6 "Б" класс

Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими.
У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,
включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми
и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или
нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо
невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную
среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков
установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной
индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от
возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации
поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается
альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К
альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет,
графические изображения (фотография, цветная картинка, черно- белая картинка,
пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки,
коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Подбор и освоение этих средств
осуществляется индивидуально в рамках коррекционного курса.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
включает импрессивную и экспрессивную речь.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения
понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на
формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения,
связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь
альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится
параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе,

осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются
коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной
коммуникации.
Особенности курса: Общение с умственно отсталым ребёнком осуществляется в
процессе любой деятельности: на уроках, музыкальных занятиях, в процессе игровой
деятельности, на прогулках и экскурсиях. Известно, что общение тесно связано с общим
психическим развитием ребёнка. Базовыми предпосылками для развития речи является
коммуникативная направленность общения, интерес ребёнка к окружающему миру,
слуховое внимание и восприятие, готовность речевого аппарата. Овладение доступными
средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Развитие речи как
средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом
ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы.
Задачи:
-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений, рисунков
-развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестом, взглядом
-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и
фиксировать взгляд на лице партнёра
-учить пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями, либо другим доступным способом;
- учить понимать и выполнять словесные инструкции ;
- воспитывать познавательный интерес;
Коррекционная направленность:
Основные формы и методы обучения- это практические упражнения и опыты,
зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и
поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической
направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям
радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
В соответствии с требованиями ФГОС к федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2
для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического
развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Планируемые результаты освоения программы:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
•
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
•
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2)
Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными1.

1)

1

•

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными

показаниями.

•
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
•
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом,
коммуникативными
таблицами,
тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами
и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной, импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Мотивы коммуникации:
познавательные
интересы,
общение
и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
•
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
•
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
•
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
4)
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
•
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
•
Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5)
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
•
Узнавание и различение образов графем (букв).
•
Копирование с образца (обводка) отдельных букв, слогов, слов.
•
Самостоятельное списывание отдельных букв, слогов, слов.
•
Начальные навыки чтения.
Содержание.
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Выражение своих
желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на
вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием

графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др. Понимание простых
предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма
и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние
(употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.
Составление рассказа о себе. Сообщение собственного имени посредством напечатанного
слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса) посредством напечатанного слова. Использование графического
изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака
предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения признака
действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и
др.). Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Составление простых предложений с
использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию текста с

использованием графического изображения. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям с использованием графического изображения.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического
изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения. Составление рассказа о себе с
использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов. Использование карточек с
напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова).
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является составляющей
предметной области «Язык и речевая практика» и входит в обязательную часть учебного
плана. В 6 классе на изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» отводится
3 часа в неделю.

№
1.
2.
3.
4.

Учебно-тематическое планирование предмета «Речь и альтернативная
коммуникация»
Темы разделов
Количество
часов
Коммуникация с использованием вербальных средств.
11
Коммуникация с использованием невербальных средств.
11
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
11
коммуникации
Чтение и письмо.
61

Возможные результаты изучения предмета:
Базовые учебные действия:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
умение выполнять задание от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
Личностные результаты:
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование уважительного отношения к окружающим;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Предметные результаты:
Минимальный уровень :
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира
и деятельность человека;
понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков;
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью «рука в
руку»
уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью «рука в
руку»
уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку».
Достаточный уровень :
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира
и деятельность человека;
умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях;
сформированность устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.);
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече подражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий;
использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
узнавание и различение образов графем (букв);
копирование с образца (обводка) отдельных букв, слогов, слов;
начальные навыки чтения и письма.

Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения
образовательной деятельности:
- игры дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- настольный театр, наборы сказочных персонажей;
- набор для лепки (пластилин);набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
-таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
- аудио и видеоматериалы.
Литература:
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) КГОБУ «ЕШИ для ООВЗ»
2.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.
Воронковой В.В. -М.: Просвещение, 1996.
3.
Аксёнова А., Комарова С., Шишкова М. Букварь. 1 класс. В 2-х частях.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы.- М., Просвещение, 2017.
4.
Аксёнова А., Комарова С., Шишкова М. Пропись. 1 класс (в 3-х частях). Для
1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы.- М. Просвещение, 2017.
5.
Жиренко О.Е., Лукина Т.М. Тренажёр по чистописанию: Добукварный и
букварный периоды. 1 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.
6.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии. – Владос. 2001.
7.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет.
Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с.
(Опыт работы практического педагога).
8.
Новикова Е.В. Логопедическая азбука. -М.: ГНОМ, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».