Окружающий социальный мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе: «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествами нарушениями развития (вариант 2)», требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нормативной базы:Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Методические рекомендации «Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Общая характеристика учебного предмета. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения); формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение во 3 классе отведено 31 часов, 1 час в неделю, 33 учебные недели. Количество часов предмета «Окружающий социальный мир» по четвертям 1 четверть 2четверть 3четверть 4четверть 8ч. 7ч. 9ч. 7ч. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир» Личностные: - развитие индивидуально-личностных качеств, - развитие социальных(жизненных) компетенций, социально-ценностных установок. Предметные: -умение ориентироваться в классе, в помещениях школы; -соблюдение правил учебного ; -обращение за разрешением к взрослым, когда требует этого ситуация; -представление о частях дома; -представление о предметах мебели; -представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола, для приготовления пищи; -представление об электроприборах; -ориентация во дворе; -ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей; -ориентация в помещениях школы, в распорядке школьного дня; -представления о профессиях людей, работающих в школе; -представление о школьных принадлежностях; -представление о типах домов; -представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Окружающий социальный мир» Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Город», «Страна», «Традиции и обычаи». Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач «Школа» Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядок школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Соблюдение правил учебного поведения. «Квартира, двор, дом.» Представления о частях домов, их типах, благоустройстве квартир, помещениях квартир, их назначениях. Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Умение вести себя в случаях чрезвычайных ситуаций (отсутствие воды, света и т.д.) «Предметы быта». Представление о бытовых предметах (электопроборах, предметов мебели, предметов посуды), их назначении. Соблюдение правил пользования, техники безопасности при использовании предметов быта. «Продукты питания». Представление о продуктах питания (напитках, мясных продуктах, рыбных продуктах, мучных продуктах, макаронных изделиях, кондитерских изделиях), их составе, приготовлении. «Предметы и материалы, изготовленные человеком». Представления о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, пластмассе и др.; об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика хрупкие, могут разбиться, бумага рвётся, режется и т.д. Представление о применении различных материалов в предметах обихода, быта. «Транспорт». Представления о видах транспорта (наземный, воздушный, морской). Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Соблюдение правил поведения в общественном транспорте, соблюдение правил безопасности при передвижении в транспорте. «Город» Узнавание(различение) городской инфраструктуры (улицы, площадь, здания, парк, скверы). Узнавание назначений зданий (поликлиника, больница, магазин, музей).Представление о правилах перехода улиц, о безопасном поведении на улицах родного города. Узнавание (различение) достопримечательностей родного города. «Страна» Представление о стране, в которой мы живем. Знание (узнавание) государственной символики, президента РФ, столицы России. «Традиции и обычаи» Представление о традициях и атрибутах праздников. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, Библия, свеча). Знание нравственных традиций, принятых в православии Направления коррекционной работы: -развитие зрительного и слухового восприятия; -развитие слухового восприятия на задания со слов учителя; -формирование умений слушать речь учителя; -формирование навыков альтернативной коммуникации; -коррекция познавательной деятельности; -коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы. Учебно-тематический план № Раздел Количество часов 1. Школа 2ч. 2. Квартира, дом, двор 3ч. 3. Предметы быта 3ч. 4. Продукты питания 5ч. 5. Предметы и материалы, 6ч. изготовленные человеком 6. Транспорт 4ч. 7. Город 3ч. 8. 9. Страна Традиции и обычаи 3ч. 2ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов, тем программы Школа-2ч. 1 Экскурсия по школе. Помещения школы. 2 Школьные принадлежности. Квартира, дом, двор -3ч. 3 Части дома (стена, крыша, окно). Типы домов. Помещения квартиры (спальня, гостиная, 4 детская, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон) 5 Мой домашний адрес. Правила безопасного поведения дома и во дворе. Предметы быта-3ч. 6 Помощники дома. Кол-во часов по разделу Дата 1 1 04.09 11.09 1 18.09 1 25.09 1 02.10 1 09.10 7 Предметы мебели. Предметы интерьера. 1 16.10 8 Предметы посуды. 1 23.10 Продукты питания -5ч. 9 Напитки. 10 Молочные продукты. 1 1 13.11 20.11 11 Мясные и рыбные продукты. 1 27.11 12 Макаронные изделия. 1 04.12 13 Мучные продукты. Кондитерские изделия. 1 11.12 14 15 Предметы и материалы, изготовленные человеком-6ч. Бумага. Предметы из бумаги. Стекло. Предметы из стекла. 2 четверть-7ч. Резина. Предметы из резины 1 1 18.12 25.12 1 15.01 1 четверть-8ч. 16 17 18 Дерево. Предметы из дерева. Металл. Предметы из металла. 1 1 22.01 29.01 19 Ткань. Предметы из ткани. 1 05.02 20 Транспорт -4ч. Наземный, воздушный, водный транспорт. 1 19.02 21 Специальный, общественный транспорт. 1 26.02 22 Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в общественном транспорте. Город-3ч. 1 04.03 1 11.03 24 Город, в котором мы живем. Узнавание значимых для жизни мест города. 3 четверть-9ч. 1 18.03 25 Достопримечательности нашего города. 1 01.04 26 Безопасное поведение в городе. 1 08.04 23 Страна-2ч. 27 Моя страна-Россия. 1 15.04 28 Государственная символика нашей родины. 1 22.04 29 Москва-столица нашей родины. 1 27.04 Традиции и обычаи-2ч. 30 Государственные праздники. 1 06.05 31 Представление о Пасхе, Масленице. 1 13.05 4 четверть-7ч. Итого 31 Учебно-методическое обеспечение предмета: Основной учебник: С.В. Комарова «Устная речь». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2019г. Дидактические пособия для учащихся: Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал Дидактические и методические пособия для учителя: С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. ( Москва ВЛАДОС, 2020г. ) Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. (Москва «Просвещение» 2019г. ) Н.Н. Павлов «Развитие речи». («Эксмо-пресс» Москва 2018г. ) Ю. Соколова «Развитие речи». («Эксмо» Москва 2012г. ) Маллер А.Р. Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – (М.: Просвещение, 2019) Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально – бытовая ориентировка . (М.:Просвещение- 2019 г.) Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. (М: «Эксмо». 2018г.