6 "В" класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения
при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные
жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят
отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в
сочетании

с

аутистическими

расстройствами,

отсутствует

потребность

в

коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,
включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У
обучающихся

с

выраженными

нарушениями

интеллекта

отмечается

грубое

недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена
настолько,

что

понимание

ее

окружающими

значительно

затруднено

либо

невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием

средств

вербальной

и

невербальной

коммуникации,

умения

пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное

поэтапное

планомерное

расширение

жизненного

опыта

и

повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для
этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную
предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную,
заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися,
нуждающимися

в

дополнительной

индивидуальной

работе,

осуществляются

коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные
навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

На изучение курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 6 классе отводится
96 часов, 3 часа в неделю.
I четверть
24

II четверть
23

III четверть
30

IV четверть
19

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на
собственное

имя. Приветствие

собеседника

звуком (словом, предложением).

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих
желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая
ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы
на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание
диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком
(словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение

мимикой

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия);

приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия
(несогласия),
приветствие

удовольствия
(прощание),

(неудовольствия),
обращение

за

благодарности,

помощью,

своих

ответы

на

желаний;

вопросы

с

использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение
удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за
помощью,

ответы

на

вопросы,

предполагающие

согласие

(несогласие)

с

использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности,
обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением
предметного

символа.

Выражение

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение

за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия),

благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего
устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности,
своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой
запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с
использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия
(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы
на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи,
обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,

спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессивная

речь.

Называние

(употребление)

отдельных

звуков,

звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по
звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние
имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда,

обувь,

животные,

принадлежности,

продукты,

овощи,

фрукты,

транспорт,

бытовые

птицы).

приборы,

Называние

школьные

(употребление)

обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление)
слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на
предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление)
слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние
(употребление)

простых

предложений.

Называние

(употребление)

сложных

предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ
текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение
собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и
объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака

предмета

(цвет,

величина,

форма).

Использование

графического

изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического

изображения (электронного

устройства) для

обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо,

весело,

грустно).

Использование

напечатанного

слова

(электронного

устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он,
мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и
количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с
использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на
вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного

устройства).

Составление

рассказа

по

последовательно

продемонстрированным действиям с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление

рассказа

о

(электронного устройства).
Чтение и письмо.

себе

с

использованием

графического

изображения

Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога
(слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
КУРСА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ».
В

соответствии

результативность
особенностей

с

требованиями

обучения

его

каждого

психофизического

ФГОС

к

ФАООП

обучающегося
развития

и

УО

оценивается
особых

(вариант
с

2)

учетом

образовательных

потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования данной
категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы учебного курса могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование

личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира
и личного опыта обучающегося.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в
овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями. Во

время

обучения

целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя
только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является
появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным

руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной
на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация
представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной
компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п

Тема

Кол-во
часов

Дата

1
2

04.09
05.09
06.09
11.09
12.09
13.09
18.09
19.09
20.09
25.09
26.09
27.09
02.10
03.10
04.10
09.10
10.10
11.10
16.10
17.10
18.10
23.10
24.10
25.10

I четверть
1
2-3
4-5
6-7
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23
24
25-26
27
28

Беседа «Мои каникулы»
Слова, обозначающие предметы. Овощи,
фрукты, ягоды.
Слова, обозначающие предметы. Дикие и
домашние животные.
Слова, обозначающие предметы. Кто?
Что?
Слова, обозначающие действия. Мои
обязанности.
Гласные и согласные буквы (повторение):
А,У, О, М, С, Х. Письмо букв.
Составление, чтение и письмо слогов и
слов (му-ха, су-хо, сом, мох).
Гласные и согласные буквы (повторение):
Н, Ы, Л, В.
Составление, чтение и письмо слогов и
слов (нос, мы-ло, со-ва)
Мягкие и твёрдые согласные. Звук и буква
И (повторение).
Составление, чтение и письмо слогов и
слов (ли-са, си-ла, ви-лы, Ни-на).
Буквы И и Ы в слогах и словах(выл-вил,
носы-носи).
Дифференциация букв и звуков Ш –С.
II четверть
Слог ШИ. Составление, чтение и письмо.
Согласные буквы П, Т. Дифференциация
строчных и заглавных букв).
Беседа «Моя семья».
Слова, обозначающие место предметов:

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1

07.11
08.11
13.11
14.11
15.11

29
30
31-32

33-34
35
36
37-38
39
40-41
42
43-44
45
46

47-48

49-50

51
52-53

там, тут.
Вопросительный знак. Постановка
вопросов: Что это? Кто это?
Один – много. Изменение слов,
обозначающих предметы, по числам.
Буква Р (повторение). Составление, чтение
и письмо слогов и слов (шар, сыр, рак, куры).
Буква Ж (повторение). Составление,
чтение, письмо слогов и слов (жук, жар).
Обобщающие слова: птицы, рыбы, звери.
Слова, обозначающие признаки
предметов: алый, синий, новый.
Буква Й (повторение). Составление,
чтение и письмо слов (зай-ка, май-ка).
Дифференциация И-Й.
Составление, чтение и письмо слогов: ий,
ый.
Дифференциация Ж-Ш.
Слоги ЖИ-ШИ. Составление, чтение и
письмо слов (жир, жил, шишки).
Письмо изученных букв, чтение слогов и
слов.
Слушание рассказов о животных.
Соотнесение текста и картинки.
III четверть
Буквы Б, Д (повторение). Составление,
чтение и письмо слогов и слов (дам -там,
вода –вата).
Буквы Г, К (повторение). Составление,
чтение и письмо слогов и слов (но-ги, ру ки, гу-си, ку-ры).
Беседа по картинке «Дом в деревне».
Буква Ь (повторение).

54

1

20.11

1

21.11

2

22.11
27.11

2

28.11
29.11
04.12
05.12

1
1
2

1

06.12
11.12
12.12
13.12
18.12
19.12
20.12
25.12
26.12

1

27.12

2

03.01
10.01

2

15.01
16.01

1
2

17.01
22.01
23.01
24.01

1
2
1
2

Слушание рассказа «Лодыри». Беседа по
содержанию.
55-56 Ь в словах (угол – уголь, хор – хорь).

1

57-58 Сравнение слов, отличающихся одной
буквой (сто – стол, вол – волк).
59
Слушание рассказа «Зоопарк». Беседа по
содержанию.
60-61 Письмо изученных букв, чтение слогов и
слов.
62-63 Буква Е. Составление, чтение и письмо
слогов и слов (лес, небо,пень).

2

29.01
30.01
31.01

1

05.02

2

06.02
07.02
19.02
20.02

2

2

64-65 Буква Ё. Составление, чтение и письмо
слогов и слов (мёл, вёл, нёс).
66-67 Буква Я. Составление, чтение и письмо
слогов и слов (я-ма, я-го-ды, яб-ло-ко)
68
Дифференциация А-Я.
69-70 Буква Ю. Составление, чтение и письмо
слогов и слов (рою, мою, пою).
71
Дифференциация А-Я.
72
Дифференциация У-Ю.
73
Слушание рассказа «Опасная работа».
Беседа по содержанию.
74-75 Буква Ч. Составление, чтение и письмо
слогов и слов (оч-ки, ча-сы, чип-сы).
76
Слушание рассказа «Чучело». Беседа по
содержанию.
IV четверть
77-78 Слоги ЧА-ЧУ.

2

79-80 Буква Ф. Составление, чтение, письмо
слогов и слов(туф-ли, ка-фе, ко-фе).
81
Дифференциация В-Ф.
82-83 Буква Ц. Составление, чтение, письмо
слогов и слов(ку-ри-ца, яй-цо, за-яц).
84
Дифференциация Ц-С.
85
Рассказ «Моя Родина –Россия».
Слушание, чтение отдельных слов).
86-87 Буква Э. Составление, чтение и письмо
слогов и слов (этаж, экран, этот).
88
Дифференциация Э-Е.
89
Рассказ «Кондитер». Беседа по
содержанию».
91-92 Буква Щ. Составление, чтение и письмо
слогов и слов (щу-ка, ще-нок, о-во-щи).
93
Слушание сказки «По щучьему веленью».
Беседа по содержимому.
94-96 Чтение, письмо слогов и слов.

2

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. технические и электронные средства обучения:
- мультимедиапроектор, экран;
- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

2
1
2
1
1
1
2
1

2

1
2
1
1
2
1
1
2
1
3

21.02
26.02
27.02
28.12
04.03
05.03
06.03
11.03
12.03
13.03
18.03
19.03
20.03

01.04
02.04
03.04
08.04
09.04
10.04
15.04
16.04
17.04
22.04
23.04
24.04
27.04
06.05
07.05
08.05
13.05
14.05
15.05
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
-цифровые образовательные ресурсы.
2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
 настенная касса для букв разрезной азбуки;
 наборное полотно;
 касса слогов;
 слоговые таблицы;
 индивидуальные кассы с набором букв и слогов;
 наборы сюжетных (предметных) картинок;
 репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
 наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов;
 настольные развивающие игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».