РЕЧЬ И АЛЬТ КОМ

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
Учебный год: 2020-2021
Класс: 2
Учитель: В.В.Петрова
Количество часов:
Всего 92 часа, в неделю – 3 часа
Дополнительная литература: Букварь
Планирование составлено на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант ΙI.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно
затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
 сформировать
способность
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
 научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
 развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего
мира, личным опытом ребенка; понимание слов, обозначающих объекты и
явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение
использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных
ситуациях;
 развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Общая характеристика учебного предмета
с учетом особенностей его освоения обучающимися
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое
мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или
невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая
часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из
наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой
умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными.
Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации
позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам
элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью
и отвлекаемостью.

Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного
развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть
увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в
координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У
обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой
смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет
замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается
повышенная
подвижность,
сочетающаяся
с
не
целенаправленностью,
беспорядочностью, нескоординированностью движений.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов
познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания,
памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления,
задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные
трудности в усвоении «академического» компонента различных программ
дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы
определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с
неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно
регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко
вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении
вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с
умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если
возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с
нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку.
Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в
содержании материала, в структуре его размещения.
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза
в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие
условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе,
проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и
компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру),
элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную,
изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать
расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с
фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами
урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в
образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного
плана. Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная

коммуникация» рассчитана во 2 классе на 92 часа (33 учебные недели, 3 часа в
неделю).
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» интегрируется с учебными
предметами «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир»,
«Человек», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной
работы. Он тесно связан с логопедической работой.
Планируемые результаты
Базовые учебные действия освоения учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
Личностные результаты
 развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира
и личного опыта ребенка;
 понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
 овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными;
 понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
других графических знаков;
 умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач;
 умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
 узнавание и различение образов графем (букв);
 графические действия с использованием элементов графем: обводка,
штриховка.
Предметные результаты
 выражать приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием
графического изображения, карточек с напечатанными словами, электронного
устройства;
 употреблять в речи слова, обозначающие предмет, действия предмета, признак
предмета и др.;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного учителем текста;
 составлять рассказ по последовательно продемонстрированным действиям; по
одной (по серии) сюжетных картинок;
 сообщать сведения о себе и ближайшем окружении посредством напечатанного
слова (электронного устройства);
 использовать графическое изображение (электронного устройства) для
обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;

 составлять простые предложения с использованием графического изображения
(электронного устройства);
 использовать карточки с напечатанными словами как средство коммуникации.
 выполнять графические действия с использованием элементов графем:
обводка, штриховка;
 различать изучаемые звуки в начале и в конце слова (в зависимости от того, в
каком положении этот звук легче выделяется);
 соотносить звук с буквой;
 образовывать и читать открытые и закрытые двухзвуковые слоги, сравнивать
их;
 выполнять рукописное начертание изучаемых строчных букв (слогов) и
прописных;
 списывать с доски, учебника слогов, слов, предложений из 2-3 слов.
Содержание учебного предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником. Привлечение к себе внимания звуком
(словом, предложением). Приветствие собеседника словом, предложение. Прощание
с собеседником словом, предложением. Обращение с просьбой о помощи, выражая
ее звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения
(цветная картинка, пиктограмма). Выражение своих желаний (благодарности),
обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа, с использованием карточек с напечатанными
словами, электронного устройства.
Импрессивная речь
Различение имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов,
обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета. Понимание
обобщающих понятий. Понимание простых предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессивная речь
Называние имен учащихся класса, педагогов класса. Употребление слов,
обозначающих предмет, действие предмета, признак действия, состояние.
Употребление обобщающих понятий. Употребление простых предложений. Ответы
на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной (по серии)
сюжетных картинок.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для

обозначения предметов и объектов. Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения действия предмета. Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака
предмета. Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака действия, состояния. Составление простых предложений с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами
как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слогов.
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога.
Написание буквы, слога, слова, предложения из 2-3 слов.
Наименование
Колразделов,
тем во
программ
часов
по
разде
-лу
1
1ч = 23 ч
Экскурсия
«Звуки
вокруг
нас»
Мои
1
одноклассники

Дат
а

Виды учебной деятельности

01.
09

Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя,
составление
простых
предложений. Игра «Что звучит?»

03.
09

3

Мои учителя

1

04.
09

4

Приветствие
и 1
прощание в школе
и дома

08.
09

Чтение учителем сказки социального
содержания «Сказка о том, как Белочка с
Ёжиком дружила»; просмотр фотографий
одноклассников,
совместных
фото,
узнавание себя и других сверстников;
упражнение
«Позови»,
графическое
изображение имени и фамилии детей;
размещение фото в коммуникативный
альбом
Показ фотографий учителей, работающих с
классом; директора, завуча; графическое
изображение имени и отчества педагога.
Игра «Кому какой предмет принадлежит?»,
«Исключи лишнее». Размещение карточек с
фотографиями в коммуникативный альбом
Употребление
слов
«здравствуйте»,
«здравствуй», «доброе утро», добрый день»,
«добрый вечер», «до свидания», «пока»,
«привет» в соответствии с речевой

№

1

2

Воспоминание о 1
лете. Составление
рассказа по серии
сюжетных
картинок
Любимые
1
мультфильмы.
Игры в мяч с
речевым
сопровождением
Мои
любимые 1
сказки

10.
09

8

Театр на ложках
«Репка»

1

18.
09

9

Вопросы
– 1
ответы. Загадки:
отгадай и нарисуй

22.
09

10

Понятие «слово». 1
Называние
предметов

24.
09

11
12

Предложение.
Ознакомление
делением
предложения,
состоящего
двух слов,
слова с опорой

25.
09
29.
09

5

6

7

2
с
из
на
на

15.
09

17.
09

ситуацией.
Использование
как
выразительных средств речи (умеренная
сила голоса, доброжелательный, радостный
тон речи), так и помощников речи (мимика,
жесты, позы, выражающие внимание к
партнеру). Приветствие учителя, детей с
помощью
альтернативных
средств
коммуникации.
Игра
«Закончи
предложение»
Беседа с детьми о проведенных каникулах;
признаки лета. Игра «Отгадай загадки»,
«Подбери
признак».
Рассматривание
картинок, обсуждение сюжета; составляем
последовательность событий, рассказ детей
Узнавание героев любимых мультфильмов,
характеристика героев. Игра «Подскажи
словечко», «Чей домик или кто где живет?»,
Мячик маленький поймай, да словечком
приласкай»
Узнавание
названия
сказки
по
иллюстрациям, по просмотру фрагмента,
называние героев сказок; раскрашивание
картинки с изображение любимой сказки
Прослушивание аудио сказки «Репка»,
называние героев сказки, составление
последовательности по иллюстрациям.
Выбор детьми понравившегося героя для
театрализации, показ пособия «театр на
ложках», инсценировка сказки
Загадывание загадок по темам: школьные
принадлежности, школьная мебель. Показ
карточек Домана, узнавание изображения
по темам загадок; обведение по шаблону и
рисование предметов, раскрашивание
Дидактическая игра «Назови одним
словом», «Доскажи словечко». Слово - это
домик для звуков. Бывают слова маленькие,
короткие, в них живет мало звуков, бывают
большие, длинные, в них живет много
разных звуков. Игра «Назови любое слово
со звуком «М». Физминутка «Кузнечики»
Формировать
представление
о
предложении, значимости каждого слова в
предложении.
Развитие
слухового
восприятия. Дидактическая игра «Угадай,
что делать». Составление предложений по
иллюстрациям
к
сказке
«Репка».

13

14

15

тактильнодвигательные
ощущения
(хлопок,
отстукивание и т.
п.) и условнографическое
изображение
предложения
Составление
1
предложения по
схеме Кто? Что
делает?
по
сюжетным
картинкам
Упражнение
в 1
составлении
предложения из
двух слов на
заданную
тему
«Обязанности в
семье»
Выделение в речи 1
звуков А, О, У в
начале, в конце
слова. Штриховка
простейших
фигур

Упражнение «Этот пальчик -я». Работа с
учебником, в тетради

01.
10

Работа с сюжетной картинкой «Сбор
урожая». Работа с пиктограммами «мама»,
«папа»; составление предложений по
вопросам «Кто? Что делает?», соблюдая
определенную схему

02.
10

Упражнение «Дерево чувств». Беседа с
детьми о трудовой деятельности членов
семьи. Работа с пиктограммами, карточками
со словами. Составление предложений.
Игра «Назови ласково»

06.
10

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»,
«Хоботок», «Пятачок», «Сытый хомячок».
Имитация звуков «вой волка», «плачет
малыш».
Динамическая
минутка.
Обозначение гласного звука красной
фишкой. Выделение в словах звуков А, О, У
в начале, в конце слова. Штриховка фигур
Необходимо помочь ёжику подобрать
подходящие картинки. На одно из
предлагаемых игровых полей в пустые
клеточки необходимо разместить картинки,
подходящие к местоимению, написанному в
верхнем левом углу. Проговаривать
следующим образом: "Моя корзина", "Моя
машина", "Моя лиса" и т.д. Аналогично
заполнить все карточки. Следить за
правильным произношением звуков
Формировать у детей понятие о значении и
культуре жестов и движений, и их роли в
процессе общения детей друг с другом.
Беседа педагога
с мультимедийной
презентацией «Язык жестов и движений».
Физминутка
«Настроение».
Игра
–
имитация «Кто лучше покажет позу». Игра
– имитация «Правила гигиены»

Дидактическая
1
игра
«Подбери
картинку
(моя,
мое, мой)

08.
10

17 Ознакомление со 1
словом
«да»,
«нет» жестом и
символом.
Умение
использовать
символы и жесты

09.
10

16

1
Описание
предмета по двум
признакам (цвету
и форме) с опорой
на
технологическую
карту и словесный
образец учителя
А.
Барто. 1
«Игрушки»

13.
10

Выкладывание
из
мозаики
на
тему «Курочка и цыплята». Дыхательные
упражнения. Упражнение «Слон, медведь и
кошка», Психогимнастика «Кукушонок
кланяется». Развитие мелкой моторики
«Разные дорожки»

15.
10

20

Различение
напечатанных
слов,
обозначающих
имена
одноклассников,
учителей,
названия
предметов

1

16.
10

21

Упражнения на 1
развитие
кинестетической
основы движений
пальцев рук в
процессе
выполнения
последовательно
организованных
движений
Игровые
1
упражнения,
имитирующие
природные
явления
Игровые
1
упражнения для
совершенствован
ия
движений
мимической
мускулатуры

20.
10

Вызывать
желание
выразительно
рассказывать
наизусть
знакомые
стихотворения;
отгадывание
загадок,
узнавание стихотворения по иллюстрациям;
работа с напечатанными словами
При обучении узнаванию своего имени
ребенок
прикладывает
карточку
с
напечатанным именем к своей фотографии.
Затем
ему
предлагают
несколько
фотографий, среди которых есть его
фотография, и ребенок прикладывает
карточку со своим именем к своей
фотографии. Потом ему предлагаются две
карточки с напечатанными на них именами,
он должен выбрать карточку со своим
именем и приложить к своей фотографии.
Тоже самое с именами сверстников,
учителей
Нанизывание колец на шнур «Мастерим
бусы»,
«Пальчики
здороваются»,
«Солнышко», «Ну-ка, братцы, за работу»,
«Кулак – ладонь»

18

19

22

23

22.
10

«Солнышко и дождик» (жесты и мимика:
холодно – хмурится, солнышко-улыбка,
идет дождик – пальчик по столу)

23.
10

Пантомимические
этюды:
««Озорной
щенок», «Щенок ищет», «Злая собачка»,
«Лягушка».
Пантомимическая
игра
«Угадай, кого покажу», «Изобрази жестом».
Игра «Изобрази вкус: яблока, лимона, киви»

24

25

перед зеркалом и
по образцу
1
2 ч = 24 ч
Чтение
произведения К.
Чуковского
«Айболит»
Работа с парными 1
картинками.
Д/И
«Что
изменилось?»

03.
11

Д/И с предметами заменителями «У куклы
заболели зубы»

05.
11

Развитие
зрительного
восприятия.
Дидактическая
игра
«Исчезнувший
предмет», «Что изменилось?» Детям
предлагают рассмотреть парные картинки с
признаками различий (карточки букв и
цифр с различным написанием, различным
изображением
одних
и
тех
же
геометрических фигур и т.д.) и найти эти
признаки различия, сходства
Артикуляционная гимнастика «Вкусное
варенье»,
«Орешек»,
«Грибок»,
«Улыбочка». Посмотри, на картинки, найди
овощи, фрукты, ягоды, др. продукты
питания. Соотнесение пиктограммы с
реальным предметом, изображением на
картинке.
Узнавание
пиктограмм.
Дидактическая игра «Чем буду есть?»
Составить предложения из карточек
«глобального чтения»
Развивать речь детей через совместную
игровую
деятельность.
Формировать
плавность и слитность произношения.
Пальчиковые
игры:
«Солнышко
–
ведрышко!» «Дождик, дождик, веселей».
Повторение строк с голоса учителя
«Сорока-сорока»,
«Ладушки»,
Бегут
пальчики по дорожке», «Пальчик, пальчик,
где ты был»
Игры «Повторяй за мной», «Дорожка из
колечек», «Башенка», «Найди все красные,
(синие, зелёные) колечки». «Разбери и
собери пирамидку». Определять размеры
колец на ощупь и так же определять
правильно ли сложена пирамидка. Можно
попросить ребёнка закрыть глаза и
определить ровная пирамидка или нет

26

Упражнения
с 1
пиктограммами
«Покажи, что я
назову», «Найди
одинаковые
картинки»

06.
11

27

Речевые
игры: 1
«Дождик
–
дождик»,
«Солнышковедрышко»

10.
11

28

Упражнения для 1
тонкой моторики
рук
Тренировочные
1
упражнения
на
развитии
двигательной
памяти,
последовательно
организованных
движений: игры с
пирамидками,
матрешками,
кубиками,
вкладышами

12.
11

29

13.
11

30

Упражнения
внутренними
трафаретами

с 1

17.
11

31

Чтение
1
произведения А.
Сутеева
«Кто сказал –
мяу»
Выражение
1
своего желания с
предъявлением
предметного
символа

19.
11

33

Выражение
1
своего желания с
предъявлением
графического
символа

24.
11

34
35

Выражение своих 2
желаний, ответы
на вопросы с
использованием
карточек
с
напечатанными
словами

26.
11
27.
11

32

20.
11

Работа с внутренними и внешними
трафаретами,
письмо.
Пальчиковая
гимнастика
«Мы писали». Упражнение «Рамки и
вкладыши». Игры и упражнения на развитие
конструктивного праксиса и зрительномоторной координации
Чтение сказки учителем, беседа по
содержанию сказки. Игра «Чей голосок?»

Ребенок учится пользоваться реальными
предметами, их частями и миниатюрными
копиями для общения. Когда реальный
предмет неудобен для использования в
качестве символа (имеет большие размеры),
берутся части объектов (например, диск –
просмотр мультфильмов и др.). Можно
использовать символы, которые вызывают
ассоциации с каким-либо предметом или
деятельностью
С целью привлечения к себе внимания
ребенок учится использовать различные
звучащие предметы (звонок, колокольчик,
резиновая игрушка и др.). Каждому звуку
можно придать определенное значение
(например, звонок колокольчика – идти
гулять, писк резиновой игрушки – играть и
др.). Неречевые звуки ребенок использует
для ответов на вопросы (например, один раз
нажать на звонок – «да», два раза – «нет» и
др.)
В процессе общения ребенок учится
использовать карточки с напечатанными
словами. Слова на карточках пишутся
печатными буквами черного цвета на белой
бумаге. В начале обучения размер букв на
карточках около 5 см, затем размер букв
постепенно уменьшается до размера
обычного печатного шрифта. Обучение
начинают со слов, которые обозначают
известные ребенку предметы, действия,
явления.
Обучение
происходит
аналогичным образом, как и при обучении
использованию графических символов.
Ребенок может сообщать о своих
потребностях и отвечать на вопросы одним

36
38

Выражение своих 3
желаний,
обращение
за
помощью
с
использованием
коммуникатора

01.
12
03.
12
04.
12

39

Называние
обобщающих
понятий

1

08.
12

40

Использование
1
графического
изображения для
обозначения
предметов

10.
12

41

Использование
1
электронного
устройства
для
обозначения
предметов

11.
12

42

Использование
1
графического
изображения для
обозначения
действия
предмета

15.
12

43

Использование
1
электронного
устройства
для
обозначения

17.
12

словом, или составлять из знакомых ему
слов словосочетания, предложения
Ребенок учится использовать коммуникатор
для сообщения каких-либо сведений о себе
(например, имя, возраст, увлечения и др.), а
также для полноценного участия в диалоге
(например, «Привет», «Как дела», «Ты
пойдешь со мной в кино?» и др.). Примером
применения этого средства коммуникации
являются
игры-соревнования
или
спортивные занятия
Работа
с
карточками
Домана,
напечатанными словами, пиктограммами.
Игры
«Назови
одним
словом»,
«Исключение лишнего», «Обведи нужное»
Использование графического изображения
для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы,
школьные
принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).
Выражая свое желание, отвечая на вопрос,
ребенок
показывает
карточку
с
графическим
изображением,
обозначающим предмет и объект
Использование электронного устройства
для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы,
школьные
принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).
Пользуясь
электронным
устройством,
ребенок находит нужное графическое
изображение и нажимает на него.
Электронное
устройство
озвучивает
изображение
Использование графического изображения
для обозначения действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.). Отвечая на вопрос,
ребенок
показывает
карточку
с
графическим
изображением,
обозначающим действие предмета
Использование электронного устройства
для обозначения действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть,
гулять
и
др.).
Пользуясь
электронным устройством, ребенок находит

действия
предмета
Использование
2
карточек
с
напечатанными
словами
как
средства
коммуникации
Звук и буква Мм. 1
Письмо
буквы,
слогов

18.
12
22.
12

47

Звук и буква Хх. 1
Письмо
буквы,
слогов

25.
12

48

1
3 ч = 24 ч
Звук и буква Сс.
Письмо
буквы,
слогов

12.
01

49

Звук и буква Нн в 1
изолированной
позиции.
Конструирование
и письмо буквы
Нн

14.
01

50

Образование
и 1
чтение открытых
слогов с буквой Н.
Письмо открытых
слогов

15.
01

51

Образование
и 1
чтение закрытых

19.
01

44
45

46

24.
12

нужное графическое изображение и
нажимает на него, устройство озвучивает
слово
Освоенный навык глобального чтения
ребенок применяет в общении (отвечает на
вопросы, выражает свои желания и др.), при
составлении расписания дня. Возможен
ответ ребенка одним словом, из 2-х и более
слов
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»,
«Ветерок». Отгадывание загадок (мышка,
мишка). Игра «Найди лишнее слово».
Выделение звука в слове, работа с кассой
букв, письмо букв и слогов
Закрепление и автоматизация правильного
произношения звука Х в слогах, словах,
фразах. Учить детей выделять звук Х из
слогов, слов. Артикуляционная гимнастика.
Игра «Хлопните в ладоши, когда услышите
звук Х». Сказка Г. Юдина «Хомяк-хвастун».
Игра «Доскажи слово». Письмо буквы и
слогов
Игра с мячом «Назовите слово со звуком Н».
Чтение скороговорки. Артикуляция звука С
перед зеркалом: губки в улыбке; зубки
сближены;
широкий
кончик
языка
находится за нижними зубами, боковые
края язычка прижаты к верхним зубам;
холодный воздух идёт по центру язычка;
горлышко «молчит». Разгадывание загадок.
Дидактическое упр. «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук С»
Разгадывание
загадок.
Работа
с
презентацией «Звук и буква Н». Выделение
звука в начале слова, конце слова: игра
«Найди место звука в слове». Рисование
буквы в воздухе. Игра «На что похожа буква
Н». Пальчиковая гимнастика. Работа со
скороговоркой. Письмо буквы в тетради
Двигательные
упражнения
(чтение
четверостишия) типа «Слушай и делай
вместе со мной», «Слушай и выполняй».
Работа
с
Букварем,
кассой
букв,
предметными
картинками.
Отработка
графических навыков написания буквы и
слогов

52

слогов с буквой Н.
Письмо закрытых
слогов
Ознакомление со 1
словами
«хорошо»,
«плохо» жестом и
символом

21.
01

53

Буква
Ы. 1
Узнавание,
выделение буквы
в
слове.
Конструирование
и письмо буквы

22.
01

54

Понятие о словах 1
в единственном и
множественном
числе.
Упражнение
в
чтении
Звук и буква Лл в 1
изолированной
позиции.
Выделение звука
в начале слова.
Конструирование
и письмо букв

26.
01

56

Образование
1
открытых
и
закрытых слогов с
буквой Л

29.
01

57

Составление
и 1
чтение
предложений из
двух слов «Маша
мала».
Письмо
предложений

02.
02

55

28.
01

Чтение произведения «Что такое хорошо, а
что
такое
плохо».Формирование
коммуникативных и речевых навыков по
альтернативной системе коммуникации.
Работа с карточками. Умение использовать
символы
и
жесты.
Работа
с
коммуникативным альбомом, электронным
устройством
На какие 2 группы делятся буквы в
алфавите? Чем отличаются звуки от букв?
Из чего состоит предложение? Что такое
предложение? Составляем предложение из
трех
слов,
дополняя
предлогами.
Знакомство со звуком и буквой Ы.
Разгадывание
загадок.
Работа
над
выделением звука. Работа с букварем.
Конструирование буквы из ниток, письмо
буквы и слогов
Артикуляционная
и
дыхательная
гимнастика. Игра «Один, много». Работа с
букварем. Динамическая пауза. Игра
«Продолжи предложение», «Найди друзей»
Знакомство со звуком и буквой Л.
Упражнение в чтении слогов с буквой Л.
Самомассаж. Артикуляционная гимнастика.
Чтение
стихотворения
Е.Карагановой
«Письмецо». Работа с презентацией «Звук и
буква Л». Игра «Найди место звука в слове»,
работа с букварем, конструирование и
письмо буквы в тетради
Двигательные
упражнения
(чтение
четверостишия) типа «Слушай и делай
вместе со мной», «Слушай и выполняй».
Работа
с
Букварем,
кассой
букв,
предметными картинками
Закрепить представление о предложении,
развивать
умение
самостоятельно
составлять предложение из слов, данных в
разбивку.
Дыхательные
упражнения.
Составление и чтение предложений, письмо
предложений

58
59

Чтение
2
изображений на
картинках
и
пиктограммах.
Моя семья

04.
02
05.
02

60
61

Чтение
2
изображений на
картинках
и
пиктограммах.
Части тела

16.
02
18.
02

62

Аудиальное
1
чтение.
Мои
игрушки.
Стихотворение
«Мишка
косолапый»
Деление
1
предложения,
состоящего
из
трёх слов на слова

19.
02

Звук и буква Вв в 1
изолированной
позиции.
Выделение звука
в начале. Лепка и
письмо букв

26.
02

63

64

25.
02

Упражнения в рабочей тетради «Я –
говорю» «Ребенок в семье»: «Выбери
нужную картинку и проведи к ней стрелку»,
«Покажи, что я назову», «Найди
одинаковые картинки», «Найди такую же
картинку и проведи к ней стрелку»,
«Покажи то, о чем я говорю», «Найди
ошибку», «Дополни предложение». Работа с
коммуникативным
альбомом
и
электронным устройством. Игра «Что
делает мама?» Игра «Что делает папа?»
Показывают на фотографии и называют
членов семьи, называют имена, соотносят с
картинками,
называют
действия,
изображённые
на
картинках
и
пиктограммах
Упражнения в рабочей тетради «Я –
говорю» «Я - ребенок»: «Выбери нужную
картинку и проведи к ней стрелку»,
«Покажи, что я назову», «Найди
одинаковые картинки», «Найди такую же
картинку и проведи к ней стрелку»,
«Покажи то, о чем я говорю», «Найди
ошибку», «Дополни предложение». Работа с
коммуникативным
альбомом
и
электронным устройством
Повторяют названия игрушек, частей тела
игрушек,
разучивают
стихотворение.
Работа с карточками Домана. Дыхательные
упражнения
Игра «Какой, какая, какое?» Составление
предложений по иллюстрации. Запись
схемы предложения. Из чего состоит
предложение?
Сколько
слов
в
предложении?
Физкультминутка.Игра «Телеграф»,«Наобо
ро» Деление слов на слоги, составление
схемы слов
Учить чётко произносить звуки [в], [в']
изолированно,
в
слогах,
словах,
предложениях; дифференциация звуков [в] [в']; знакомство с буквой. Игра «Дразнилки»
- выделение лишних слогов. Работа с
презентацией, букварем. Лепка буквы и
письмо

65

Образование
и 1
чтение слогов с
буквой В. Письмо
слогов

02.
03

66
67

Закрепление
2
изученных букв
Н, Ы, Л, В

04.
03
05.
03

68

Игры,
1
направленные на
преодоление
трудностей
в
общении
Игры
и 1
упражнения,
направленные на
коррекцию
нарушений
речевого развития
«Интонация»,
«Изобрази
состояние»
Разучивание
1
чистоговорок
с
голоса учителя

09.
03

71

Водные
процедуры

1

16.
03

72

4 ч = 21 ч
Школьные
принадлежности

1

30.
03

69

70

Двигательные
упражнения
(чтение
четверостишия) типа «Слушай и делай
вместе со мной», «Слушай и выполняй».
Работа
с
Букварем,
кассой
букв,
предметными картинками
Работа с букварем, кассой букв и слогов;
чтение слогов с изученными буквами,
проговаривание чистоговорок со слов
учителя,
упражнение
«Зашумленные
буквы», отработка графического навыка
написания букв и слогов, небольшого
предложения, списывание с доски
Развитие невербальных способов общения
детей, навыков общения. Игра «Клубочек»;
«На кого дует ветер?», «Рукавички»

11.
03

Развитие темпа речи, формирование умения
интонационно рассказывать о различных
состояниях человека. Собирание паззла
«Эмоции»

12.
03

Учить
правилам
и
приемам
самостоятельного
сочинения
чистоговорок на разные темы; соблюдать
интонационно-значимые
части
и
высказывания;
обучать
детей
самостоятельно подбирать рифмованные
слова; формировать фонетическую сторону
речи; активизировать воображение и
словотворчество;
развивать
слуховое
восприятие,
чувство ритма, умение
работать в группах
Артикуляционная гимнастика. Беседа с
детьми о том, что делают в ванной комнате.
Рассматривание картинок. Составление
предложений. Д/И «Купание малыша»,
пальчиковая гимнастика
Артикуляционная
гимнастика.
Д/И
«Исключи лишнее»; называние школьных
принадлежностей
и
соотнесение
с
пиктограммой. Упражнение «Подберите к
слову действие». Выполнение действий по
инструкции, комментирование детьми

73

День рождения

1

01.
04

74

Сказка
«Мужик
медведь»

1
и

02.
04

75

Работа
шаблонами
трафаретами

с 1
и

06.
04

76

Развитие делового 1
общения

08.
04

77

Театр на ложках
«Теремок»

1

09.
04

78

Изображение
предметов
в
последовательном
порядке
Разучивание
стихотворения Е.
Благининой
«Флажок»
с
голоса учителя
Практическое
занятие.
Списывание
с
доски, учебника
слогов,
слов,
предложений,
состоящих
из
двух слов
Письмо
под
диктовку букв и
слогов

1

13.
04

1

15.
04

1

16.
04

1

20.
04

79

80

81

действий.
Разгадывание
загадок,
пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика. Слушание
песенки «Пусть бегут неуклюже…».
Отработка речевой ситуации. Ролевая игра
Рассматривание
семян
овощей,
дидактическая игра "Овощи", «Кто быстрее
соберет овощи в корзинку», «Отгадай на
ощупь». Чтение сказки учителем. Ответы на
вопросы по содержанию сказки. Игра «Что
сначала, что потом?»
Продолжить обучение детей работе с
различными
видами
трафаретов:
внутренними, внешними; обводка по
трафарету
простым
карандашом
с
последующим закрашиванием
Обращаться друг к другу по имени, играть
вместе, общаться с партнером по игре.
Упражнения «Зайка», «Помоги», «Найди
свою пару»
Прослушивание аудио сказки «Теремок»,
называние героев сказки, составление
последовательности по иллюстрациям.
Выбор детьми понравившегося героя для
театрализации, показ пособия «театр на
ложках», инсценировка сказки
Работа с картинками. Называние детьми
изображенных предметов слева направо,
сверху вниз; работа с напечатанными
словами
Чтение стихотворения учителем, ответы на
вопросы
после
прочтения.
Артикуляционная гимнастика. Заучивание
стихотворения по строчке, кодирование
нескольких строчек стихотворения
Отработка графических навыков детей при
списывании текста с доски, развитие
внимания, зрительного восприятия текста.
Закрепление знаний о большой букве в
начале предложения и точки в конце.
Пальчиковые игры, динамическая пауза
Артикуляционная гимнастика, пальчиковые
игры; д/и «Допиши недостающий элемент»,
работа с кассой букв и слогов; письмо
детьми под диктовку учителя изученных
букв и слогов

82

Звук и буква Ии. 1
Соотнесение
звука и буквы,
определение
места звука и
буквы в слове.
Конструирование
и письмо буквы
Ии

22.
04

83

Образование
открытых
и
закрытых слогов,
их чтение. Письмо
слогов
Соотнесение
слова
с
картинкой,
выборочное
чтение слов по
заданию,
картинке
Чтение
предложений из
двух – трех слов с
последующим
воспроизведение
м
их
устно.
Подбор
иллюстрации
к
предложению
Быстрое
и
медленное
произнесение
ряда
звуков,
слогов
и
простейших слов.
Знакомство
со
скороговоркой
Большая буква в
начале
предложения,
точка в конце
предложения

1

23.
04

1

27.
04

1

29.
04

1

30.
04

Артикуляционная гимнастика. Самомассаж.
Работа с букварем. Чтение слогов с
изученными буквами. Чтение коротких
скороговорок
учителем.
Разучивание
скороговорки. Отработка навыка быстрого
и
медленного
произнесения
слов
скороговорки

1

04.
05

Повторение «Что мы знаем о буквах и
звуках, как образуются слоги и слова». Что
получается, если слова встанут в ряд по
смыслу? Составление предложения по
картинкам. Закрепление понятий «Большая
буква в начале слова и точка в конце
предложения». Отработка графического
навыка написания предложений

84

85

86

87

Закрепление знаний о гласных звуках; игра
«Подними флажок». Я буду произносить
слова, которые начинаются с гласных
звуков. Вы будете поднимать сигнал, если
услышите слово, которое начинается со
звука «И». Работа со звуковой схемой слова.
Упражнение «Найди место звука в слове»
Физминутка «Кузнечик» Игра «Четвёртый
лишний»,
«Запомни
и
назови».
Конструирование буквы из счетных
палочек, письмо буквы
Двигательные
упражнения
(чтение
четверостишия) типа «Слушай и делай
вместе со мной», «Слушай и выполняй».
Работа
с
Букварем,
кассой
букв,
предметными картинками
Артикуляционная гимнастика. Чтение
букварной
странице
по
цепочке.
Составление, чтение и подбор картинок на
доске. Составление слов из букв разрезной
азбуки.
Разгадывание
загадок.
Физкультминутка. Чтение по слоговым
схемам. Работа с картинкой учебника
Работа с букварем. Чтение текста,
состоящего из 2-3 слов. Выявление смысла
прочитанного.
Воспроизведение
прочитанного в устной форме. Работа с
предложением,
составление
схемы,
большая буква в начале предложения и
точка в конце. Соотнесение предложения к
нужной иллюстрации

88

Списывание
с 1
доски
текста,
состоящего
из
двух
–
трех
предложений

06.
05

89

Составление
1
предложений
к
иллюстрации
«Домашние
животные»
Деление слов на 2
слоги

07.
05

Кодирование
1
предложения,
состоящего из 3-4
слов.
Тема «Семья»

14.
05

90
91

92

11.
05
13.
05

Отработка графических навыков детей при
списывании текста с доски, развитие
внимания, зрительного восприятия текста.
Закрепление знаний о большой букве в
начале предложения и точки в конце.
Пальчиковые игры, динамическая пауза
Работа с презентацией. Игра «Чей малыш?»,
«Узнай
по
описанию»;
работа
с
иллюстрацией «Деревенский дворик»;
составление небольших предложений,
схемы предложения
В
игровой
форме
учить
детей
проводить звуковой анализ слова. Учить
делить слова
на
слоги,
определять
количество слогов в слове. Игра: "Буква
моего имени" (с мячом). Дидактическая
игра «Угадай, имя?» Разминка. «Слушай
внимательно». Обучение звуковому анализу
слова, принципа деления слов на слоги.
Работа с индивидуальными карточками
Игра «Закончи предложение»; беседа о
семье; составление небольшого рассказа о
семье; работа с сюжетными картинками.
Артикуляционная гимнастика. Подбор слов
– признаков. Дидактическая игра – «Кто за
кем?», «Кто что делает?» (подбор словдействий), «Угадай чьи это вещи?»

Всего
92 ч
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
В предметно-образовательной среде для обучения детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью представлены следующие оборудование и материалы:
 графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с
изображениями объектов, людей, действий, фотографии;
 сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
 компьютер, телевизор;
 аудио и видеоматериалы;
 раскраски по темам;
 разрезные карточки: "Мир животных", «Домашние животные», «Продукты
питания», «Посуда», «Одежда и обувь», «Игрушки», «Фрукты», «Овощи»;
 демонстрационные карточки "Домашние животные", «Овощи», «Фрукты»,
«Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
 конструкторы деревянные и пластмассовые;
 наборы муляжей овощей и фруктов;

 трафареты: игрушки, домашние животные, наряди девочку, листья деревьев,
овощи и фрукты;
 детская художественная литература;
 календарь природы;
 Серия «Волшебный цветок»: Игра «Мишуткины покупки», «12 месяцев. Детям
о времени», «Кто где живет?», «Зверушки и игрушки», «Чудесное домино»,
«Мой дом», «Времена года», «Веселый словарик»;
 Настольный игры: лото «Поиграем в магазин», «Фрукты, ягоды, овощи»,
«Сказки», «Веселые зверята», «Перепутаница», «Цвета и фигуры»,
«Волшебные окошки»;
 карточки Домана, коммуникативные альбомы, планшеты;
 интернет
–
ресурсы:
httpp://interneturok.ru,
www.doshkolnik.ru,
www.pedportal.net, www.igha.ru, YouTube, www.shkola – abc.ru, www.deti –
online.com, www.teremok.ru, www. Pochemu4ka.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».