1 "Б" класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа для детей с ограниченными возможностями
здоровья разработана на основе следующих нормативно - правовых актов:
Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
Методические рекомендации «Об организации обучения детей, которые
находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать
образовательные организации», утвержденные заместителем Министра
просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и
первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации
Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.
Учебный план ориентирован на 33 учебные недели. Продолжительность
урока 40 минут. Учебный план предусматривает овладение знаниями в
объеме базового ядра обязательных учебных часов единых для
общеобразовательных учреждений. Кроме того, предусматривается
коррекция недостатков в развитии и индивидуальная коррекционная работа,

направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными
предметами за счет индивидуальной работы на уроках.
В структуре учебного плана школы выделяется: обязательная часть,
обеспечивающая обязательный уровень учебных знаний, умений, навыков,
формирование личностных качеств, социализацию обучающихся; часть,
формируемая участниками образовательных отношений, отражающая
особенности обучения по специальным (коррекционным) программам).
Учебный
план
составлен
индивидуально,
в
соответствии
с
психофизическими возможностями учащихся.
Максимальная нагрузка обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в Учебном плане соответствует допустимым нормам СанПиН.
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествами нарушениями
развития (вариант 2) для детей с умеренной умственной отсталостью,
обучающихся в КГОБУ «Елизовская школа – интернат для ООВЗ».
Целью данных рабочих программ является
развитие личности,
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым
нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых
для самореализации и жизни в обществе практических представлений,
умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Воспитательные цели:
- воспитание мотивации к учению;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитание мотивации к общению;
- воспитание уверенности в речевой коммуникации;
- воспитание потребности быть опрятным;
-воспитание уважения к труду;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование личности, адаптированной к природным и социальным
условиям;
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной
системы обучения, материал каждого предмета подобран по линейноконцентрическому принципу, что позволит неоднократно отрабатывать
программный материал в различном формате. Программы составлены с
учётом уровня обученности учащихся, максимального развития
познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода.
В целях коррекционного воздействия в содержание программы включен
учебно- игровой материал, коррекционно- развивающие игры и упражнения,
направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В I полугодии в целях адаптации по расписанию проводятся 3 урока в
день. В соответствии с этим была скорректирована программа на за счет
сокращения часов на изучение отдельных тем. В целом содержание курса 1
класса не изменилось.
Учебный план обучения по АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
КГОБУ «Елизовская школа-интернат для ООВЗ»
2023 - 2024 учебный год 1 класс
Предметные
области

Учебные предметы

Кол-во
часов в неделю
1. Обязательная часть.
1.Язык и
1.1.Речь и
3
речевая
альтернативная
практика
коммуникация
2.Математика
2.1.Математические
2
представления
3.Окружающий 3.1.Окружающий
2
мир
природный мир
3.2.Человек
2
3.3.Домоводство
3.4.Окружающий
1
социальный мир
4.Искусство
4.1.Музыка и движение
2
4.2.Изобразительная
3
деятельность
5.Физическая
5.1.Адаптивная
2
культура
физкультура
6.Технологии
6.1.Профильный труд
Итого
17
Часть, формируемая участниками
4
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
21
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
10
Коррекционные курсы:
2
2. Предметно-практические действия
1
3. Двигательное развитие
1

Предметные результаты освоения учебных предметов:

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов;
— Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать
его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
—Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач;
—Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
—Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв;
Базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной
основной общеобразовательной программы образования осуществляется
образовательной организацией.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух
недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения. При оценке результативности обучения важно
учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, которые не должны
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики
учебного предмета: формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов,
действия с ними).
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на
формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную
адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и
воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в
осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей
жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий
социальный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает
его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение
отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

9

8

11

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения

образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные
Физические
характеристики
персональной
идентификации:
определяет
свои
внешние данные (цвет
глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние
своего здоровья;
Гендерная
идентичность
определяет
свою
половую
принадлежность
(без
обоснования);
Возрастная
идентификация
определяет
свою
возрастную
группу
(ребенок,
подросток,
юноша);
- проявляет уважение к
людям
старшего
возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а
что ему пока не удается;
«Чувства,
желания,
взгляды»
понимает
эмоциональные
состояния
других
людей;
- понимает язык эмоций
(позы, мимика, жесты и
т.д.);
- проявляет собственные
чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и
поддерживать контакты;

Базовые учебные
действия
Подготовка ребенка к
нахождению
и
обучению
в
среде
сверстников,
к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
с
группой обучающихся:
- входить и выходить из
учебного помещения со
звонком;
ориентироваться в
пространстве
класса
(зала,
учебного
помещения),
пользоваться
учебной
мебелью;
адекватно
использовать ритуалы
школьного
поведения
(поднимать
руку,
вставать и выходить изза парты и т. д.);
- принимать цели и
произвольно
включаться
в
деятельность;
передвигаться
по
школе, находить свой
класс,
другие
необходимые
помещения.
Формирование учебного
поведения:
1)
направленность
взгляда (на говорящего
взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на
звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на
яркой игрушке;

Предметные
Представления о мире,
созданном
руками
человека
-интерес к объектам,
созданным человеком.
-представления о доме,
школе,
о
расположенных в них и
рядом объектах (мебель,
одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о
транспорте и т.д.
-умение
соблюдать
элементарные правила
безопасности
поведения в доме, на
улице, в транспорте, в
общественных местах.
-представления
об
окружающих
людях:
овладение
первоначальными
представлениями
о
социальной жизни, о
профессиональных
и
социальных
ролях
людей.
-представления
о
деятельности
и
профессиях
людей,
окружающих
ребенка
(учитель, водитель и
т.д.).
-представления
о
социальных
ролях
людей
(пассажир,
пешеход, покупатель и
т.д.),
правилах
поведения
согласно
социальным ролям в
различных ситуациях.

- умеет кооперироваться
и сотрудничать;
- избегает конфликтных
ситуаций;
- пользуется речевыми и
жестовыми
формами
взаимодействия
для
установления контактов,
разрешения
конфликтов;
использует
элементарные
формы
речевого этикета;
принимает
доброжелательные
шутки в свой адрес;
- охотно участвует в
совместной
деятельности (сюжетноролевых
играх,
инсценировках, хоровом
пении, танцах и др., в
создании
совместных
панно,
рисунков,
аппликаций,
конструкций и поделок
и т. п.);
Мотивационно
–
личностный блок
испытывает
потребность в новых
знаниях (на начальном
уровне)
- стремится помогать
окружающим
Биологический уровень
сообщает
о
дискомфорте,
вызванном
внешними
факторами
(температурный режим,
освещение и. т.д.)
сообщает
об
изменениях в организме
(заболевание,
ограниченность

- фиксирует взгляд на
движущей игрушке;
- переключает взгляд с
одного предмета на
другой;
- фиксирует взгляд на
лице педагога;
- фиксирует взгляд на
лице
педагога
с
использованием голоса;
- фиксирует взгляд на
изображении;
- фиксирует взгляд на
экране монитора.
2) умение выполнять
инструкции педагога:
- понимает жестовую
инструкцию;
- понимает инструкцию
по пиктограммам;
выполняет
стереотипную
инструкцию
(отрабатывается
с
конкретным учеником
на
данном
этапе
обучения).
3) использование по
назначению
учебных
материалов:
- бумаги, карандаша,
мела
4) умение выполнять
действия по образцу и
по подражанию:
- выполняет действие
способом рука-в-руке;
- подражает действиям,
выполняемым
педагогом;
последовательно
выполняет
отдельные
операции действия по
образцу педагога.
Формирование умения
выполнять задание:

-опыт конструктивного
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками.
-умение
соблюдать
правила поведения на
уроках,
взаимодействовать
со
взрослыми
и
сверстниками,
-развитие
межличностных
и
групповых отношений.
-представления
о
дружбе,
товарищах,
сверстниках.
-умение
взаимодействовать
в
группе
в
процессе
учебной,
игровой,
других
в
идах
доступной деятельности
-умение организовывать
свободное
время
с
учетом
своих
и
совместных интересов.
-накопление
положительного опыта
сотрудничества
и
участия в общественной
жизни.
-использование
простейших
эстетических
ориентиров/эталонов о
внешнем
виде,
на
праздниках,
в
хозяйственно-бытовой
деятельности.

некоторых функций и
т.д.)
Осознает
себя
в
следующих социальных
ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие
мотивов
учебной деятельности:
- проявляет мотивацию
благополучия (желает
заслужить одобрение,
получить
хорошие
отметки);
Ответственность
за
собственное здоровье,
безопасность и жизнь
осознает,
что
определенные
его
действия
несут
опасность для него;
Ответственность
за
собственные вещи
осознает
ответственность,
связанную
с
сохранностью
его
вещей:
одежды,
игрушек,
мебели
в
собственной комнате;
Экологическая
ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей, чувств:
воспринимает
и
наблюдает
за
окружающими
предметами
и
явлениями,
рассматривает
или
прослушивает
произведений
искусства;

1)
в
течение
определенного периода
времени:
- способен удерживать
произвольное внимание
на
выполнении
посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей,
направляющей помощи
способен
выполнить
посильное задание от
начала до конца.

Развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками:
- принимает участие в
коллективных делах и
играх;
- принимать и оказывать
помощь.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы,
которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа»,
«Транспорт», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Продукты
питания», «Традиции, обычаи», «Страна. Все разделы программы
взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования
социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных
планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит
от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных
коррекционных задач.
Раздел "Квартира, дом, двор".
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,
пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),
дом.
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская,
гостиная), прихожая, кухня, ванная комната).
Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая
площадка, спортивная площадка).
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао) по внешнему виду,
на вкус.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, творог, масло) по
внешнему виду, на вкус.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению
(хлеб, батон, пирожок).
Раздел "Предметы быта".

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
электрический чайник). Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка,
кровать). Знание назначения предметов мебели.
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Знание назначения предметов
посуды.
Раздел "Школа".
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений.
Нахождение помещений образовательной организации. Знание профессий
людей, работающих в образовательной организации. Соотнесение работника
школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной
территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории образовательной
организации. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон
класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание
(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел,
ранец, учебник, тетрадь, карандаш, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления
дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Раздел "Страна".
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (флаг).
Раздел "Традиции, обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников (День Победы, Новый год, 8
Марта)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Наименование разделов, тем
программы

1 модуль
1

Здравствуй, школа! Повторение

Кол-во часов по разделу

«Здравствуй, школа!» Игра «Кто это?
Что это?» Игры «Наши имена», «Кого не
стало».
Школьные принадлежности.
Помещения в школе. Наш класс.
Школьный день. Режим дня школьника.
Школьная
территория.
Правила
дорожного движения.
Профессии
людей,
работающих в школе.
Всего часов за модуль:
2 модуль
Продукты питания
Напитки (вода, чай, сок, какао).
Молочные
продукты
(молоко,
творог, масло).
Мучные изделия (хлеб, батон,
пирожок).
Всего часов за модуль:
3 модуль
Квартира, дом, двор
Мой дом (квартира). Части дома. Типы
домов.
Мебель (диван, стул, стол, шкаф, полка).
Посуда (Тарелка, чашка, ложка,
кастрюля, сковорода).
Помощники в доме (бытовые приборы:
утюг, пылесос, чайник).
Урок- игра «Кто где живет?».
Всего часов за модуль:
4 модуль
Транспорт
Виды и значение транспорта. Автобус,
машина.
Страна
Названия государства, в котором мы
живем. Государственная символика
(флаг).
Всего часов за модуль:

2
1
2
2
2
3
12
1
1
2
4

3
2
2
1
1
9
2
2
2

5 модуль
Традиции, обычаи
Традиции и атрибуты праздников
(День Победы, Новый год, 8 Марта).

3

Всего часов за модуль:

3

Повторение

1

Всего часов за год:

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».