Математические представления. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа предмета «Математические представления» (предметная область « Математика») для обучающихся 12 класса составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Уроки направлены на закрепление ранее полученных элементарных математических представлений. Их содержание конкретизируется в тех жизненных ситуациях, которые наиболее значимы для социально-бытовой адаптации детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Программа «Математические следующих представлений: представления» ориентирует в формировании представлений о величинно-количественных отношениях, включающих понимание принципа сохранения количества, некоторых общих принципов счета, развитие понимания связи цифр, обозначающих число с его вербальным обозначением, развитие умения читать математические знаки и оперировать с величинами на практическом уровне; представлений об эталонах формы, пространственных телах и геометрических фигурах, их реальном отображении в предметах и их изображениях. формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками; максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Формирование элементарных математических представлений носит ярко выраженный социально-бытовой и практико-ориентированный характер. Содержание уроков по математическим представлениям. Программа рассчитана на 32 часа учебного времени из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по формированию математических представлений предполагает формирование навыков предметно-практической деятельности с предметами, объемными и плоскостными объектами с математическим содержанием и навыков элементарной коммуникации для расширения возможностей детей в бытовой и элементарной трудовой деятельности, обеспечение получения элементарных знаний на других учебных занятиях и в повседневной жизни. Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления". Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег. Представления о величине. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка. Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления". 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: -умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; -умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; -умение различать, сравнивать и преобразовывать множества; 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность: -умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; -умение пересчитывать предметы в доступных пределах; -умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10; -умение обозначать арифметические действия знаками; -умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц; 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: -умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами; -умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами; -умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; -умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона; -умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. Учебно-тематическое представлениям. планирование №п/п Тема уроков уроков по математическим Количество часов 1. Пространственные представления. 8 2. Количественные представления. 6 3. Представления о величине. 5 4. Представление о форме. 7 5 Временные представления. 6 Календарно – тематическое планирование уроков по математическим представлениям. I четверть (8 уроков) № п/п Дата 1. 05.09 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 Тема урока I четверть Счёт предметов. Отношения «больше», « меньше», «ровно» (столько же). Пространственные представления. Состав числа 5. Знаки сравнения «больше», « меньше», «равно». Точка, кривая линия, прямая линия. Отрезок. Ломаная линия. Звено ломаной линии. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, 8,9, 10. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, 8,9, 10. Колво 1 1 1 1 1 1 1 1 II четверть (8 уроков) № п/п Дата 1. 07.11 2. 3. 4. 5. 6. 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 7. 19.12 8. 26.12 Тема урока II четверть Линейка (шкала делений), ее назначение. Измерение длины отрезков линейкой. Измерение длины (высоты) предметов линейкой. Сложение предметных множеств в пределах 10. Сложение предметных множеств в пределах 10. Вычитание предметных множеств в пределах 10. Проверочная работа. Сложение и вычитание в пределах 10, решение задач. Различение денежных знаков (монет, купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег. Колво 1 1 1 1 1 1 1 1 III четверть (10 уроков) № п/п Дата 1. 09.01 2. 16.01 3. 4. 23.01 30.01 5. 6. 06.02 20.02 7. 27.02 8. 9. 05.03 12.03 10. 19.03 Тема урока III четверть Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10, запись задач Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10, запись задач Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Продолжать знакомство с циркулем. Правила пользования циркулем. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка. Колво 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 IV четверть (6 уроков) № п/п Дата 1. 2. 02.04 09.04 3. 16.04 4. 23.04 5. 6. 07.04 14.04 Тема урока IV четверть Узнавание (различение) дней недели. Смена дней недели. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Проверочная работа. Сложение и вычитание в пределах 10, решение задач. Сравнение людей по возрасту. Закрепление и обобщение по теме: «Временные представления» Колво 1 1 1 1 1 1