ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Природоведение является обязательным учебным предметом в КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рабочая программа составлена на основе нормативно- правовых документов: ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГОБУ «Елизовская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 5-9 классы (вариант I ). Изучение природоведения в 6 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой; формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.; формирование предметных и общеучебных умений и навыков; воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений); формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни. развитие положительных качеств и свойств личности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; методов исследования (наблюдение, анкетирование). Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса, относится к образовательной области «Естествознание». На курс отведено 2 часа в неделю, всего 65 часов в год: 1 чет. - 17 ч., 2 чет. - 16ч., 3 чет. - 18 ч., 4 чет. - 14 ч. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности. Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: - полисенсорности восприятия объектов; - практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; -накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций; -закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; -постепенного усложнения содержания предмета: расширения характеристик предметапознания, преемственности изучаемых тем. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости). Программа по природоведению в 6 классе включает следующие разделы: 1. Введение. 2. Растительный мир Земли. 3. Животный мир Земли. 4. Человек. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 65 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели). Планируемые результаты освоения программы Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 6 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты: -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: -формирование интереса к изучению природоведения; -коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; -овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья. Содержание учебного предмета «Природоведение» в 6 классе «Введение» Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Живая природа: растения, животные, человек. Раздел 1. Растительный мир Земли Разнообразие растительного мира, где в природе встречаются растения, какую пользу получает человек от растений. Среда обитания растений, растения сада, огорода, водоемов. Строение растений, части растения: корень, стебель, лист, цветок. Деревья кустарники, травы, чем отличаются травы от кустарников, однолетние и многолетние растения. Лиственные деревья: дикорастущие, культурные, листопад. Хвойные деревья, еловый лес, сосновый бор, тайга. Дикорастущие кустарники: орешник, дикорастущая малина, боярышник. Культурные кустарники: сирень, чубушник (жасмин), садовая малина, крыжовник, смородина, ежевика. Травы: дикорастущие (подорожник, ромашка), культурные (укроп, петрушка). Декоративные растения: розы, пионы, астры, флоксы, гвоздики, сирень, жасмин. Лекарственные растения: ромашка, шиповник, малина, календула. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и протирать листья растений. Растительный мир разных районов Земли: климат холодный, умеренный, жаркий. Растения нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области (края): охрана растений, заповедники. Практические работы - Зарисовка деревьев, кустарников, трав. - Выделение составных частей растений. - Изготовление гербариев. -Сезонные наблюдения за растениями. -Зарисовка растений в разные времена года. - Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания. - Уход за комнатными растениями. - Составление букетов из сухоцветов. - Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования. Экскурсии. Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород. Межпредметные связи. Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, ручной труд, изобразительная деятельность. Раздел 2. Животный мир Земли Разнообразие животного мира, различие животных по размеру, месту обитания, способом передвижения, питания. Среда обитания животных. Животные суши, водоёмов и воздуха. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые: части тела насекомого, роль насекомого в природе. Бабочки, стрекозы, жуки: строение тела, питание, какую пользу и вред приносят. Кузнечики, муравьи, пчелы: общественные насекомые, жизни и обитание в муравейнике. Рыбы: строение тела рыбы, как человек использует рыбу, чем отличаются морские рыбы от речных. Морские и речные рыбы: среда обитания, как появляются на свет в реке, а живут в море, хищные рыбы, охрана рыб. Земноводные: лягушки, жабы: среда обитания, охота лягушек на насекомых, чем жаба отличается от лягушки, почему лягушек и жаб называют земноводными. Пресмыкающиеся змеи, ящерицы, крокодилы: среда обитания, строение тела, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных. Птицы: среда обитания, строение тела, чем питаются, каких птиц называют перелетными, какую пользу приносят. Ласточки, скворцы, снегири, орлы: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Лебеди, журавли, чайки: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Птицы своего края: какие птицы живут в вашей местности, где живут, строят гнезда. Охрана птиц. Млекопитающие: среда обитания, внешний вид, питание. Млекопитающие суши: среда обитания, образ жизни животных. Млекопитающие морей и океанов: среда обитания, образ жизни животных. Домашние животные в городе и в деревне: каких животных называют домашние, животноводство. Сельскохозяйственные животные: лошади. Сельскохозяйственные животные: коровы. Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи. Внешний вид, чем питаются летом и зимой, содержание, польза человеку. Домашние птицы: куры, утки, индюки. В чем сходство по внешнему виду курицы и утки, чем отличаются, чем питаются, какую пользу приносят. Уход за животными в живом уголке или дома: как ухаживать и содержать животных. Аквариумные рыбки: чем декоративные рыбки отличаются от остальных рыб, уход. Канарейки, попугаи: внешний вид, уход. Морские свинки, хомяки, черепахи: образ жизни, ход. Домашние кошки: породы кошек, уход. Собаки: породы собак, уход. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Особенности образа жизни, питания животных. Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Животные вашей местности. Красная книга области (края). Практические работы. -Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. - Упражнения в классификации животных (таблицы, игры). - Изготовление кормушек, скворечников. - Сезонные наблюдения за животными. - Составление правил ухода за домашними животными. - Составление рассказов о домашних животных. Экскурсии. Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую ферму или звероферму. Межпредметные связи. Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная деятельность, географии. Раздел 3. Человек Как устроен наш организм, строение человека, внутренние органы. Как работает наш организм, какие имеются органы и системы органов. Здоровый образ жизни человека, правила здорового образа жизни. Осанка, соблюдение правил осанки. Органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание: белки, жиры, углеводы, витамины, режим питания. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи: при царапинах, ушибах, ожогах. Профилактика простудных заболеваний: закаливание, переохлаждение, признаки простуды. Специализации врачей: врач – педиатр, терапевт, окулист, стоматолог, медицинская сестра. Медицинские учреждения вашего города: поликлиника, больница, диспансер. Телефон экстренной помощи: куда позвонить и вызвать врача, как объяснить, что беспокоит. Обобщающий урок. Неживая природа. Как называется планета, на которой мы живем? Что такое природа, какая бывает природа? Как солнце влияет на жизнь на Земле? Как называются оболочки Земли? Какой газ нужен людям и животным для дыхания? Что такое почва? Для чего нужны полезные ископаемые? Что такое глобус? В каких состояниях встречается вода в природе? Свойства воды. Какие водоемы называют искусственными, а какие – естественными? Какие меры принимает человек для охраны воды? Что относится к неживой природе? Как растения, животные и человек связаны с неживой природой. Обобщающий урок. Живая природа Что относится к живой природе? Где в природе встречаются растения? Растения, которые помогают бороться с болезнями. В какие группы можно объединить деревья? Растения сада и огорода. Какие растения занесены в Красную книгу? Где обитают животные? На какие группы делятся все животные? Какую роль играют насекомые в природе? Каких рыб называют морскими, а каких – пресноводными? Чем рыбы отличаются от других животных? Чем отличаются птицы от других животных? Почему животных называют млекопитающими? Каких животных называют дикими, а каких – домашними? Почему некоторых животных занесли в Красную книгу? Как устроен организм человека? Из каких частей состоит наше тело? Главные правила здорового образа жизни. Что нужно делать если человек заболел? Экскурсия в медицинский кабинет школы. Практические работы. - Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека. - Составление схем, зарисовка по контору частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске. - С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов. - Физические упражнения направленные на поддержание правильной осанки. - Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены. - Составление распорядка дня. - Упражнение в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран – порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела. - Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). Экскурсии. Экскурсия в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку. Межпредметные связи. Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная деятельность. Тематический план предмета «Природоведение» для 6 класса № п/п Наименование разделов и тем 1 2 3 4 5 Итого Введение Растительный мир Земли Животный мир Земли Человек Обобщающий урок Кол-во часов 1 13 34 15 4 65 Календарно-тематическое планирование № п/п Разделы и темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся Материально-техническое обеспечение Предметные результаты (по уровням) Минимальный Достаточный Повторение основных сведений из курса природоведения о живой природе (растения, животные, человек). В ходе беседы с учителем выявление признаков живого и взаимосвязи живой природы с неживой. Работа в парах с раздаточным материалом. Самооценка. Рефлексия. Слайды с картинками живой и неживой природы. Набор картинок с разными представителями живой природы для каждой пары учеников Узнавание объектов живой природы на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов живой природы. Выделение общих признаков объектов живой природы Доказательство того, что объект принадлежит к живой природе. Установление взаимосвязей между живой и неживой природой. Объяснение понятия биосфера Анализ наблюдений за разными представителями растительного мира, выявление их существенных признаков. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Выявление взаимосвязи между названиями группы растений и их применением: дикорастущие и культурные (овощные культуры, декоративные). Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками растений разных природных зон и групп растений по назначению. Учебник Узнавание и называние растений на иллюстрациях, фотографиях. Представление о назначении растений и их роли в окружающем мире. Отнесение растений к определённым группам Представления о взаимосвязи между разными растениями и их месте в окружающем мире В ходе беседы с учителем, используя Слайды Отнесение Называние 1 четверть (14 ч.) Введение (1 ч.) 1 Живая природа: растения, животные, человек 1ч 04.09 Растительный мир Земли (13ч.) 2 Разнообразие 1ч растительного мира на нашей планете 07.09 Среда обитания растений Строение растений 3 Дикорастущие и 1ч с картинками и растений к Рассказ о растениях определённых сред обитания, нахождение у Узнавание частей растения на комнатных растениях и в природе. Представления о взаимосвязях частей растений, выделение существенных признаков частей растений них общего растений культурные растения: деревья, кустарники, травы 11.09 картинки растений разделение их на 3 группы (деревья, кустарники, травы). Работа с текстом учебника – выявление существенных признаков каждой группы растений. Работа со словарём. Работа в парах с раздаточным материалом распределение картинок растений на 3 группы. Самооценка. Рефлексия Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением деревьев. Выявление лиственных деревьев, их отличительных особенностей. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных лиственных деревьях. Работа со словарём, определение слова – «листопад». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь. Карточки с картинками и фотографиями растений разных групп определённым группам. Называние конкретных деревьев, кустарников, трав. Адекватная оценка своей работы определённых групп и объяснение своего решения. Рассказ о группах растений. Осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников 4 Лиственные деревья 1ч 14.09 Слайды с картинками и фотографиями лиственных и хвойных деревьев. Учебник со словарём. Слайды с 3 деревьями, 2 из которых – лиственные. Для работы в парах картинки и фотографии культурных и дикорастущих деревьев Узнавание лиственных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лиственных дикорастущих и культурных деревьев (по 2 представителя) 1ч 18.09 Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением хвойных деревьев, их отличие от лиственных. Формирование представления о вечнозелёных растениях, тайге. Работа с текстом учебника – значение хвойных деревьев. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями хвойных и лиственных деревьев, тайги, лиственного и хвойного леса зимой, отдельных сосны, ели, лиственницы Узнавание хвойных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние хвойных деревьев (по 2 представителя 1ч 21.09 Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением Слайды с картинками и фотографиями, среди которых Знать классификацию растений, признаки Знать классификацию растений, знать признаки лиственных растений, отнесение растений к лиственным на основании основных признаков. Называть представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3-4 представителя). Отнесение лиственных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное) Знать признаки хвойных растений, отнесение растений к хвойным на основании основных признаков. Называть представителей хвойных растений (3 представителя). Отнесение хвойных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее) Узнавать и называть дикорастущие кустарники 5 Хвойные деревья 6 Дикорастущие кустарники 7 Культурные кустарники 1ч 25.09 кустарников. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных кустарниках с использованием текста учебника, их значение для природы и человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия кустарники. Учебник. Слайды с фотографиями орешника, дикорастущей малины, боярышник, шиповник Анализ иллюстраций с изображением кустарников. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Выявление культурных кустарников по назначению: декоративные и садовые. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных кустарников. Учебник. Слайды с декоративными и садовыми кустарниками для игры, слайды с фотографиями кустарников, описанных в тексте учебника (стр.23-26) 8 Травы 1ч 28.09 Анализ иллюстраций с изображением растений, нахождение травянистых растений, и их отличия от деревьев и кустарников. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями разных растений, в том числе травянистых. Учебник. Слайды с фотографиями травянистых растений, описанных в учебнике (стр. 27-28) 9 Декоративные растения 1ч Слушание объяснений учителя. Анализ Слайды с картинками и кустарников. Узнавание дикорастущих кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние дикорастущих кустарников (2 представителя) Знать классификацию растений, признаки кустарников. Узнавание культурных кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние культурных кустарников (2-3 представителя), представление о значении культурных кустарников Узнавать и называть дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относить изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации Узнавание декоративных (не менее 3), выделять существенные признаки дикорастущих кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации Узнавать и называть культурные кустарники (не менее 3) , выделять существенные признаки культурных кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации Знать классификацию растений, признаки трав. Узнавание дикорастущих и культурных трав на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение трав к изучаемой группе, называние дикорастущих и культурных трав (подорожник, ромашка, укроп, петрушка) Узнавать и называть 02.10 иллюстраций с изображением растений. Нахождение декоративных растений, выявление причины отнесения их к определенной группе растений. Работа в парах. Работа с учебником. Нахождение описания декоративных растений. Анализ проблемных ситуаций. «Узнай меня» - Самооценка. Рефлексия фотографиями разных растений, в том числе декоративных. Учебник. Слайды с фотографиями декоративных растений, описанных в учебнике (стр. 29-31) 10 Лекарственные растения 1ч 05.10 Слушание объяснения учителя. Работа с учебником (описание внешнего вида, места произрастания, использование лекарственных растений). Выяснение правил сбора лекарственных растений. Работа с тетрадью (задание 5 на стр. 34). Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями лекарственных растений. Учебник. Тетрадь 11 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями 1ч 09.10 Слушание объяснения учителя. Узнавание комнатных растений на фотографии или картинке. Описание внешнего вида живого комнатного растения (из тех, о которых говорится в тексте учебника). Работа с учебником – значение комнатных растений, правила ухода за ними. Работа с тетрадью - запись названий растений из учебника (стр. 36 37). Самооценка. Рефлексия Комнатные растения, Слайды с картинками и фотографиями комнатных растений. Учебник. Тетрадь 12 Растительный 1ч В ходе беседы с учителем, используя Слайды мир с картинками и растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов (23), отнесение растений к изучаемой группе, называние декоративных растений, представление о значении лекарственных растений Узнавание лекарственных растений (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лекарственных растений, представление о значении лекарственных растений Узнавание комнатных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении комнатных растений, отнесение отдельных растений к группе комнатных растений, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя Узнавание герани, декоративные растения (не менее 5), выделять существенные признаки декоративных растений. Узнавать и называть лекарственные растения (не менее 4), относить изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации Узнавать и называть комнатные растения, относить изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществлять деятельность по уходу за комнатными растениями растения, выделять 13 14 15 16 разных районов Земли Растения нашей страны Красная книга России и Камчатского края. 12.10 Растения местности: дикорастущие культурные. 1ч 16.10 Экскурсия (лес, парк) в нашей картинки и фотографии разных природных зон выяснение, что растительный покров зависит от климатических условий. Знакомство с растениями разных зон в ходе работы с учебником. Выявление характерных особенностей растений разных климатов. Игра «Где мой дом?» (по внешнему виду определить в какой зоне произрастает растение). Самооценка. Рефлексия иллюстраций с изображением растений. Нахождение декоративных растений, выявление причины отнесения их к определенной группе растений. Работа в парах. Работа с учебником. Нахождение описания декоративных растений. Анализ проблемных ситуаций. «Узнай меня» - Самооценка. Рефлексия фотографиями растений разных природных зон. Учебник. Слайды с картинками или фотографиями растений разных климатических зон бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных растений нашей местности. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы на экскурсии. Учебник. Тетрадь 1ч 19.10 Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности. Выявление климатической зоны в нашей местности, по растениям, произрастающим вокруг. Работа в тетради (зарисовка дерева или кустарника). Составление отчета по плану. Анализ. Самооценка. Рефлексия. Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных растений нашей местности. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы на экскурсии. Учебник. Тетрадь 2ч 23.10 26.10 В ходе беседы с учителем выявление отличия животных от растений (движение). Работая с учебником (стр. 49) выяснение способов движения животных. Используя текст учебника (С. 54-56) с помощью учителя выявляют, записывают в тетрадь группы животных с примерами. Работа со словарём. Игра «Кто из какой Видеоролики с разными животными в движении. Слайды с картинками и фотографиями животных из разных групп. Учебник. Тетрадь Узнавание и называние различных нашей местности (леса, лесостепи, степи) на иллюстрациях и фотографиях и живой природе, называние изученных объектов называние растений, произрастающих в нашей местности Узнавание и называние различных нашей местности (леса, лесостепи, степи) на иллюстрациях и фотографиях и живой природе, называние изученных объектов называние растений, произрастающих в нашей местности Узнавание животных на иллюстрациях и фотографиях, называние животных и природу Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие существенные признаки комнатных растений, называть сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объяснять свое решение Узнавать и называть изученные растения (по 2-3 растения), выделять существенные признаки растений нашей местности, называть эти растения, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания Узнавать и называть изученные растения (по 2-3 растения), выделять существенные признаки растений нашей местности, называть эти растения, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания Называние представителей животного мира, выделение признаков животных. Отнесение животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, группы?». Самооценка. Рефлексия питание, места обитания, выведение потомства) 2-я четверть (15 ч.) Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов 1ч 09.11 В ходе беседы с учителем выявление разных сред обитания животных. Работа с учебником: знакомство с животными, обитающими в лесу, на лугу, в горах, в воде, в воздухе… Игра «Кто где живёт?». Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями животных разных сред обитания. Учебник 2 Насекомые Бабочки, стрекозы, жуки 1ч 13.11 В ходе беседы с учителем выявление строения насекомых. С помощью учебника (с.57) рисование жука в тетради с указанием частей его тела. В ходе работы с текстом учебника нахождение ответов на вопросы 3.4,5 на с.58. Работа в парах по карточкам «Третий лишний». Самооценка. Рефлексия 3 Кузнечики, пчелы 1ч 16.11 Используя текст учебника (с.63-64) составляют описание кузнечиков, муравьёв, пчёл по плану: Внешний вид, питание, выведение потомства, значение. Работа со словарём (муравейники), знакомство с понятием общественное насекомое.Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблица «Строение жука». Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки для работы в парах. Слайды с картинками и фотографиями бабочек, стрекоз, жуков. Слайды с картинками и фотографиями кузнечиков, муравьёв, пчёл, муравейника, улья, рамки с сотами. Учебник 4 Рыбы Морские и речные рыбы 1ч 20.11 В ходе беседы с строения рыбы особенностей. С (с.66) рисование указанием частей 1 муравьи, учителем выявление и её характерных помощью учебника рыбы в тетради с её тела. Используя Слайды с картинками и фотографиями разных рыб, таблица «Строение рыбы». Учебник Узнавание животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы) Узнавание насекомых на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении насекомых в природе Узнавание кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение к изученной группе животных, представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе Узнавание рыб на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о Узнавание и называние представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называние животных, известных из других источников, объяснение своего решения Узнавание и называние насекомых, выделение существенных признаков насекомых Узнавание и называние насекомых (кузнечики, пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков насекомых, знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе Узнавание и называние рыб, выделение существенных признаков рыб, наличие представлений о учебник, знакомятся с образом жизни рыб, их значением. Самооценка. Рефлексия значении рыб в природе 5 Земноводные. Лягушки, жабы 1ч 23.11 В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями земноводных, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Самостоятельная работа в парах с учебником – составление рассказа о лягушке или жабе по плану. Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями лягушек и жаб. Видеоролики об этих животных. Учебник. План рассказа о представителе земноводных на слайде 6 Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы 1ч 27.11 В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями пресмыкающихся, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Самостоятельная работа в парах с учебником – составление рассказа о змее, ящерице или крокодиле по плану. Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями змей, ящериц, крокодилов. Видеоролики об этих животных. Учебник. План рассказа о представителе пресмыкающихся на слайде В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц, среда их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Работа со словарём. Самостоятельная работа с учебником – записывание в тетрадь понятия и представителей осёдлых и перелётных птиц. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями разных птиц, их гнёзд. Таблица «Строение тела птицы». Видеоролики с насекомоядными, зерноядными птицами, перелёт птиц. Учебник 7 Птицы 1ч 30.11 Узнавание земноводных лягушек и жаб - на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лягушек и жаб к изученной группе животных, представление о значении жаб и лягушек в природе Узнавание пресмыкающихся - змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, представление о значении пресмыкающихся в природе Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, представление о значении птиц в природе взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире Узнавание и называние земноводных, выделение существенных признаков земноводных - жаб и лягушек; наличие представлений о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мир Выделение существенных признаков пресмыкающихся, выделение существенных признаков змей, ящериц, крокодилов; наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире Узнавание и называние птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка), выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, называние птиц из тех, которые были изучены на 8 Ласточки, скворцы, снегири, орлы Лебеди, журавли, чайки 1ч 04.12 Работа в группах: знакомство с ласточками, скворцами, снегирями, орлами (составление рассказа: внешний вид, место обитания, где строит гнездо питание, принадлежность к группе птиц). Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия Слайды, фотографии, видеоролики с орлами, ласточками, скворцами, снегирями. Слайд с планом рассказа. Учебник 9 Птицы Камчатского края. Охрана птиц 1ч 07.12 Беседа с учителем по вопросам 1 – 6 стр. 86 – 67. Составление рассказа об одной из птиц Омской области (зад. 7 стр.87) Знакомство с птицами Красной книги Омской области. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями птиц, занесённых в Красную книгу Омской области. Учебник Узнавание птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных птиц к перелетным или зимующим Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, обитающих в своей местности уроках, или известных из других источников, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные и зимующие) Узнавание и называние птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы), выделение существенных признаков птиц, наличие представлений взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные - зимующие, хищные)о Называние птиц, обитающих в своей местности, выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, отнесение птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные -зимующие, 10 Млекопитающие 1ч 11.12 Повторение понятия млекопитающие их отличительные особенности. Работа в парах- разделение млекопитающих на группы по средам обитания и типам питания, используя учебник. В ходе беседы с учителем выясняют значение млекопитающих в природе и жизни человека. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями млекопитающих в природе и жизни человека. Учебник, тетрадь Узнавание млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих, отнесение млекопитающих к разным группам, представление о значении млекопитающих в природ 11 Млекопитающие суши 1ч 14. 12 В ходе беседы с учителем знакомство с млекопитающими суши разных географических зон Земли. Работа с учебником – знакомство с животными разных зон. Игра «Кто где живёт?» назвать животное и где оно обитает. Слайды с картинками и фотографиями разных млекопитающих разных климатических зон из числа тех, которые в учебнике. Учебник Узнавание млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов водоплавающие), знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе, выполнение доступных возрасту природоохранительных действий Узнавание и называние млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделениесущественных признаков млекопитающих, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, отнесение млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации (обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные) Узнавание и называние (не менее 5) млекопитающих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, Самооценка. Рефлексия 12 Млекопитающие морей и океанов 1ч 18.12 В ходе беседы с учителем знакомство с млекопитающими морей и океанов, особенностями строения их тела, образом жизни. Работа в тетради – выписывание названий морских животных из учебника (с.93 – 94.) Работа в парах игра «Третий лишний» по карточкам. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями морских животных. Учебник. Карточки с 3-мя названиями животных для игры в парах Узнавание млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих морей и океанов 13 Домашние животные в городе и деревне 1ч 21.12 В ходе беседы с учителем разделение млекопитающих на домашних и диких. Работа со словарём. Знакомство с представителями сельскохозяйственных животных, их значение для человека. Работа в парах по вопросам и заданиям стр. 98. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями домашних и диких животных. Учебник Узнавание домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние домашних животных, отнесение домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие) , представление о значении домашних наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников. Узнавание и называние млекопитающих морей и океанов (киты, тюлени, дельфины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими морей и океанов (внешний вид, образ жизни) и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих морей и океанов из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, объяснение своего выбора Узнавание и называние домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков домашних животных, называние домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объяснение животных Узнавание лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лошадей к домашним животным, представление о значении лошадей 14 Сельскохозяйственные животные: лошади 1ч 25.12 В ходе беседы с учителем знакомство внешним видом, особенностями жизни и значением лошади. Работа со словарём. Составление плана рассказа о лошади с использованием учебника. Выполнение задания 9 на стр. 100. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями лошадей разной породы. Видеоролики «Значение лошади для человека». Учебник 15 Сельскохозяйственные животные: коровы 1ч 28.12 В ходе беседы с учителем знакомство с животным корова, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа о корове по вопросам 1-7 на стр. 103. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями коров и телят разной породы. Видеоролики «Значение коровы для человека». Учебник Узнавание коров на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение коров к домашним животным, представление о значении коров 1ч 11.01 В ходе беседы с учителем знакомство с животными свинья, коза, овца, внешним видом, особенностями жизни и значением Слайды с картинками и фотографиями свиней, овец и коз разной породы. Учебник Узнавание и называние коз, овец, баранов на иллюстрациях и своего выбора Узнавание и называние лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков лошадей, отнесение лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция). Формирование готовности к самостоятельной жизни Узнавание и называние коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков коров, отнесение коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для классификации (млекопитающие, домашние, сельскохозяйственные животные) 3-я четверть (19 ч.) 1 Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы Узнавание и называние коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных для человека. Выписывание из учебника в тетрадь что дают эти человеку животные. Работа в парах – подготовка ответов на вопросы 1 – 5 на стр. 105. Самооценка. Рефлексия фотографиях, отнесение коз, овец, баранов к домашним животным, представление о значении коз, овец, баранов Узнавание кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение кур, уток, индюков к домашним птицам, представление о значении кур, уток, индюков 2 Домашние птицы: куры, утки, индюки 1ч 15.01 В ходе беседы с учителем знакомство с понятием домашняя птица. Смысловое чтение параграфа учебника по разделам «Домашние птицы: куры, утки, индюки». Работа в парах по вопросам и заданиям 17 стр.108. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями домашних птиц: кур, уток, индюков разно породы. Учебник 3 4 Уход за животными в живом уголке или дома 2ч 18.01 22.01 В ходе беседы с учителем знакомство с понятием живой уголок. Работа со словарём. Самостоятельная работа с учебником – требования к помещению для живого уголка, уход за животными. Беседа по вопросам стр. 111. Самооценка. Рефлексия Видеоролик «Живой уголок». Учебник. Тетрадь Узнавание животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за «живым уголком» под руководством учителя, представление о значении «живого уголка» 5 Аквариумные рыбки 1ч 25.01 В ходе беседы с учителем знакомство с понятием аквариум, видами аквариумных рыбок, их особенностями, условиями содержания, значением. Работа с учебником - выписать в тетрадь название Видеоролик «Жизнь аквариума». Учебник. Тетрадь. Слайды с картинками и фотографиями аквариумных рыбок Узнавание аквариумных рыбки на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных Узнавание и называние домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных, отнесение домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие) Узнавание и называние животных «живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, отнесение животных «живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся), знание о правилах по уходу за «живым уголком», выполнение доступных возрасту действий по уходу Узнавание и называние аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на рыбок, которые можно разводить в аквариуме. Рисование аквариумных рыбок. Самооценка. Рефлексия 6 Попугаи, канарейки 1ч 29.01 правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя В ходе беседы с учителем знакомство с, видами попугаев, канареек их особенностями, условиями содержания, значением. Работа с учебником выписать в тетрадь название рыбок, которые можно разводить в аквариуме. Рисование аквариумных рыбок. Самооценка. Рефлексия Видеоролик «Жизнь попугаев, канареек». Учебник. Тетрадь. Слайды с картинками и фотографиями аквариумных рыбок 7 Морские свинки, хомяки, черепахи 1ч 01.02 Смысловое чтение параграфа учебника «Морские свинки, хомяки, черепахи». Работа в парах по вопросам и заданиям 16 стр.117-118. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями морской свинки, хомяка и черепахи. Видеоролик «Уход и кормление домашних грызунов». Учебник 8 Домашние кошки 1ч 05.02 В ходе беседы с учителем знакомство с породами длинношерстных и короткошёрстных кошек. Работа с учебником: как ухаживать за кошкой. Самостоятельная работа – составление рассказа «Моя кошка и я». Озвучивание рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями разных пород длинношерстных и короткошёрстных кошек. Учебник Узнавание попугаев, канареек на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя Узнавание морских свинок, хомячков, черепах на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомячками, черепахами под руководством учителя Выделение существенных признаков кошек, отнесение кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные) знание правил ухода за кошками и их картинах, выделение существенных признаков аквариумных рыбок.Знание правил ухода и содержания аквариумных рыбок. Узнавание и называние прпугаев, канареек в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков аквариумных рыбок.Знание правил ухода и содержания аквариумных рыбок. Узнавание и называние животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков морских свинок, хомячков, черепах, знание правил ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками иих содержания Узнавание кошек на иллюстрациях и фотографиях, отнесение кошек к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, представление о значении 9 Собаки 1ч 08.02 В ходе беседы с учителем знакомство с породами собак.. Работа с учебником: как ухаживать за собакой. Самостоятельная работа – составление рассказа «Моя собака и я». Озвучивание рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями разных пород собак. Учебник 10 Животные холодных районов Земли 1ч 19.02 В ходе беседы с учителем знакомство с животными холодных районов Земли, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником (зад. 5 стр. 124). Игра «Узнай меня!». Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями животных холодных районов Земли. Учебник 11 Животные пояса 1ч 22.02 В ходе беседы с учителем знакомство с животными умеренного пояса, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником: записать в тетрадь травоядных и хищных Слайды с картинками и фотографиями животных умеренного пояса. Видеоролики с этими животными. Учебник умеренного содержания Выделение существенных признаков собак, отнесение собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные) знание правил ухода за собаками и их содержания Узнавание животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы Узнавание животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, кошек Узнавание собак на иллюстрациях и фотографиях, отнесение собак к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за собаками под руководством учителя, представление о значении собак Узнавание и называние животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных холодных районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов Узнавание и называние животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на животных умеренного пояса. Игра «Узнай меня!». Самооценка. Рефлексия 12 Животные районов Земли 13 14 Животный страны мир отнесение животных умеренных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы жарких 1ч 26.02 В ходе беседы с учителем знакомство с животными жарких районов Земли, их особенностями, образом жизни и др. Работа в парах: составить план рассказа о животных на выбор (лев, слон, жираф). Взаимооценка рассказов по плану. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями животных жарких районов Земли. Учебник Узнавание животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных жарких районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы нашей 2ч 29.02 04.03 Самостоятельная работа с текстом учебника по вопросам на стр. 135. Составление рассказа об одном из животных (зад. 5 на стр. 135).Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями животных разных районов России. Учебник Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, картинах, выделение существенных признаков животных умеренного пояса Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы. Травоядные. Хищники. Узнавание и называние животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных жарких районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных - травоядные, хищники Узнавать и называть животных разных районов нашей страны (по 2-3 животных), выделять существенные признаки животных разных районов России, называть называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) 15 Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России 1ч 07.03 В ходе беседы с учителем выяснение того, для чего нужно охранять животных. Работа со словарём. Знакомство с Красной книгой России. Самостоятельная работа по вопросам стр. 138. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями редких и исчезающих животных из Красной книги России. Учебник 16 Животные Камчатки. Красная книга Камчатки. 1ч 11.03 В ходе экскурсии и беседы с учителем выявление значения животных для природы и человека, необходимости охранять животных. Знакомство с животными из Красной книги Омской области. Повторение техники безопасности во время экскурсий в природу. Работа в парах: выполнение задания на экскурсии. Самооценка. Рефлексия Видеоролики о значении животных. Слайды с картинками и фотографиями «краснокнижных» животных. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы в парах на экскурсии. Учебник 17 Экскурсия в природу 1ч 14.03 В ходе экскурсии и беседы с учителем выявление значения животных для природы и человека, необходимости охранять животных. Знакомство с животными из Красной книги Омской области. Повторение техники безопасности во время экскурсий в Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы в парах на экскурсии. Учебник Узнавание животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении Красной книги Узнавание животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях и в живой природе, называние изученных объектов, отнесение животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие, насекомые) Узнавание животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях и в живой природе, называние изученных объектов, отнесение животных животных, обитающих в России, известных из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, отнесение животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные) Узнавать и называть животных, включенных в Красную книгу России, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе Называть животных, обитающих в своей местности, отнесение животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные) Называть животных, обитающих в своей местности, отнесение животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, природу. Работа в парах: выполнение задания на экскурсии. Самооценка. Рефлексия 18 Повторение по теме «Животный мир Земли» 1ч 18.03 Работа с учебником, анализ иллюстраций с животными разных групп и мест их обитания. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 184186). Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями животных разных групп, тестовые задания (с выбором правильного ответа), учебник 19 Итоговый контроль по теме «Животный мир Земли» 1ч 21.03 Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия Слайды с картинками и фотографиями животных разных групп, тестовые задания (с выбором правильного ответа), учебник своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие, насекомые) Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) рыбы; хищные, травоядные) Узнавать и называть животных разных районов нашей страны (по 2-3 животных), выделять существенные признаки животных разных районов России, называть животных, обитающих в России, известных из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, отнесение животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные Узнавать и называть животных разных районов нашей страны (по 2-3 животных), выделять существенные признаки животных разных районов России, называть животных, обитающих в России, известных из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, отнесение животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные 4-я четверть (17 ч.) 1 Человек. Как устроен организм наш 1ч 01.04 В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как устроен организм человека. Работа с учебником – знакомство с частями тела и внутренними органами человека (рисунок 224). Самооценка. Рефлексия Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Учебник В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как работает организм человека и взаимодействуют между собой все органы. Работа с учебником (рисунок 225) – знакомство с тем, как работают наши органы. Самооценка. Рефлексия В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения здорового образа жизни. Работа с учебником (страница 149) – знакомство с тем, что вести здоровый образ жизни это выполнение правил сохранения и укрепления здоровья. Самооценка. Рефлексия В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильной осанки. Самостоятельная работа с учебником (стр. 153) – знакомство с правилами королевской осанки.Самооценка. Рефлексия Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Видеоролик о работе одной из систем органов человека. Учебник Видеоролик о правилах здорового образа жизни, о том как необходимо заботиться о чистоте своего тела и жилища. Слайды с картинками о вредных привычках, которые разрушают здоровье. Учебник Муляж скелета человека, таблица " Осанка человека", слайды "Правила королевской осанки". Тетрадь, учебник 2 Как работает организм наш 1ч 04.04 3 Здоровый образ жизни человека 1ч 08.04 4 Осанка 1ч 11.04 Узнавание частей тела на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, узнавание и называние органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях и схемах тела человека Представление об организме, системах органов и их значении в организме Называние частей тела и органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Узнавание правильной осанки на иллюстрациях и фотографиях. Знание и соблюдение правил здорового жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных Представление о влиянии осанки на здоровье человека, Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Наличие представлений о взаимосвязях между органами организма человека, знание названий систем органов 5 Органы чувств 1ч 15.04 В ходе беседы с учителем знакомство с органами чувств человека и их функциями. Самостоятельная работа с учебником: выписать в тетрадь названия органов чувств. Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и таблицы органов чувств. Муляжи уха и глаза человека. Учебник 6 Правила гигиены и охрана органов чувств 1ч 18.04 В ходе беседы с учителем знакомство с правилами гигиены и охраны органов чувств человека. Работа с учебником. Изготовление книжки- малышки о правилах гигиены органов чувств. Взаимооценивание. Рефлексия Видеоролик о правилах гигиены и охраны органов чувств. Ножницы. клейкарандаш, распечатка правил гигиены. Учебник 7 Здоровое питание 1ч 22.04 В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильного питания для сохранения здоровья. Работа с учебником( рис.233, рис.234). Работа в паре: разгадывание кроссворда "Здоровое питание". Взаимопроверка, взаимооценка. Рефлексия Слайды с картинками продуктов, которые содержат витамины. Видеоролик о правильном питании. Тетрадь, учебник 8 Дыхание. Органы дыхания 1ч 25.04 В ходе беседы с учителем знакомство с органами дыхания человека. Муляж слайды с торса человека, картинками о заданий (под контролем взрослого) Узнавание органов чувств (глаз, ушей, носа, языка) на иллюстрациях и схемах, называние изученных органов, представление о значении органов чувств Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека Узнавание и называние органов дыхания (нос, Узнавать и называть изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывать их на рисунках, схемах, макетах. Отнесение зрения, слуха, осязания, вкуса к органам чувств, представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Узнавать и называть продукты животного и растительного происхождения, выделять их признаки, относить продукты к соответствую щим группам. Знание и соблюдение правил здорового образа питания, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Узнавать и называть изученные органы (нос, Правила гигиены Самостоятельная работа с учебником в парах по рисунку 235 стр.163; стр.165(правила гигиены дыхания). Взаимооценивание. Рефлексия правилах гигиены дыхания. Видеоролик о дыхательной системы. Учебник легкие) на иллюстрациях и схемах, представление о значении органов чувств. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил личной гигиены. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполнение несложных заданий по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого) Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, правил личной гигиены, понимание их значения в жизни человека, выполнение несложных заданий по оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого) 9 Оказание первой медицинской помощи 1ч 02.05 В ходе беседы с учителем знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи при порезах, царапинах, ушибах, ожогах и обморожениях. Самостоятельная работа в парах с учебником по вопросам 1-6 стр.168. Игра «Доктор». Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками и видеоролик оказания первой медицинской помощи. Аптечка первой помощи. Тетрадь и учебник 10 Профилактика простудных заболеваний 1ч 06.05 В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения профилактики простудных заболеваний. А также повышения иммунитета. Самостоятельная работа с учебником (страница 171) – знакомство с тем, как повысить иммунитет. Самооценка. Рефлексия Видеоролик о профилактике простудных заболеваний. Слайды с картинками, демонстрирующими как можно повысить иммунитет. Учебник легкие), показывать их на рисунках, схемах, макетах. Отнесение носа, легких к органам дыхания, представление о взаимосвязи органов в организме и их значении. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Знание и соблюдение правил безопасного поведения. Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи Знание и соблюдение правил поведения при простудных заболеваниях, знание и соблюдение правил профилактики простудных заболеваний, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи 11 Специализация врачей 1ч 13.05 12 Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи. Экскурсия в медицинский кабинет 1ч 16.05 13 Повторение и итоговый контроль по теме «Человек» 1ч 20.05 Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 186 – 187)Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия. 14 Обобщающий Неживая природа 1ч 23.05 Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр.179 – 182) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия. урок. В ходе беседы с учителем знакомство с врачами разных специальностей которые ведут приемы в поликлиниках. Самостоятельная работа с учебником выписать в тетрадь специальности врачей, которые работают в поликлиниках (стр.172-173). Взаимопроверка и самооценка. Рефлексия В ходе беседы с учителем знакомство с медицинскими учреждениям г.Омска(своей местности). Повторение техники безопасности во время экскурсий в природу. Выполнение задания на экскурсии. Самостоятельная работа в паре по учебнику (стр.177, вопросы 19).Самооценка. Рефлексия Слайды с картинками, на которых изображены врачи различных специальностей. Тетрадь, учебник Узнавание врачей на иллюстрациях, фотографиях, называние специализации врачей Называть специализацию врачей (педиатр, терапевт, Лор, окулист), соотносить заболевания внутренних органов и специализацию врача Слайды с картинками, на которых изображены медицинские учреждения Омска. Видеоролик с экскурсией по медицинским учреждениям города Омска. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для экскурсии. Тетрадь, учебник Слайды с картинками и фотографиями по теме «Человек». Тестовые задания (с выбором правильного ответа) Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Называние объектов, относящихся к организму человека, знание правил соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях, отнесение изученных объектов неживой природы, (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды и воздуха Узнавание и называние изученных объектов относящихся к организму человека), Знание и соблюдение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Слайды с картинками и фотографиями по курсу «Неживая природа». Тестовые задания (с выбором правильного ответа) Узнавание и называние изученных объектов неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, отнесение объектов неживой природы к разным группам выделение существенных признаков объектов неживой природы Представление о взаимосвязях между представление о значении неживой природы в жизни человека 15 Обобщающий Живая природа урок. 1ч 27.05 Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 183 – 186) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия. Слайды с картинками и фотографиями по курсу «Живая природа». Тестовые задания (с выбором правильного ответа) Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях, отнесение изученных объектов к определенным группам растения, животные, организм человека), называние объектов, относящихся к растениям, животным, организму человека, знание элементарных правил безопасного поведения в природе, знание правил соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни; представление о значении живой природы неживой и живой природой. Отнесение предметов неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы; Знание и соблюдение правилбезопасного поведения в природе Узнавание и называние изученных объектов живой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, отнесение объектов живой природы к разным группам (растения (деревья, кустарники, травы; хвойные, лиственные; декоративные); животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие); организм человека), выделение существенных признаков разных групп растений и животных. Представление о взаимосвязях между неживой и живой природой. Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и действий по соблюдению санитарно гигиенических норм.