3 "Б" класс

Математические представления.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:«Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествами нарушениями
развития (вариант 2)», требований Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),нормативных документов:
Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»; Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный
закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление
Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление
Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №
115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»; Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»; Методические рекомендации
«Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении
не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации»,
утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации
Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра
здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики
учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения

применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так,
накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном
итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в
магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые
ребенком в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных, количественных, пространственных отношениях, решении
повседневных задач.
Задачи и направления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет
«математические представления» обозначен как самостоятельный предмет,
что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На
его изучение отведено 62 часа, 2часа в неделю, 33 учебные недели.
1 четверть
2четверть
3четверть
4четверть
16ч.
16ч.
20ч.
12ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Математические представления».
Личностные результаты:
-выполнять стереотипную инструкцию;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-последовательно выполнять отдельные операции действий по образцу;
-способность удерживать произвольное внимание на выполнении посильного
задания 3-4 мин.;

- фиксировать взгляд на лице педагога;
-выражать интерес и желание заниматься.
Предметные результаты:
- уметь распознавать и обводить по шаблону круг, квадрат, треугольник;
-уметь выполнять штриховку в заданном направлении;
-уметь различать части суток;
- уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
-уметь ориентироваться в пространстве, на плоскости;
-знать цифры 0-10;
-уметь писать цифры 0-10;
-уметь считать и распознавать предметы от 0 до 10;
-уметь сравнивать числа, стоящие рядом, выделять большее, меньшее число;
-уметь обозначать арифметическое действие знаком +;
-уметь соотносить количество с соответствующим числом в пределах 10;
- уметь решать задачи на увеличение исходного числа на единицу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математические представления».
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления. Различение частей суток («утро», «день»,
«вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком
(«сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности
событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение
множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств
(увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов.
Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание
цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение
задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на
одну единицу. Представления о величине. Различение по величине
однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине.
Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию).
Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение
предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных
предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по
высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.
Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических
тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических
тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение
геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг,
треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник).
Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат»,
«прямоугольник», «круг»). Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).
Определение месторасположения предметов в пространстве («близко»,
«около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади»,
«справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении
(«вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на
плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из
нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений.
Определение месторасположения предметов в ряду, знание цифр 0, 1, 2, 3,4,
5,6, 7,8, 9,10;умение писать цифры 0,1, 2,3,4,5.6,7,8,9,10; считать и
распознавать предметы от1 до 10; умение сравнивать числа, стоящие рядом,
выделять большее, меньшее число; обозначение арифметическое действие
знаком +;соотношение количество с соответствующим числом в пределах 10;
решение задачи на увеличение исходного числа на единицу.
Направления коррекционной работы.
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается
проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе:
– налаживание эмоционального контакта ;
-поддерживание собственной активности;
-формирование положительного отношения к заданиям, развитие мотивации.
Раздел, тема урока

1 четверть-16ч.
1,2
Представления о величине. Повторение
изученного.
3,4
Количественные представления
Повторение изученного.
5,6
Изменение количества предметов
Сравнение количества предметов
7.8
Временные представления. Времена
года. Повторение изученного.
9,10
Пространственные представления.
Повторение изученного.
11,12 Представления о форме. Плоские
геометрические фигуры. Повторение
изученного.
13,14 Представления о форме. Объёмные
геометрические фигуры. Повторение

Кол.
часов

Дата

2

05.09,07.09

2
2

12.09,14.09
19.09,21.09

2

26.09,28.09

2

03.10,05.10

2

10.10,12.10

2

17.10,19.10

изученного.
15,16

Количественные представления от 1 до
5. Повторение изученного.
2четверть-16ч.

2

24.10,26.10

17,18

Точка, линии.

2

07.11,09.11

19,20

Число и цифра 6.

2

14.11,16.11

21,22

Число и цифра 0.

2

21.11,23.11

23,24

2

28.11,30.11

2

05.12,07.12

27,28

Построение прямой линии через одну
точку, две точки.
Временные представления. Сутки,
неделя.
Отрезок.

2

12.12,14.12

29,30

Число и цифра 7.

2

19.12,21.12

31,32

Счёт в пределах 7. Узнавание и
выделение изученных цифр.
3четверть-20ч.

2

26.12,28.12

33,34

Построение треугольника, квадрата,
прямоугольника.
Конструирование изученных цифр
Прямой и обратный счет 1- 7.
Счет в пределах семи. Письмо цифр 1, 2,
3,4,5.6,7.
Выделение одного, двух, трёх, четырёх,
пяти, шести, семи предметов из множества
Число и цифра 9.

2

09.01,11.01

2

16.01,18.01

2

23.01,25.01

2

30.01,01.02

2

06.02,08.02

Мера длины-сантиметр. Построение
отрезков, четырёхугольников заданной
длины.
Число и цифра 10.

2

20.02,22.02

2

27.02,29.02

Меры стоимости. Решение задач в одно
действие на меры стоимости.
Мера массы-килограмм. Решение задач в
одно действие на изученную меру.

2

05.03,07.03

2

12.03,14.03

25,26

35,36
37,38
39,40
41,42
43,44

45,46
47,48
49,50

51,52

Мера ёмкости-литр. Решение задач в одно
действие на изученную меру.
4 четверть-12ч.

2

19.03,21.03

53,54

Узнавание и выделение цифр первого
десятка.
Соотношение чисел с количеством
предметов.
Прямой и обратный счёт 1-10.

2

02.04,04.04

2

09.04,11.04

2

16.04,18.04

Определение места числа (от 1 до 10)в
2
числовом ряду.
Решение задач на увеличение на одну, две 2
единицы в пределах 10.
Решение задач на уменьшение на одну, две 2
единицы в пределах 10.
Итого-64ч.

23.04,25.04

55,56
57,58
59,60
61,62
63-64

№
1.
2.
3.
4.
5.

Учебно-тематическое планирование
Название раздела

02.05,07.05
14.05,16.05

Количество
часов
2ч
48ч.
4ч.
6ч.
4ч.
64ч.

Представления о величине
Количественные представления
Временные представления
Пространственные представления
Представления о форме
Итого
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ :
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и
др.);
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей) (до 10) ;
пазлы вкладыши;
математическая мозаика;
игрушки разных размеров;
разрезные картинки цифр;
лото «Занимательная математика»;
разноцветные камешки;
шнуровки;

пирамидки разные по величине, высоте;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением картинок (по формированию пространственных
представлений);
цветные карандаши;
листы бумаги;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и
другой материал;
презентации по темам;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных математических представлений.
Литература:
Учебник, рабочая тетрадь
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Математика. 1-4 класс. Алышева Т.В.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».