник», Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,200Типы
 Г. А. Фадеева, «Неделя экологии в школе», Волгоград, «Учитель»,2005 год.
 Типы уроков и их условное обозначение:

 УУНЗ-урок усвоения новых знаний
 УК и ЗНМ-урок коррекции и закрепления новых знаний
 УВПУ-урок выработки практических умений
 УПОСЗ-урок повторения, обобщения, систематизации знаний
 УП (к) З-урок проверки контроля знаний
 КУ-комбинированный урок

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по предмету
БИОЛОГИЯ 7.8.9 классы

Рабочая программа предмета «Биология» для 7-9 класса составлен
на основе АООП, вариант I для обучающихся с интеллектуальными наруше
Содержание программы учебного предмета биологии для коррекционной
школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания
образования потребностям общества; учета единства содержательной и
процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания
образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии являются идеи преемственности начального и
основного общего образования; гуманизации образования; соответствия
содержания образования возрастным и психическим закономерностям
развития учащихся; личностной ориентации содержания образования;
деятельностного характера образования, формирования у учащихся
готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в
реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой
природе, так и об окружающем мире в целом.
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе
являются:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и роли живых организмов; человеке как биосоциальном

существе; роли биологической науки в практической деятельности людей:
методах познания живой
природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в
природе;
-применение знаний и умений в повседневной жизни для решения
практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;
выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье: оказания
первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий
своей деятельности по отношению к живой природе, собственному
организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики
заболеваний. травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Учебный предмет «Биология» состоит из разделов: «Растения. Грибы
Бактерии» 7 класс, «Животные» 8 класс и «Человек» 9 класс. Данная
программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных
и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все
это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию
любознательности и повышению интереса к предмету, а также более
эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Растения. Грибы. Бактерии» 7 класс внимание уделено таким
темам: значение и многообразие растений в природе, знакомство с
цветковыми растениями, цветок и плод, семя, корень, лист, стебель,
растение-живой организм, споровые и семенные растения, растения-живой
организм, растение-целостный организм, многообразие покрытосеменных
растений, многообразие бактерий и грибов, практические работы с
комнатными растениями.
В разделе «Животные»8 классе особое внимание уделено изучению
животных, играющих значительную роль в жизни человека, его
хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими
учащимся, живущим в сельской местности (Сельскохозяйственные
животные, кошки, собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические
требования к их содержанию и др.).
В разделе «Человек» 9 класс узнают о мерах оказания доврачебной помощи.
Органах и системах организма человека. Привитию практических умений по
данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.).

Предполагаемые виды работ
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие
позвоночника (внутреннего скелета).
-Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания - водоемы. Речные рыбы
(окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение,
питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение
рыб.
Рыболовство,
рыбоводство
Рациональное
использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
-Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ
передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система,
органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия
от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности
внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
- Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее
строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и
земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных
препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
-Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности
внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание
птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса:
большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси. Птицы, обитающие возле
жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и
охрана птиц.
Курица, гусь, утка - домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание
цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на
птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели
строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
-Млекопитающие,
или
звери.
Разнообразие
млекопитающих.
Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих,
или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и
вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на
примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения,
нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

-Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и
отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни,
питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной
деятельности человека. Охрана белок и бобров.
-Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки
зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ
жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их
охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных
зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих
животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ
жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака.
Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ
жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на
зверофермах.
-Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие
признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных,
распространение и значение. Охрана морских зверей.
-Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее
строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание
детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
-Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки
растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).
Дикие всеядные животные (дикая свиньи) Характеристика этих животных,
распространение, значение и охрана их. - Сельскохозяйственные травоядные
животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные
животные - свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для
коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их
оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание
овец: зимнее - на фермах и летнее - на пастбищах. Круглогодовое содержание
овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ.
Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к
засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение
верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения - приспособленность к суровым
северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северною оленя в
народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног,
кожного покрова.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног,

кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве.
Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание
жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки
изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и
млеко питающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних
животных. Охрана диких животных и уход за домашними. Практические
работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или
морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их
кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной
вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в
раздаче кормов.
В разделе «Человек» пристальное внимание уделено темам: ОДС, кровь и
кровообращение, сердечно-сосудистая система, дыхательная система,
пищеварительная система, мочевыделительная система, нервная система,
органы чувств, охрана здоровья в РФ.
Коррекционные задачи:
Учить анализировать и сравнивать изучаемые предметы живой и неживой
природы
Учить анализировать изучаемые явления и понимать причинно-следственные
связи
Расширение лексического запаса слов обучающихся
Развитие связной речи
Учащиеся должны знать и уметь:
-Различать тела и предметы природы
-Знать свойства воды
-Знать свойства и значение воздуха для живых организмов
-Знать названия полезных ископаемых, их местонахождение в природе, их
значение в жизни человека
-Знать, что такое почва, её состав и свойства, охрана почвы
-Разбираться в многообразии живой природы
-Знать признаки изучаемой группы растений
-Различать органы растений
-Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их
внешним видом
-Работать с ручным хозинвентарём
-узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах,
живых объектах)
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных
животных;
-устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания
-проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными

животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними
животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать
о своих питомцах
-признаки сходства и различия между изученными группами животных;
-общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
-места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы
учащимся;
-названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп
животных, особенно тех, которые широко распространены и местных
условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в
хозяйственной деятельности человека.
-название, расположение и основные функции внутренних органов в
организме человека
-вредное влияние алкоголя и никотина
-нормы правильного питания
-свою группу крови и резус-фактор
-специализации врачей
-меры предупреждения сколиоза
-соблюдать санитарно-гигиенические нормы
-оказывать доврачебную помощь
-измерять артериальное давление и температуру
Основная учебная литература:
Клепинина З.А. «Биология» 7 класс «Просвещение» 2020 год, 8 класс
«Просвещение» 2020 год. Рабочая тетрадь в комплекте.
Соломина Е.Н. «Биология» 9 класс. М.: «Просвещение»2020 год. Рабочая
тетрадь в комплекте.

Природоведение 6 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 6а
Предмет: Природоведение
Кол-во часов: 63
Календарно-тематическое планирование составила
учитель истории Хохлова И.Н.
№

Дата

Наименование
раздела

Темы уроков

I четверть 16 часов

Колво
часов

1

0209

2
3

0203
0909

4
5
6
7

1009
1609
1709
2309

8

2409

9
10
11
12
13

3009
0110
0710
0810
1410

14
15
16

1510
2110
2210

1

0511

2
3

1111
1211

4
5
6
7

1811
1911
2511
2611

8
9

0212
0312

10
11
12
13

0912
1012
1612
1712

14
15

2312
2412

Общее
знакомство
природой

Вода

Воздух

Неживая и живая природа

1

Твердые тела жидкости и газы
Для чего изучают природу

1
1

с

Вода в природе
Вода-жидкость
Температура воды
Изменение уровня воды при
замерзании
Изменение состояния воды при
замерзании
Лед твердое тело
Превращение воды в пар
Кипение воды
Три состояния воды в природе
Вода растворитель-практическая
работа.
Водные растения
Нерастворимые в воде вещества
Чистая и мутная вода
II четверть 15 ч
Питьевая вода

1
1
1
1

Использование воды в быту
Что мы узнали про
практическая работа.
Обобщающий урок
Воздух в природе
Воздух занимает место
Воздух сжимаем и упруг

1
1

воду-

Воздух плохой проводник тепла
Расширение
воздуха
при
нагревании и наоборот
Теплый воздух легче холодного
Движение воздуха в природе
Состав воздуха
Кислород и его значение в жизни
природы и человека
Углекислый газ
Применение углекислого газа.
Значение воздуха.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2

1301
1401

3

2001

4

2101

5
6
7
8
9
10
11
12
13

2701
2801
0302
0402
1702
1802
2402
2502
0303

14
15
16
17

0403
1003
1103
3103

1

0104

2

0704

3
4
5
6
7
8

0804
1404
1504
2104
2204
2804

9

2904

10

0505

11
12

0605
1205

13
14

1305
1905

Полезные
ископаемые

Почва

III четверть 17 ч
Охрана воздуха
Что мы узнали о воздухеобобщение знаний
Что такое полезные ископаемые

1
1
1

Полезные
ископаемые,
используемые в строительстве
Гранит
Известняки
Песок и глина
Горючие полезные ископаемые
Торф-практическая работа
Каменный уголь
Нефть
природный газ
Полезные ископаемые из которых
получают минеральные удобрения
Калийная соль
Фосфориты
Лабораторная работа
Обобщение
IV четверть 15 ч
Полезные
ископаемые,
используемые
для
получения
металлов
Железные руды

1

Чёрные металлы
Сталь
Медная и алюминиевые руды
Алюминий
Медь и олово
Что мы узнали о полезных
ископаемых-обобщение
Что мы называем почвой

1
1
1
1
1
1

Состав
почвы.
Практическая
работа.
Перегной
Песок и глина- минеральная часть
почвы
Минеральные соли в почве.
Сохранение минеральных солей

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

15

Обобщение

2005

КТП БИОЛОГИЯ
Учебный год: 2020/2021
Класс: 7а
Предмет: Биология
Кол-во часов: 60 часов
Календарно-тематическое планирование составила
учитель истории Хохлова И.Н.
№

Дата

Наименование
раздела

Темы уроков

Колво
часов

I четверть 16 часов
1

0209

2
3

0309
0909

4

1009

5

1609

6
7

1709
2309

8

2409

9

3009

10
11
12
13
14

0110
0710
0810
1410
1510

15
16

2110
2210

Изучаем
природу

живую Многообразие живой природы

1

Значение растений и их охрана
Обобщение

1
1

Знакомство
цветковыми
растениями

Цветок. Плод

Семя

с Внешнее
растения

строение

цветкового

Лабораторная работа.
цветкового растения
Обобщение
Цветки и соцветия

Органы

Лабораторная работа. Строение
цветка
Оплодотворение
и
опыление
цветковых
Разнообразие плодов и семян
Распространение плодов и семян
Экскурсия
Строение семян
Лабораторная работа. Строение
двудольного
и
однодольного
растения
Условия для прорастания семян
Всхожесть семян

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

II четверть 15 часов
Корень

Разнообразие и значение корней

1

Лист

Строение корня
Видоизменение корня
Внешнее строение листа

1
1
1
1
1

2611

Форма листа
Значение
листьев
в
растений
Испарение воды листьями

8
9
10
11
12
13

0212
0312
0912
1012
1612
1712

Дыхание растений
Листопад и его значение
Строение и значение стебля
Передвижение воды по стеблю
Разнообразие стеблей
Взаимосвязь органов растения

14

2312

15

2412

1

0511

2
3
4

1111
1211
1811

5
6

1911
2511

7

Стебель
Растениецелостный
организм
Споровые
семенные
растения

Взаимосвязи
растений
окружающей средой
и Мхи

жизни

1
1
1
1
1
1
1
с

1
1

III четверть 16 часов
1
2

1301
1401

3
4
5
6
7
8

2001
2101
2701
2801
0302
0402

9
10
11
12

1702
1802
2502
0203

Торфяной мох
Лабораторная работа. Строение
сфагнума
Папоротники
Голосеменные растения
Ель и сосна
Покрытосеменные растения
Экскурсия в позднюю осень
Различие
однодольных
и
Многообразие
покрытосеменных двудольных растений
растений
Однодольные растения. Злаки
Хлебные злаки
Злаки
Однодольные растения. Лилейные

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

13
14

0303
1003

15

1603

16

1703

1
2
3

3003
3103
0604

4

0704

5
6

1304
1404

7
8

2004
2104

9

2704

10

2804

11
12
13

1205
1805
1905

Однодольные растения. Лилейные
Лабораторная работа. Строение
луковицы
Двудольные
растения.
Паслёновые
Картофель
IV четверть 13 часов

1
1

Двудольные растения. Бобовые
Кормовые бобовые
Двудольные
растения.
Розоцветные
Особенности
выращивания
садовых растений
Уход за садом
Двудольные.
Семейство
сложноцветных
Подсолнечник
Обобщающий урок

1
1
1

Разнообразие и размножение
Многообразие
бактерий и грибов бактерий
Значение бактерий в жизни
природы и людей
Строение грибов
Разнообразие грибов
Выращивание растений-работа в
Практические
работы
с школьной теплице
комнатными
растениями

1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

Темы уроков и задания
Учебный год: 2020/2021
Класс: 7 б
Предмет: Биология
Кол-во часов: 65 часов

№

Дата

Наименование
раздела

Темы уроков

I четверть 17 часов

Колво
часов

1

0309

2
3

0409
0909

4

1009

5

16.09

6
7

1709
2309

8

2409

9

3009

10
11
12
13
14

0110
0210
0810
0910
1510

15
16
17

1610
2210
2310

1

0511

2
3
4

0611
1211
1311

5
6
7
8
9
10
11
12

Изучаем
природу

живую Многообразие живой природы

1

Значение растений и их охрана
Обобщение

1
1

Знакомство
цветковыми
растениями

Цветок. Плод

Семя

Корень

с Внешнее
растения

строение

цветкового

1

Органы

1

Лабораторная работа.
цветкового растения
Обобщение
Цветки и соцветия

Лабораторная работа. Строение
цветка
Оплодотворение
и
опыление
цветковых
Разнообразие плодов и семян
Распространение плодов и семян
Экскурсия
Строение семян
Лабораторная работа. Строение
двудольного
и
однодольного
растения
Условия для прорастания семян
Всхожесть семян
Обобщение
II четверть16ч
Разнообразие и значение корней

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

Строение корня
Видоизменение корня
Внешнее строение листа

1
1
1

1911
2011
2611

Форма листа
Значение листьев в жизни растений
Испарение воды листьями

1
1
1

2711
0312
0412
1012
1112

Дыхание растений
Листопад и его значение
Строение и значение стебля
Передвижение воды по стеблю
Разнообразие стеблей

1
1
1
1
1

Лист

Стебель

Растениецелостный
организм

Взаимосвязь органов растения

13

1712

14

1812

15

2412

Споровые
семенные
растения

16

2512

1
2

1401
1501

3
4
5
6
7
8

2101
2201
2801
2901
0402
0502

9
10
11
12
13
14

1802
1902
2502
2602
0403
0503

15
16

1103
1203

1
2
3

0104
0204
0804

Разнообразие. С/р
III четверть 16 ч
Торфяной мох
Лабораторная работа. Строение
сфагнума
Папоротники
Голосеменные растения
Ель и сосна
Покрытосеменные растения
Экскурсия в позднюю осень
Многообразие
Различие
однодольных
и
покрытосеменных двудольных растений
растений
Однодольные растения. Злаки
Хлебные злаки
Злаки
Однодольные растения. Лилейные
Однодольные растения. Лилейные
Лабораторная работа. Строение
луковицы
Двудольные растения. Паслёновые
Картофель Выращивание
IV четверть 16 часов
Томат
Перец и баклажан
Цветочные пасленовые

4
5
6
7
8

0904
1504
1604
2204
2304

Бобовые
Пищевые бобовые
Фасоль и соя
Кормовые бобовые
Розоцветные. Шиповник

1
1
1
1
1

9
10

2904
3004

Яблоня и груша.
Вишня. Малина и земляника.

1
1

Взаимосвязи
растений
окружающей средой
и Мхи

1
с

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15

0605
0705
1305
1405
2005

16

2105

Растения
организм

Персик и абрикос.
Сложноцветные. Подсолнечник.
Календула и бархатцы.
Осенние работы в саду.
живой Весенние работы в саду.

1
1
1

Грибы.

Биология 8 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 8
Предмет: Биология
Кол-во часов: 63часа

№

Дата

Наименование
раздела

Темы уроков

Колво
часов

I четверть 16 часов
Введение

Многообразие животного мира

1
1

Беспозвоночные

Значение животных в природе и
жизни человека
Общая характеристика

1709
1809
2409
2509

Черви. Дождевой червь
Черви-паразиты
Черви-паразиты
Насекомые. Общая характеристика

1
1
1
1

0110
0210
0810
0910
1510
1610
2210
2310

Комнатная муха
Яблоневая плодожорка
Бабочка-капустница
Майский жук
Медоносная пчела
Значение пчел
Обобщение
Общая характеристика

1
1
1
1
1
1
1
1

1

0409

2

1009

3

1109

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Позвоночные

II четверть16ч

1

1

0511

2

0611

3
4
5
6

1211
1311
1911
2011

7
8

2611
2711

9
10
11
12

0312
0412
1012
1112

13

1712

14

1812

15

2412

16

2512

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1401
1501
2101
2201
2801
2901
0402
0502
1802
1902
2502
2602

13

0403

14
15
16

0503
1103
1203

Рыбы. Местообитание и строение
рыб
Размножение и развитие рыб

1

Рыболовство и рыбоводство
Щука
Окунь
Земноводные.
Общая
характеристика
Внешнее строение лягушек
Внутреннее строение лягушек

1
1
1
1

Размножение лягушки
Жаба
Значение и охрана земноводных
пресмыкающиеся.
Общая
характеристика
Внутреннее
строение пресмыкающихся
Змеи

1
1
1
1

Значение
и
охрана
пресмыкающихся
Птицы. Внешнее строение птиц

1

III четверть16ч
Внутреннее строение птиц
Строение сердца
Размножение и развитие птиц
Питание птиц
Птицы леса
Птицы, кормящиеся в воздухе
Хищные птицы
Водоплавающие птицы
Птицы рядом с жильём человека
Домашние птицы
Значение и охрана птиц
Экскурсия
в
зоопарк
для
наблюдения за птицами
Млекопитающие.
Общая
Млекопитающие
характеристика
Особенности внутреннего строения
Грызуны
Белка
IV четверть15 ч

1

1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Бобр
Домовая мышь
Зайцеобразные

1
1
1

4

0104
0204
0804
0904
1504

Хищники

1

5
6
7
8
9

1604
2204
2304
2904
3004

Волк
Медведь
Лев тигр рысь
Собака и кошка
Пушные звери

1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15

0605
0705
1305
1405
2005
2105

Ластоногие
Китообразные
Копытные животные
Кабан или дикая свинья
Корова и лошадь
Северный олень, верблюд. Охрана
животных

1
1
1
1

1
2
3

1

Биология 9 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 9
Предмет: Биология
Кол-во часов: 63 часа

№

Дата

1

0209

2

0309

3

0909

Наименование
раздела

Темы уроков

I четверть 16 часов
Место
человека
среди
Введение
млекопитающих
Общий
обзор Строение клеток и тканей
организма человека организма
Органы и системы органов
человека

Колво
часов

1
1
1

4

1009

5
6
7

1609
1709
2309

8
9
10
11

2409
3009
0110
0710

12
13
14
15

0810
1410
1510
2110

16

2210

1

0511

2

1111

3
4
5
6

1211
1811
1911
2511

7

2611

8

0212

9

0312

10
11
12

0912
1012
1612

13

1712

14

2312

Опорнодвигательная
система

Скелет человека

1

Состав и строение костей
Соединение костей
Череп

1
1
1

Скелет туловища
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
Первая помощь при растяжении
связок или переломе, при вывихе
Значение и строение мышц
Основные группы мышц
Работа мышц
Предупреждение искривления
позвоночника
Значение ОДС
II четверть 15часов
Обобщающий урок
крови
и
Кровь
и Значение
кровообращения
кровообращение.
Сердечнососудистая система
Состав крови
Органы кровообращения
Органы кровообращения
Большой
и
малый
круги
кровообращения
Сердечно-сосудистые
заболевания
Первая
помощь
при
кровотечениях
Дыхание. Значение дыхания
Дыхательная
система
Газообмен в лёгких
Гигиена дыхания
Болезни органов дыхания и их
предупреждение
Значение питания
Пищеварительная
система
Питательные вещества

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

Витамины

2412

1
2
3
4
5
6
7

1301
1401
2001
2101
2701
2801
0302

8

0402

9
10

1702
1802

11

2402

12
13
14
15
16

2502
0304
0403
1003
1103

17

3103

1
2

0104
0704

3
4
5
6

0804
1404
1504
2104

7

2204

8
9
10
11

III четверть 17 ч
Органы пищеварения
Ротовая полость. Зубы
Изменение пищи в желудке
Изменение пищи в кишечнике
гигиена питания
Уход за зубами
Предупреждение
желудочнокишечные заболеваний
Предупрежден е инфекционных
заболеваний и глистных инвазий
Пищевые отравления
Мочевыделительная Почки
система
Предупреждение
почечных
заболеваний
Кожа и её роль в жизни человека
Кожа
Уход за кожей
Волосы и ногти
закаливание организма
Первая помощь при тепловых и
солнечных ударах
Первая помощь при ожогах и
обморожениях
IV четверть 15ч

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Головной и спиной мозг
Нервы

1
1

Значение16 нервной системы
Режим дня и гигиена труда
Сон и его значение
Вредное
влияние спиртных
напитков и курения на нервную
систему
Орган зрения

1
1
1
1

2804

Гигиена зрения

1

2904
0505
0605

Орган слуха
Гигиена слуха
Орган обоняния

1
1
1

Нервная система

Органы чувств

1

12

1205

13

1305

14

1905

15

2005

Охрана
человека

здоровья Органы здравоохранения РФ
Органы
здравоохранения
Камчатского края
Медицинские
учреждения
Елизово
Охрана здоровья

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».