ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления". Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год - 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план. На изучение курса «Математические представления» в 6 классе отводится 63 часа, 2 часа в неделю. I четверть II четверть III четверть IV четверть 16 16 19 12 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления". Раздел "Количественные представления". Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег. Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка. Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ». В соответствии результативность особенностей с требованиями обучения его каждого психофизического ФГОС к ФАООП обучающегося развития и УО оценивается особых (вариант с 2) учетом образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные результаты освоения программы учебного курса могут включать: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты. 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества; 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность: умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; умение пересчитывать предметы в доступных пределах; умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10; умение обозначать арифметические действия знаками; умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц; 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами; умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами; умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п 1 2 3 4 5-6 Тема урока Сравнение двух групп множеств предметов с использованием проверки. Преобразование множеств. Увеличение.Уменьшение.Уравнивание множеств. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто». Число и цифра 0. Число и цифра 1-5. Соотношение количества предметов с цифрами 1-5. Кол-во Дата часов 1 05.09 1 06.09 1 12.09 1 2 13.09 19.09 20.09 Написание цифр 1-5. 7-8 Образование чисел 1-5, состав числа. 2 9 10 Место цифр 1-5 в числовом ряду. Счёт в прямой и обратной последовательности в пределах 5. Решение примеров на наглядном материале в пределах 5. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. Составление и решение задач в пределах 5. 1 1 26.09 27.09 03.10 04.10 1 10.10 1 11.10 1 17.10 Число и цифра 6-8. Соотношение количества предметов с цифрами 6-8. Написание цифр 6-8. Образование чисел 6-8, состав числа. 2 Место цифр 6-8 в числовом ряду. Счёт в прямой и обратной последовательности в пределах 8. Решение примеров на наглядном материале в пределах 8. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8. Составление и решение задач в пределах 8. Число и цифра 9. Соотношение количества предметов с цифрой 9. Написание цифры 9. Образование числа 9, состав числа. Место цифры 9 в числовом ряду. Счёт в прямой и обратной последовательности в пределах 9. Решение примеров на наглядном материале в пределах 9. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9. Составление и решение задач в пределах 9. Проверочная работа. Число и цифра 10. Соотношение количества предметов с цифрой 10. Образование числа 10.Написание цифры 10. Образование числа 10, состав числа. Место цифры10 в числовом ряду. Счёт в прямой и обратной последовательности в пределах 10. Решение примеров на наглядном материале в пределах 10. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10. Составление и решение задач в пределах 10. 1 1 18.10 24.10 25.10 07.11 08.11 14.11 1 15.11 1 21.11 1 1 22.11 28.11 1 1 29.11 05.12 1 06.12 11 12 13 1415 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 2 1 12.12 1 1 1 13.12 19.12 20.12 1 1 26.12 27.12 1 09.01 1 10.01 1 16.01 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Число и цифра 11. Соотношение количества предметов с цифрой 11. Образование числа 11.Написание цифры 11. Образование числа 11, состав числа. Место цифры11 в числовом ряду. Счёт в прямой и обратной последовательности в пределах 11. Решение примеров на наглядном материале в пределах 11. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 11. Составление и решение задач в пределах 11.Названия и последовательность чисел. Представления о величине «Большой-маленький», «больше-меньше, «равные».«Длинный-короткий», «длиннее-короче», «одинаковой длины». «Широкий -узкий», «шире-уже», «одинаковый по ширине». «Высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые (равные) по высоте». Составление упорядоченного ряда по убыванию. Составление упорядоченного ряда по возрастанию. Представление о форме Геометрические фигуры. Узнавание (различение) геометрических фигур. Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника. Рисование по опорным точкам различных геометрических фигур.Рисование самостоятельно различных геометрических фигур. Геометрическая фигура -квадрат. Углы и стороны. Построение квадрата по точкам с применением линейки. Геометрическая фигура- треугольник. Построение треугольника по точкам с применением линейки. Геометрическая фигура - круг. Рисование и штриховка фигуры. Геометрическая фигура-шар. Сопоставление с плоскостной фигурой «круг». Пространственные представления Пространственные понятия: в центре, в середине, между. Понятия: перед, около. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине(центре). Ориентировка в пространстве: расположение 2 17.01 23.01 1 1 1 24.01 30.01 31.01 1 06.02 1 07.02 1 20.02 1 21.02 1 27.02 1 28.02 1 05.03 1 06.03 1 12.03 1 13.03 1 19.03 1 20.03 1 02.04 1 03.04 1 1 09.04 10.04 1 16.04 58 59 60 61 62 63 предметов (впереди, сзади, вверху, внизу). Проверочная работа. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний. Перемещение в пространстве в заданном направлении. Временные представления Узнавание и различение дней недели. Знание последовательности дней недели. Дифференциация дней: вчера, сегодня, завтра. Узнавание и различение частей суток. Соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Соотнесение названий времен года с соответствующими картинками. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА. ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 1 17.04 23.04 1 24.04 1 07.05 1 08.05 2 14.05 15.05 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради раскрашивания, компьютерные с различными вырезания, программы, геометрическими наклеивания и способствующие доступных математических представлений. фигурами, другой цифрами материал; формированию у для обучающие обучающихся