3 "Б" класс

«Речь и альтернативная коммуникация»
Количество часов:
Всего 68 часа, в неделю – 2 часа
Пояснительная записка.
Программа
составлена
на
основе:
«Адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множествами нарушениями развития (вариант
2)»,требований Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), нормативной базы:
Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный
закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление
Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №
28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление
Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №
115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»; Методические рекомендации
«Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении
не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации»,
утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации

Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра
здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У
многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
Цель- формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи: сформировать способность пользоваться доступными средствами
коммуникации и общения – вербальными и невербальными; научить
пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач; развитие речи как средства
общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом
ребенка; понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение использовать
усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Основные формы и методы обучения-практические упражнения и опыты,
записи в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц
и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На
всех уроках используются принципы: наглядности, доступности,
практической деятельности, коррекции.
Общая характеристика учебного предметас учетом особенностей его
освоения обучающимися
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной
частью предметной области «Язык и речевая практика», позволяет активно
познавать и овладевать жизненными компетенциями в опыте социального
взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
овладевают средствами социального взаимодействия только с помощью
взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является
интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Данный учебный предмет позволяет ребёнку развивать свою речь,
активизировать и расширять коммуникативные возможности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в
образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части
учебного плана. Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация» рассчитана во 3 классе на 63 часа (33
учебные недели, 2 часа в неделю). Предмет «Речь и альтернативная

коммуникация» интегрируется с учебными предметами «Окружающий
природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», а также с
различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно
связан с логопедической работой.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация.
Количество часов по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4четверть
16ч.
15ч.
19ч.
13ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация»
Личностные результаты:-развитие речи как средства общения в контексте
познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
-понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
-овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными
и невербальными;
-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
других графических знаков;
-умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач;
-умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
-узнавание и различение образов графем (букв);
-графические действия с использованием элементов графем: обводка,
штриховка.
Предметные результаты:-выражать приветствие (прощание),
-обращение за помощью с использованием графического изображения,
карточек с напечатанными словами, электронного устройства;
-употреблять в речи слова, обозначающие предмет, действия предмета,
признак предмета и др.;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного учителем текста;
-составлять рассказ по последовательно продемонстрированным действиям,
по одной (по серии) сюжетных картинок;
-сообщать сведения о себе и ближайшем окружении посредством
напечатанного слова ;
-использовать графическое изображение (электронного устройства) для
обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;

-составлять простые предложения с использованием графического
изображения;-использовать карточки с напечатанными словами как средство
коммуникации;-выполнять графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка;-различать изучаемые звуки в начале
и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче
выделяется);-соотносить звук с буквой;
-образовывать и читать открытые и закрытые двухзвуковые слоги,
сравнивать их;-выполнять рукописное начертание изучаемых строчных букв
(слогов) и прописных;-списывать с доски, учебника слоги, слова, состоящие
из 2-3 слогов.
Содержание учебного предмета.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление
контакта с собеседником. Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Приветствие собеседника словом, предложение. Прощание
с собеседником словом, предложением. Обращение с просьбой о помощи,
выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение благодарности
звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения
(цветная картинка, пиктограмма). Выражение своих желаний
(благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на
вопросы с предъявлением предметного символа, с использованием карточек
с напечатанными словами, электронного устройства. Импрессивная речь.
Различение имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание
слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета.
Понимание обобщающих понятий. Понимание простых предложений.
Понимание содержания текста. Экспрессивная речь. Называние имен
учащихся класса, педагогов класса. Употребление слов, обозначающих
предмет, действие предмета, признак действия, состояние. Употребление
обобщающих понятий. Употребление простых предложений. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной (по
серии) сюжетных картинок. Экспрессия с использованием средств
невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством
напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов
семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения действия предмета. Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения признака предмета.

Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака действия, состояния. Составление простых
предложений с использованием графического изображения (электронного
устройства). Чтение и письмо. Глобальное чтение. Узнавание (различение)
напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание
(различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слогов. Начальные
навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука
с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
Называние буквы. Чтение слога. Написание буквы, слога, слова,
предложения из 2-3 слов.
Учебно-тематическое планирование учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация»
Название раздела
Количество
часов
1.Коммуникация.
19ч.
2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной
21ч.
коммуникации.
3. Чтение и письмо.
23ч.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
№
Наименование разделов, тем программ
Количество
Дата
часов по
разделу
1 четверть-16ч.
1.
Снова в школу.
1
04.09
2,3
Вспоминаем каникулы
2
06.09,11.09
4,5
Повторение изученного во 2 классе. Звуки и
2
13.09,18.09
буквы.
6,7
Текст. Предложение. Слово.
2
20.09, 25.09
8,9
Ударные и безударные слоги.
2
27.09,02.10
10
Мы собрались поиграть.
1
04.10
11
Составление рассказа о правилах игры.
1
09.10
12
Игры по правилам.
1
11.10
13,14,1 Повторение изученных букв. Выделение
3
16.10.18.10,
5
изученных звуков в начале, середине, конце
23.10
слова. Чтение и написание слогов, слов с
изученными буквами.
16
В библиотеке.
1
25.10
2 четверть-15ч.
17
Отгадывание рисунков-загадок.
1
08.11
18
Ролевая игра «В библиотеке»
1
13.11

19,20
21,22
23
24
25

26,27
28
29,30
31
32
33,34
35
36
37
38,39
40
41
42
43,44
45,46

47
48
49
50
51.52
53
54
55
56,57

58

Звук и буква Х.
Звук и буква С.
Повторение изученных букв. Нахождение,
выделение заданной буквы.
Сказка «Снегурочка».
Работа по сказке «Снегурочка». Составление
предложений, начинающих каждый эпизод
сказки.
Звук и буква Н.
Конкурс «Мастер сказки сказывать».
Письмо под диктовку букв и слогов с
изученными буквами. Проверочная работа.
Отправляюсь в магазин.
3 четверть-19ч.
Разыгрывание диалогов на тему «В магазине»
Звук и буква Л.
Сказка «Маша и медведь».
Сказка « Три медведя».
Составление новой сказки о Маше.
Звук и буква В.
Телефонный разговор. Правила общения по
телефону.
К.И.Чуковский «Телефон»
Конструирование телефонных разговоров
Звук и буква Ш.
Чтение предложений из двух – трех слов с
последующим воспроизведением их устно.
Подбор иллюстрации к предложению
Я-зритель.
Правила вежливого зрителя.
Ролевая игра «В киноцентре»
Звук и буква Т.
4 четверть-12ч.

2
2
1

15.11, 20.11
22.11.27.11
29.11

1
1

04.12
06.12

2
1
2

11.12,13.12
18.12
20.12.25.12

1

27.12

1
2
1
1
1
2
1

10.01
15.01,17.01
22.01
24.01
29.01
31.01,05.02
07.02

1
1
2
2

19.02
21.02
26.02,28.02
04.03,06.03

1
1
1
1

11.03
13.03
18.03
20.03

Письмо под диктовку букв и слогов с
изученными буквами.
Какая сегодня погода?
Составление предложений о погоде с опорой на
схемы.
Составление прогноза погоды.
Письмо под диктовку букв и слогов,
предложений с изученными буквами.

2

01.04,03.04

1
1

08.04
10.04

1
2

15.04
17.04,22.04

Составление рассказов о домашних питомцах.

1

24.04

59

60
61
62

63

Правила ухода за домашними животными.
1
27.04
Обсуждение последствий невнимательного
отношения человека к своим питомцам.
Проверочная работа.
1
06.05
Пересказ небольших произведений о животных.
1
08.05
Чтение предложений из двух- трех слов с
1
13.05
последующим воспроизведением их устно.
Подбор иллюстрации к предложению
Работа по сюжетным картинкам. Составление
1
15.05
рассказа «Летом»
Итого-63ч.
Направление коррекционной работы.
1.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти-развитие слухового
и зрительного восприятия.
2.Развитие слухового восприятия-развитие слухового восприятия на задания
со слов учителя.
3.Развитие импрессивной речи-формирование умения слушать речь учителя.
4.Формирование экспрессивной речи-формирование навыков альтернативной
коммуникации.
5.Коррекция мышления-обучать приёмам умственной работы.
6. Коррекция познавательной деятельности-использование ИКТ, вовлечение
в работу всего класса с учётом дифференцированного подхода.
7 Корррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферырелаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального
напряжения.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательной деятельности:
С.В.Комарова «Речевая практика» (Москва «Просвещение» 2019г.)
А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова «Букварь» (Москва
Издательство «Просвещение» 2019г.)
-графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с
изображениями объектов, людей, действий, фотографии;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
-интерактивная доска;; аудио и видеоматериалы;
- раскраски по темам; трафареты по изучаемым темам;
-разрезные карточки: буквы русского алфавита;
-конструкторы пластмассовые и деревянные;
-настольные игры: лото «Сказки», «Алфавит», « Вкиноцетре»;
- тексты художественных произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».