Пояснительная записка. Нормативная база Адаптированная рабочая программа по предмету« Математические представления» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Методические рекомендации «Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.; Учебный план ориентирован на 34 учебные недели. Продолжительность урока 40 минут. Учебный план предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных часов единых для общеобразовательных учреждений. Кроме того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуальная коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами за счет индивидуальной работы на уроках. Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математических представлений является формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: 1. Сформировать представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления. 2. Сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 3. Сформировать умения пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Общая характеристика учебного предмета. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Содержание учебного предмета. Материал по предмету «Математические представления» представлен в рабочей программе 5 класса (интеллектуальными представлено "Представления образования нарушениями) разделами: следующими о обучающихся форме", разделами: "Представления с умственной "Математические "Количественные о величине", отсталостью представления" представления", "Пространственные представления", "Временные представления". "Количественные представления". Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег. Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка. Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебный предмет «Математические представления» является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Математические представления» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 63 час в год, т.е. 2 часа в неделю (33 учебные недели). 1 четверть 16 часов 2 четверть 15 часов 3 четверть 19 часов 4 четверть 13 часов Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления". 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества; 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность: умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; умение пересчитывать предметы в доступных пределах; умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10; умение обозначать арифметические действия знаками; умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц; 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами; умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами; умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. Личностные и предметные результаты освоения предмета. Личностные результаты: · развитие мотивации к обучению; · овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; . умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); · владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; · развитие положительных свойств и качеств личности; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме; · развитие эстетических чувств; · формирование уважительного отношения к окружающим. Предметными результатами являются: 1.Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. - Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине. -Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. -Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много). -Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, --составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. 2.Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. -Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. -Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. -Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. -Уметь обозначать арифметические действия знаками. -Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 3.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. -Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д. -Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. -Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. Календарно - тематическое планирование учебного предмета. № п/п Дата Тема урока 1 04.09 Понятия «Большой - маленький». Сравнение предметов по величине. 2 05.09 Составление порядочного ряда по убыванию, по возрастанию. 3 11.09 Понятия « Длинный – короткий», «Длиннее – короче». Сравнение предметов по длине. 4 12.09 Понятия «Высокий – низкий», «Выше – ниже». Сравнение предметов по высоте. 5 18.09 Понятия « Верхний – нижний». Сравнение предметов. 6 19.09 Понятия «Широкий – узкий». Сравнение предметов по толщине. 7 25.09 Одинаковые, равные по величине. 8 26.09 Понятия «Тяжёлый – лёгкий», «Тяжелее – легче». Сравнение предметов по весу. 9 02.10 Узнавание линейки (шкалы деления), её назначение. 10 03.10 Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. 11 09.10 Рисование отрезка. Измерение отрезка. 12 10.10 Перемещение в пространстве в заданном направлении. Понятия «Справа- слева», «Далеко – близко», «Впереди – позади». 13 16.10 Положение предметов в пространстве на плоскости (там, на, в, внутри). 14 17.10 Определение местонахождения предметов в пространстве, на плоскости. 15 23.10 Составление картинки, предметов из двух или нескольких частей. 16 24.10 Определение местонахождения предметов в ряду (первый, последний, крайний, перед, после, следом, между). 17 07.11 Различие круглых геометрических тел. Рисование круга. Соотношение круга с шаром. 18 13.11 Понятия «Много», «Один», «Пусто». 19 14.11 Сравнение групп предметов (много, мало, пусто, один). 20 20.11 Сравнение множеств(без пересчёта, с пересчётом). 21 21.11 Представление о числовой последовательности. Пересчёт предметов. 22 27.11 Соотношение цифр с количеством предметов. 23 28.11 Различие некруглых геометрических тел. Соотношение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, призма – треугольник). 24 04.12 Узнавание частей суток. Утро, день, вечер. 25 05.12 Узнавание дней недели, последовательность. 26 11.12 Соотнесение деятельности с временным промежутком(сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно и др.). 27 12.12 Узнавание геометрических фигур. Соотношение формы с геометрической фигурой. Штриховка геометрических фигур. 28 18.12 Число и цифра 1. Письмо 1. 29 19.12 Узнавание цифры. Соотношение количества предметов с числом. 30 25.12 Выкладывание цифры 1, 2 из палочек, лепка из пластилина, зарисовка на бумаге. 31 26.12 Письмо цифр 1, 2. 32 09.01 Состав числа 2. Прямой и обратный счёт. 33 15.01 Простые арифметические задачи на сложение. 34 16.01 Простые арифметические задачи на вычитание. 35 22.01 Рисование геометрических фигур. Прямоугольник. 36 23.01 Цифра 2. Письмо 2. Соотношение количества предметов с числом. 37 29.01 Состав числа 3. Письмо 3. Прямой и обратный счёт. 38 30.01 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 3. 39 05.02 Упражнения в самостоятельном письме цифр в тетради. Определение места цифры в числовом ряду. 40 06.02 Знаки действий. Запись примеров на сложение и вычитание в пределах 3. 41 19.02 Число и цифра 4. Письмо 4. Соотношение количества предметов с числом. 42 20.02 Состав числа 4. Прямой и обратный счёт. 43 26.02 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 4. 44 27.02 Сравнение, запись и решение примеров в пределах 4. 45 04.03 Рисование геометрической фигуры. Точка. Прямая линия. Кривая линия. 46 05.03 Число и цифра 5. Письмо 5. Соотношение количества предметов с числом. 47 11.03 Состав числа 5. Прямой и обратный счёт. Сравнение чисел. 48 12.03 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. 49 18.03 Решение простых задач на нахождение суммы. 50 19.03 Решение простых задач на нахождение разности. 51 Рисование геометрической фигуры. Прямоугольник. Квадрат. Круг 01.04 по точкам. 52 02.04 Число и цифра 0. Письмо 0. Действия с 0. 53 08.04 Запись примера на увеличение на одну единицу в пределах 5. 54 09.04 Запись примера на уменьшение на одну единицу в пределах 5. 55 15.04 Решение простых задач на нахождение суммы, нахождение разности. 56 Решение простых задач на нахождение суммы, нахождение 16.04 разности. 57 22.04 Упражнения в самостоятельном письме цифр в тетради. 58 23.04 Различие денежных знаков(монет, купюр). 59 27.04 Размен денег. 60 06.05 61 07.05 62 13.05 63 14.05 Решение простых примеров с числами, выраженными единицами измерения стоимости. Решение простых примеров с числами, выраженными единицами измерения стоимости Учебно – методическое обеспечение. 1. М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002 г. 2. Перова М. Н., Яковлева И. М.5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ноутбук, проектор, колонки Диск «Большая детская энциклопедия» Счетные палочки Счетный материал Геометрические фигуры Линейка-трафарет Лента цифр Раздаточный материал Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10) Мозаики Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов Карточки с изображением цифр