ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе следующих нормативно - правовых актов: Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Методические рекомендации «Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г. Учебный план ориентирован на 33 учебные недели. Продолжительность урока 40 минут. Учебный план предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных часов единых для общеобразовательных учреждений. Кроме того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуальная коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами за счет индивидуальной работы на уроках. В структуре учебного плана школы выделяется: обязательная часть, обеспечивающая обязательный уровень учебных знаний, умений, навыков, формирование личностных качеств, социализацию обучающихся; часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражающая особенности обучения по специальным (коррекционным) программам). Учебный план составлен индивидуально, в соответствии с психофизическими возможностями учащихся. Максимальная нагрузка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Учебном плане соответствует допустимым нормам СанПиН. Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествами нарушениями развития (вариант 2) для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в КГОБУ «Елизовская школа – интернат для ООВЗ». Целью данных рабочих программ является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Воспитательные цели: - воспитание мотивации к учению; - воспитание эмоциональной адекватности поведения; - воспитание мотивации к общению; - воспитание уверенности в речевой коммуникации; - воспитание потребности быть опрятным; -воспитание уважения к труду; - воспитание бережного отношения к природе; - формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям; Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения, материал каждого предмета подобран по линейноконцентрическому принципу, что позволит неоднократно отрабатывать программный материал в различном формате. Программы составлены с учётом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода. В целях коррекционного воздействия в содержание программы включен учебноигровой материал, коррекционно- развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. В I полугодии в целях адаптации по расписанию проводятся 3 урока в день. В соответствии с этим была скорректирована программа на за счет сокращения часов на изучение отдельных тем. В целом содержание курса 1 класса не изменилось. Учебный план обучения по АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГОБУ «Елизовская школа-интернат для ООВЗ» 2023 - 2024 учебный год 1 класс Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю 1. Обязательная часть. 1.Язык и 1.1.Речь и 3 речевая альтернативная практика коммуникация 2.Математика 2.1.Математические 2 представления 3.Окружающий 3.1.Окружающий 2 мир природный мир 3.2.Человек 2 3.3.Домоводство 3.4.Окружающий 1 социальный мир 4.Искусство 4.1.Музыка и движение 2 4.2.Изобразительная 3 деятельность 5.Физическая 5.1.Адаптивная 2 культура физкультура 6.Технологии 6.1.Профильный труд Итого 17 Часть, формируемая участниками 4 образовательных отношений Максимально допустимая недельная 21 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе 10 Коррекционные курсы: 2 2. Предметно-практические действия 1 3. Двигательное развитие 1 Предметные результаты освоения учебных предметов: — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов; — Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения; —Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; —Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; —Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях; — Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах; — Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв; Базовые учебные действия: -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); -принимать цели и произвольно включаться в деятельность; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Общая характеристика учебного предмета В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Описание места учебного предмета в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Математические представления» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели. I четверть 16 II четверть 16 III четверть 20 IV четверть 14 Система оценки результатов При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося. Критерии оценивания 1. 2. Активное участие. Действие выполняется ребёнком Баллы - со значительной помощью взрослого 3 -с частичной помощью взрослого 4 -по последовательной инструкции (изображения или вербально) -по подражанию или по образцу 4 -полностью самостоятельно 5 Пассивное участие./соучастие. Действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-либо сделать с ним) 0 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные учебные действия Физические характеристики персональной идентификации: определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность определяет свою половую принадлежность Базовые учебные действия Предметные учебные действия Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - умение различать ориентироваться в и сравнивать пространстве класса (зала, предметы по (без обоснования); Возрастная идентификация определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: понимает жестовую инструкцию; форме, величине, удаленности; - умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; - умение различать, сравнивать и преобразовывать множества Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: умение определять длину, вес - умение различать части суток панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Биологический уровень сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; - понимает инструкцию по инструкционным картам; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша; 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: ориентируется в Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса состоит из следующих разделов: - «Количественные представления» - «Представления о форме» - «Представления о величине» - «Пространственные представления» - «Временные представления» Задачи и направления -Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине; - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости; - Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много; - Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий. Количественные представления: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Представление о форме: Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат) из счетных палочек. Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади,. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо. Временные представления Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 Перечень разделов Количественные представления Представления о величине Количество часов 3 14 3 4 5 Представления о форме Пространственные представления Временные представления Всего 13 21 10 66