5 "Б" класс

Пояснительная записка.
Нормативная база
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
2).
Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№ 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
Методические рекомендации «Об организации обучения детей, которые находятся
на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные
организации», утвержденные заместителем Министра просвещения Российской
Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра
здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.;
Учебный план ориентирован на 34 учебные недели. Продолжительность урока 40
минут. Учебный план предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра
обязательных учебных часов единых для общеобразовательных учреждений. Кроме
того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуальная

коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении
отдельными предметами за счет индивидуальной работы на уроках.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения
при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные
жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят
отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в
сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,
включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У
обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена
настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо
невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами
коммуникации: вербальными и невербальными.
2. Формирование умения понимать обращенную речь.
3. Вырабатывать умение употреблять в ходе общения слова, строить
элементарные предложения.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах,
понимание смысла узнаваем го слова/
5. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

6. Индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с
применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная,
работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подхода.
При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение,
беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов,
технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно
разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
К первой группе относят детей, у которых нет выраженных нарушений движений и
моторики, передвижение полностью самостоятельное. Дефицит моторной функции
выражен в замедленном темпе, несогласованности и недостаточной координации
движений.
У детей могут наблюдаться стереотипии, деструктивное поведение, нарушение
коммуникации и социального взаимодействия. У этой группы детей как правило
присутствует умственная отсталость умеренной степени. Дети владеют элементарной
речью: понимают речь на бытовом уровне, могут выразить свои желания простыми
словами, отвечают на простые вопросы вербально. Позитивной предпосылкой к
обучению этой группы детей коммуникации, основам чтения, письма, счета, является
интерес самого ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. У детей
сложно вызвать ответную реакцию на действия взрослого, нет интереса к
деятельности, часто они никак не реагируют на вербальную инструкцию, проявляют
агрессию,

демонстрируют

деструктивное

поведение.

Для

этих

детей

в

индивидуальный учебный план включают преимущественно коррекционные занятия
по различным направлениям: двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие,
предметно-практическая деятельность. Если ребенок способен овладеть способами
альтернативной коммуникации, то включают и это направление обучения.

Дети, относящиеся к третьей группе, имеют сложные формы ДЦП. Они
практически полностью зависят от помощи взрослого. Не могут самостоятельно
передвигаться, управлять коляской, обслуживать себя. Большинство детей из этой
группы не могут самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Органическое
поражение речевого аппарата и невозможность овладеть речью, значительно
затрудняют процесс коммуникации. В индивидуальный учебный план этой группы
детей целесообразно включать те коррекционные занятия, которые соответствуют
возможностям и потребностям конкретного ребенка. Как правило, это двигательное и
моторное развитие, сенсорное развитие, способы самообслуживания, развитие
элементарной предметно-практической деятельности.
А.Р. Маллер, Г.В. Цикото были сформулированы основные требования к методике
обучения детей данной категории.
1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не
как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности
детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения
мотивации обучения.
3. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым
детям
4. Предметно-действенное

обучение.

Организация

постоянной

активной

практической деятельности детей с конкретными предметами.
5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его
систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу,
и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий
по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая
должна быть четко сформулирована.
7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к
новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на
необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на
одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам
программы, например, развитие речи - игра - 2.

Общая характеристика учебного предмета.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной
основной

общеобразовательной

программы

образования,

характерно

интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или
глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными
нарушениями

зрения,

слуха,

опорно-двигательного

аппарата,

расстройствами

аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной
степени тяжести. У некоторых

детей выявляются текущие психические и

соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное
развитие и обучение.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут
использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены,
в случае ее отсутствия.
Программно-методический материал представлен тремя разделами:
"Коммуникация",

"Развитие

речи

средствами

вербальной

и

невербальной

коммуникации", "Чтение и письмо".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих
желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая
ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы
на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание
диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком
(словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение

мимикой

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия);

приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия
(несогласия),
приветствие

удовольствия
(прощание),

(неудовольствия),
обращение

за

благодарности,

помощью,

своих

ответы

на

желаний;

вопросы

с

использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение
удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за
помощью,

ответы

на

вопросы,

предполагающие

согласие

(несогласие)

с

использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности,
обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением
предметного

символа.

Выражение

согласия

(несогласия),

удовольствия

(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение
внимания, выражение

согласия (несогласия), благодарности, своих желаний,

обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие
(прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает
воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием
пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия),
благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение

своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи,
обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессивная

речь.

Называние

(употребление)

отдельных

звуков,

звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по
звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние
имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда,

обувь,

животные,

принадлежности,

продукты,

овощи,

фрукты,

транспорт,

бытовые

птицы).

приборы,

Называние

школьные

(употребление)

обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление)

слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на
предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление)
слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние
(употребление)

простых

предложений.

Называние

(употребление)

сложных

предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ
текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических
работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака

предмета

(цвет,

величина,

форма).

Использование

графического

изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование

графического

изображения

(электронного

устройства)

для

обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо,

весело,

грустно).

Использование

напечатанного

слова

(электронного

устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он,
мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и
количества предметов (пять, второй).

Составление простых предложений с

использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на
вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного

устройства).

Составление

рассказа

по

последовательно

продемонстрированным действиям с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление

рассказа

о

себе

с

использованием

графического

изображения

(электронного устройства).
Чтение и письмо.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога
(слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв (слов). Повторение пройденных звуков и букв.
Изучение новых: к, п, т, и, з, в, ж. Образование открытых и закрытых слогов из вновь
изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и по возможности слитно.
Составление слов из букв разрезной азбуки и чтение из двух усвоенных слоговых
структур (мама, ма-ма), а также предложений из двух слов (Ма-ша, ма-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога
(кот,сом).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

вариант

2,

учебный

предмет

«Речь

и

альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 5
классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 95 часов в год, т.е. 3 часа в
неделю (33 учебные недели).
1 четверть
25 часов

2 четверть
24 часа

3 четверть
28 часов

4 четверть
18 часов

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические
принципы вариативного развивающего образования и современные дидактикопсихологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и
требованиями ФГОС.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип
развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины
мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности;
принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний;
принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В.

Деятельностно-ориентированные

принципы: принцип

обучения

деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона
ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип
формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения

каждого

обучающегося

оценивается

с

учетом

особенностей

его

психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:


основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;



социально-эмоциональное

участие

в

процессе

общения

и

совместной

деятельности;


овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;



освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;



формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Возможные предметные результаты:
1. Развитие

речи

как

средства

общения

в

контексте

познания

окружающего мира и личного опыта ребенка.


Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.



Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
1. Овладение

доступными

средствами

коммуникации

и

общения –

вербальными и невербальными.


Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.



Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.



Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными средствами.

1. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач.


Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.



Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.



Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения: использование графических изображений объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением предметов,
жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для
выражения индивидуальных потребностей (либо другим доступным способом).
1. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.



Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих именалюдей,
названия хорошо известных предметов и действий.



Использование карточек с напечатанными словами как средствакоммуникации.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.


Узнавание и различение образов графем(букв).



Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.



Начальные навыки чтения и письма

Чтение и письмо.


Начальные навыки чтения и письма.

Предметные результаты определяются индивидуальными возможностями ребенка
и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной
компетенции. Оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в
образовательной организации.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе
направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:



развитие

адекватных

ограничениях,

о

представлений

насущно

о

необходимом

собственных

возможностях

жизнеобеспечении,

и

созданию

специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в
организации обучения;


овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;

овладение навыками коммуникации


дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;



осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные учебные действия.


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,
ученик - класс, учитель-класс);



использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;



обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия.


ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;



выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:



выполнение задания полностью (от начала до конца);



выполнение задания с заданными качественными параметрами;



переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные учебные действия.



выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с
помощью учителя;



ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;



уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;



называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу);



группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с
помощью учителя;



использовать знако - символические средства с помощью учителя;



узнавать и различать образы графем.
Содержание учебного предмета.

Раздел «Коммуникация».
Тема. Здравствуй, школа!
Припоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение презентаций
«Наша школа», «Школьные принадлежности».
Побуждение к называнию имен детей класса: выполнение игровых действий с
мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей.
Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.
Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с
графическим изображением имени каждого ученика.
Использование средств выражения приветствия друг друга, выражения
прощания
Тема. Обращение.
Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний,
обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием
карточек с напечатанными словами, пиктограммами.
Тема. Обращение с просьбой о помощи.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для
выражения желаний, обращения за помощью.
Тема. Использование слов благодарности.
Использование

средств

коммуникации

для

выражения

благодарности.

Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета;

подражать

действиям

и

словам

взрослого,

проявлять

самостоятельность

использования жестов и речевых высказываний.
Тема. Различение неречевых и речевых звуков.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов, звуков
природы, их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.
Прослушивание аудиозаписей речевых звуков, их соотнесение.
Тема. Имитация неречевых и речевых звуков.
Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом.
Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и
правил игры.
Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей
сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства
коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации).
Тема. Поддержание диалога на заданную тему.
Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы учителя,
сверстника доступными средствами. Обогащение активного словаря в процессе
дидактической игры.
Тема. Сотрудничество в общении.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для
выражения своих желаний, обращения за помощью, формулирование ответов на
вопросы постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами.
Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами с
использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).
Раздел

«Развитие

речи

средствами

вербальной

и

невербальной

коммуникации».
Тема. Слог. Слоговые цепочки.
Формирование представлений о слоге как части слова. Произнесение цепочки
слогов.
Тема. Слово как единица речи.
Формирование умения понимать роль слова в выражении мыслей и чувств;
формирование представления о способах определения значения слова. Использование

различных способов обозначения слова. Использование простых слов как средства
коммуникации.
Тема. Слово. Определение слов в ряду других слов.
Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их
по вопросам кто? что?; различение основных частей хорошо знакомых предметов;
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Тема. Слово. Изменение слов «один», «много».
Изучение слов, обозначающих предметы: называние одного предмета и
нескольких одинаковых предметов.
Тема. Понимание обобщающих понятий.
Называние (показ) нескольких предметов из одной лексической темы,
объединение

данных

предметов

в

группу.

Называние

обобщающего

слова.

Самостоятельное объединение предметов/картинок в группу. Игра «Что лишнее?»
Тема. Понимание слов, указывающих на предмет.
Обучение пониманию значений слов, указывающих на предмет, на основе
использования предметов, их изображения на фотографиях, картинках, пиктограммах.
Выполнение инструкций с использованием слов, указывающих на предмет.
Различение слов, указывающих на предмет.
Тема. Понимание слов, обозначающих признак предмета.
Формирование представлений о признаках предмета на контрастных примерах.
Выполнение речевых инструкций, содержащих слова, обозначающие признаки
предмета. Показ заданного признака предмета на изображении: «Покажи, на какой
картинке веселая девочка».
Тема. Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Обучение пониманию значения слов, обозначающих действия предмета, на
основе предметных действий в быту или записанных на видео, изображений действий
на фотографиях, картинках. Соотнесение увиденного действия с изображенным на
фотографии/картинке. Показ заданного действия. Озвучивание.
Тема. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.
Формирование представлений о признаках действий на контрастных примерах.
Например, «быстро» - «медленно», «громко» - «тихо». Выполнение речевых
инструкций, содержащих слова, обозначающие признаки действий. Показ заданного

признака действия на изображении: «Покажи, на какой картинке мальчик идет
быстро».
Тема. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.
Знакомство со значением числительных (первый, пять и др.). Закрепление
словесных обозначений изученных числительных на основе различных речевых
ситуациях (выполнение простой просьбы, понимание предложения, составление серии
сюжетных картинок и др.) Выполнение инструкции, содержащие числительные:
«Возьми пять карточек», «Назови первую картинку» и др.
Тема. Предложение.
Оформление предложения в устной речи. Составление предложений с опорой на
сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорные слова.
Тема. Составление предложений.
Практическое знакомство с построением простого предложения: составление
предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; договаривание
начатого предложения; составление предложения из слов, картинок, данных в нужной
форме вразбивку.
Тема. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.
Обучение пониманию предлогов, начиная с простых и часто употребляемых в
быту предлогов (например, на, под, в, из и др.). Формирования навыка на основе
использования

различных

предметов,

доступных

для

захвата,

и

различных

поверхностей (на стул, на коробку, на полку и др.). После элементарного усвоения
значения

предлога

на

конкретных

предметах,

переходят

к

использованию

схематического изображения.
Тема. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям.
Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по
вопросам учителя. Уточнение и расширение словарного запаса по сюжету знакомого
мультфильма. Побуждать детей к эмоционально-коммуникативным проявлениям в
процессе беседы о любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать
очередность в процессе разговора по последовательно продемонстрированным
действиям.
Тема. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим
изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок
и мультфильмов по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, вверху,
внизу).
Тема. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с серией сюжетных
иллюстраций.

Выбор

иллюстраций

для

составления

интересной

истории.

Формирование связной речи с опорой на серию выбранных иллюстраций и узнавание
персонажа истории по трафарету.
Тема. Составление рассказа о себе.
Составление рассказа о себе с опорой на план, представленный в виде картинок
(пиктограмм). Работа над составлением рассказа начинается с диалогической речи
(вопросы и ответы). Рекомендуется использовать следующую последовательность с
визуальной опорой: имя, фамилия, возраст (время года), город проживания, школа
(класс), любимые занятия.
Тема. Составление рассказа о прошедших событиях.
Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе обыгрывания
праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка. Знакомство и
заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения к
прошедшему празднику, формирование подражательных умений в соответствии с
сюжетом игры.
Тема. Составление рассказа о планируемых событиях.
Составление

рассказ

о

планируемых

событиях

с

опорой

на

план,

представленный в виде картинок(пиктограмм).
Раздел «Чтение и письмо».
Тема. Буква А. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки

открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква О. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с
последующей записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и
закрытых слогов, простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква У. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква М. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей

записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква С. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква Х. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буквы Ш, Щ. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.

Тема. Буква Л. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква Ы. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква Н. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква Р. Чтение слогов и слов.

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и
буквы в слове (в начале или в конце). Подбор слов с заданным звуком. Составление из
букв разрезной азбуки открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых
слогов с последующей записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и
закрытых слогов. Чтение открытых и закрытых слогов.
Тема. Буква П.Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале.
Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и буквы в
слове (в начале или в конце). Подбор слов с заданным звуком.
Тема. Буква Т.Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и
буквы в слове (в начале или в конце). Подбор слов с заданным звуком.
Тема. Буква И.Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и
буквы в слове (в начале или в конце). Подбор слов с заданным звуком. Соединение
букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двух
звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей записью в доступном виде.
Слушание, повторение открытых и закрытых слогов, простых слов. Чтение открытых
и закрытых слогов, простых слов.

Тема. Буква З.Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и
буквы в слове (в начале или в конце). Подбор слов с заданным звуком.
Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двух звуковых и
закрытых трёх звуковых слогов с последующей записью в доступном виде. Слушание,
повторение открытых и закрытых слогов, простых слов. Чтение открытых и закрытых
слогов, простых слов.
Тема. Буква В.Чтение слогов и слов
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и
буквы в слове (в начале или в конце). Подбор слов с заданным звуком.
Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двух звуковых и
закрытых трёх звуковых слогов с последующей записью в доступном виде. Слушание,
повторение открытых и закрытых слогов. Чтение открытых и закрытых слогов.
Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двух звуковых и
закрытых трёх звуковых слогов с последующей записью в доступном виде. Слушание,
повторение открытых и закрытых слогов, простых слов. Чтение открытых и закрытых
слогов, простых слов.
Тема. Буква Ж. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и
буквы в слове (в начале или в конце). Подбор слов с заданным звуком.
Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двух звуковых и
закрытых трёх звуковых слогов с последующей записью в доступном виде. Слушание,
повторение открытых и закрытых слогов. Чтение открытых и закрытых слогов.
последующей записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и
закрытых слогов, простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Буквы Е, Ё, Я. Ю.Э. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с

соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде.
Тема. Буквы Б, Г, Д. Чтение слогов и слов.
Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в
начале. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их
расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с
соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в
конце). Подбор слов с заданным звуком. Усвоение рукописного начертания изучаемой
буквы. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки
открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трёх звуковых слогов с последующей
записью в доступном виде. Слушание, повторение открытых и закрытых слогов,
простых слов. Чтение открытых и закрытых слогов, простых слов.
Тема. Конструирование и выделение буквы.
Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их расположения);
сравнение с другими, ранее изученными буквами. Формирование навыка обводки
контура буквы. Усвоение рукописного начертания изучаемой буквы. Подбор слов с
заданным звуком.
Содержание учебного предмета.
№

Раздел

Количество часов

п/п
1

Коммуникация

20

2

Развитие речи средствами вербальной

31

и невербальной коммуникации
3

Чтение и письмо

44

4

Итого

95

Календарно - тематическое планирование учебного предмета.
№ п/п

Дата

Тема урока

1

04.09

Здравствуй, школа!

2

05.09

Обращение.

3-4

07.09

Обращение с просьбой о помощи.

11.09
5

12.09

Использование слов благодарности.

6

14.09

Различение неречевых и речевых звуков.

7

18.09

Имитация неречевых и речевых звуков.

8

19.09

Поддержание диалога на заданную тему.

9-10

21.09

Сотрудничество в общении.

25.09
11

26.09

Слог. Слоговые цепочки.

12

28.09

Слово как единица речи.

13

02.10

Слово. Определение слов в ряду других слов.

14

03.10

Слово. Изменение слов «один», «много».

15

05.10

Понимание обобщающих понятий.

16

09.10

Понимание слов, указывающих на предмет.

17

10.10

Понимание слов, обозначающих признак предмета.

18

12.10

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

19

16.10

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.

20

17.10

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.

21

19.10

Предложение.

22

23.10

Составление предложений.

23

24.10

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

24

26.10

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям.

25

07.11

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

26

09.11

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

27

13.11

Составление рассказа о себе.

28

14.11

Составление рассказа прошедших событиях.

29-30

16.11

Составление рассказа о планируемых событиях.

20.11
31-32

21.11

Буква А. Чтение слогов и слов.

23.11
33-34

27.11

Буква О. Чтение слогов и слов.

28.11
35-36

30.11

Буква У. Чтение слогов и слов.

04.12

37-38

05.12

Буква М. Чтение слогов и слов.

07.12
39-40

11.12

Буква С. Чтение слогов и слов.

12.12
41-42

14.12

Буквы Х, Ц, Ч. Чтение слогов и слов.

18.12
43-44

19.12

Буквы Ш, Щ. Чтение слогов и слов.

21.12
45-46

25.12

Буква Л. Чтение слогов и слов.

26.12
47-48

28.12

Буква Ы. Чтение слогов и слов.

09.01
49-50

11.01

Буква Н. Чтение слогов и слов.

15.01
51-52

16.01

Буква П. Чтение слогов и слов.

18.01
53-54

22.01

Буква Т. Чтение слогов и слов.

23.01
55-56

25.01

Буква И. Чтение слогов и слов.

29.01
57-58

30.01

Буква З. Чтение слогов и слов.

01.02
59-60

05.02

Буква В. Чтение слогов и слов.

06.02
61-63

08.02
19.02

Конструирование и выделение буквы. Обобщение изученного
материала.

20.02
64-65

22.02

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

26.02
66-67

27.02
29.02

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

68-70

04.03

Звук и буква Я, я. Чтение слогов и слов.

05.03
07.03
71-72

11.03

Иллюстрирование и повторение сказки «Колобок».

12.03
73-74

14.03
18.03

Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ,
ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА,
СО, СУ.

75-77

19.03

Упражнение в чтении по «Букварю»

21.03
01.04
78-79

02.04

Письмо изученных букв

04.04
80-81

08.04

Письмо изученных букв

09.04
82-84

11.04

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

15.04
16.04
85-87

18.04

Составление рассказа о себе.

22.04
23.04
88-90

25.04
27.04
02.05

Сочетание жи, ши в словах.

91-93

06.05

Письмо изученных букв

07.05
13.03
94-95

14.05

Повторение. Обобщение изученного материала.

16.05

Учебно-методическое обеспечение.
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. –239с.
3. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181с.
4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями
развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016.
– 208 с.
5. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2003.-208с
6. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В.
В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва;2009.
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой,2013.

9. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт образования

для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
г. №1599.
10.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ.
11.Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью. СПб.: Изд-во Союз, 2004. — 336с.
12. Юхтанова Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития //
Молодой

ученый.

—

2017.

https://moluch.ru/archive/173/45

—

№39.

—

С.

118-121.

—

URL


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».