РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математические представления 1 Б класс Дерюшкиной Анны Станиславовны ПРИНЯ ТО на заседани и педагоги ческого совета, протокол №6 от 27 августа 2020 г. г.Елизово 2020-2021 учебный год РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Пояснительная записка. Индивидуальная образовательная программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии: - с примерной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением Методического федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); - с положениями федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599; - с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2), целями, учебным планом КГОБУ " Елизовской школы - интернат для обучающихся с ОВЗ " и Положения "О рабочей программе педагога". Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения уроков «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса. Актуальность: У обучающихся отмечается бедность импрессивного и экспрессивного словаря, трудности построения и оформления связного высказывания, частичное понимание обращенной речи, недостаточность серийной организации движений. Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии, является функциональной основой социального взаимодействия и регулятором поведения, необходимым является обучение по предмету «Речь и альтернативная коммуникация». Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи: - учить пользоваться средствами общения и коммуникации. - учить пользоваться доступными средствами коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач; - развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом; Срок реализации программы – 1 год. Основные разделы курса Обучение по разделам «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» является интегрированным. На каждом уроке будут решаться задачи как раздела по развитию коммуникативных навыков общения, так и по развитию умения понимать обращенную речь и употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания. Разделы «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включают работу по созданию ситуаций общения, расширение у обучающихся представлений об окружающем природном и социальном мире, поэтому материал представлен различными лексическими темами («Это – я», «Мои игрушки», «Моя семья», «Мир людей» и т.д.). Раздел «Чтение и письмо» направлен на обучение: - составление коротких предложений из букв разрезной азбуки; - составление предложений, используя символы; - чтение слов, коротких предложений, коротких текстов; - списывание с печатного и рукописного текста. Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом их индивидуальных особенностей. Она должна включать таблицы букв, слогов, карточки с изображением объектов, людей, действий, предметные и сюжетные картинки с различной тематикой, муляжи, предметы, игрушки и игры. На уроке широко применяются различные варианты игр: сюжетных, сюжетноролевых, игр-драматизаций, создание игровых ситуаций и современных технологий: - Здоровье-сберегающих; - личностно-ориентированное обучение; - игровых; - информационно-коммуникационных. Методы обучения: Словесные (беседа, рассказ, объяснение) Наглядные плоскостные (картины, плакаты, иллюстрации, демонстрационные пособия) Видео методы, аудиовизуальные (DVD, видеофильмы на цифровых носителях). Основная форма обучения – урок. Регулярность проведения - 2 раза в неделю по 40 минут. Формы контроля: - наблюдения за учащимся; - ответы на вопросы; - ответ с помощью сигнальной карточки. Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом. Учебно-тематический план. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 16 часа 15 часа 18 часов Разделы учебного курса. № Перечень разделов п./п. 4 четверть 16 часов Количество часов 1. Альтернативная коммуникация 23 ч. 2. Чтение 21 ч. 3. Письмо 21 ч. Планируемые предметные результаты изучения предмета «Речь и альтернативная коммуникация» Личностные результаты изучения предмета: развитие навыков сотрудничества с педагогом в учебно-познавательной деятельности Предметными результатами изучения предмета «Речь и альтернативная коммуникация» является сформированность перечисленных ниже умений, знаний: Предметные результаты: Обучающиеся смогут научиться: - слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, сказкам, поговоркам; - выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы; - читать незнакомый текст (короткий рассказ, сказку) и пересказывать прочитанное по вопросам учителя; - списывать с печатного текста и писать короткие тексты под диктовку; - проявлять познавательный интерес к общению и взаимодействию в разнообразных видах детской деятельности; - использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения. Ожидаемые результаты работы по формированию базовых учебных действий: Обучающиеся смогут научиться: - внимательно слушать педагога; - выполнять действие по показу; - выполнять действие по инструкции; - быстро включаться в учебную деятельность; - переключаться с одного вида деятельности на другой. - выполнять задание в течение определённого периода времени; - принимать помощь педагога; - определять сложность некоторых заданий и обращаться за помощью; - проявлять выраженный устойчивый интерес ко всем заданиям; - при правильном решении демонстрировать удовлетворение; - самостоятельно выполнять аналогичное задание; - освоенные учебные знания и умений применять в разных видах самостоятельной деятельности.