6 класс

Пояснительная записка
1. Нормативно-правовая
база:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ

Минпросвещения

России

от

24.11.2022

N

1026

"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию» в действующей редакции;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2022г.;
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1);
Учебный план ЕШИ для детей с ОВЗ на 2023-2024 учебный год.
2.

Роль и место
дисциплины.

3. Адресат.
4. Цели и задачи.

Обучение по чтению для школьников с ОВЗ носит коррекционную и практическую направленность
обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются
межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету.
Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и
общности многих явлений и понятий.
Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на
разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый.
Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным
интеллектуальным развитием
Адаптированная программа для учащихся 6 класса .

Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи учащихся и их мышления
через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ:


Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;



Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания

художественного и научно-познавательного текстов;


Развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и

научно-познавательных текстов;


Развитие положительных качеств и свойств личности.



нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений

художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного
поведения человека в обществе).


Коррекционно-развивающие задачи:



Систематизировать, расширять и углублять представления об окружающей действительности;



Корригировать недостатки аналитико-синтетической деятельности, в том числе словесно-логического
мышления.



Обогащать индивидуальную языковую систему



Формировать, корригировать и развивать навыки речевого общения учащихся на материале

прочитанных и проанализированных литературных произведений.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного
процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
5. Специфика программы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения чтения, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе

технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения,
основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности,
беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все
учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого
художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.
Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая
вариативность.
Школьники с ограниченными возможностями трудно воспринимают биографические данные писателей,
тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они
часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях
учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения,
используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся
отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценить их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
6. Основные
содержательные линии
курса.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание,
легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI

вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки.
Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда,
ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказыописания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:


литературное

произведение, фольклор,

литературные

жанры (сказка, былина, сказ,

басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.


присказка, зачин, диалог, произведение.



герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.



стихотворение, рифма, строка, строфа.



средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).



элементы

книги:

переплёт,

обложка,

форзац,

титульный

лист,

оглавление, предисловие,

послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми
словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста.

Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление
авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их
озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его
части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет
о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью
учителя).
7. Структура программы.

В учебнике представлено 13 разделов, посвященных: сезонным изменениям в природе, великим
историческим событиям, отношению людей к животным; школе, школьникам и отношению к учению.
1 раз в месяц -внеклассное чтение.
Раздел 1.»Давайте читать»
Раздел 2 .» Школьная страна»
Раздел 3 «Круглый год.Осень»
Раздел 4 «Истоки мудрости»
Раздел 5 «Наша Родина»
Раздел 6 «Круглый год. Зима»
Раздел 7. «Среди людей»
Раздел 8 «О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии»
Раздел 9. «Защитники Отечества»
Раздел 10 «Люби все живое»
Раздел 11. «Круглый год.Весна»
Раздел 12. «Никто не забыт, ничто не забыто….»

Раздел 13 « Круглый год.Лето»
Внеклассное чтение.
8. Основные требования к
умениям учащихся.

Личностные результаты
1.

Положительно относиться к учебному труду

2.

Понимать своего социального окружения,

своего места в нём, принятие соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей.
3.

Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм

4.

Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний всоциальных ситуациях.

5.

Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.

6.

Узнавать, называть

и

определять

объекты и

явления

окружающей

действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.
Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с

7.

учетом предложенных критериев.
9. Формы организации
учебного процесса.
10. Проверка и оценка
знаний и умений учащихся.
11. Объем и сроки
изучения.
12. Материально –
техническая база.

Уроки классного и внеклассного чтения
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает проверку навыка чтения и пересказа.

На изучение чтения в 6 классе отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов.









Средства мультимедиа.
Обучающие таблицы по предмету.
Индивидуальные таблицы для учащихся.
Индивидуальный тестовый материал по предмету.
Индивидуальные карточки с заданиями.
Дидактический материал «Словарные слова».
Сборник текстов контрольных работ по русскому языку для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы

VIII вида
13. Учебно- методическое
обеспечение
образовательного процесса.
14.Ожидаемые результаты
обучения в шестом классе:

Для учителя:
С.Ю. Ильина, Т.М.Головкина , Чтение 6 класс, Москва «Просвещение»,2023год
К концу обучения обучающиеся должны:
Минимальный уровень
-правильное, осознанное, выразительное чтение
доступные по содержанию тексты;

Достаточный уровень
6 класс
-осознанное, правильное, правильное, выразительное
чтение вслух;

-чтение «про себя» проанализированные раннее тексты;
-определение темы произведения по наводящим
вопросам
-ответы на вопросы учителя (после предварительного

-читать «про себя» легкие по содержанию тексты
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами
автора доступных по содержанию текстов.

анализа);
-пересказ близко к тексту отдельных частей

-выделение главной мысли произведения после

произведения, доступных учащимся по изображенным

предварительного анализа; характеризовать главных

событиям;

действующих лиц, давать оценку их поступкам;

-установление последовательности событий в
произведении (по плану)
-определение героев текста
-выражение своего отношения к поступкам героев в
доступной учащимся форме;
-выделять в тексте незнакомые слова (с помощью
учителя);
-учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом

-делить текст на части или озаглавливать данные части
под руководством учителя, в простейших случаях самостоятельно;

особенностей учеников);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя
доступные задания по прочитанному
тексту.

Приложение к адаптированной рабочей программе по чтению 6 «А»класс
(Утверждено Приказом №62/7-од от 30.08.2023г)

№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата по
плану

Давайте читать! (11ч)
1

Вводный урок. Знакомство с рубриками учебника.

1

01.09

2

Мой друг. Н.Найденова

1

05.09

1
1
1
1
1
1
1
1
1

06.09
07.09
08.09
12.09
13.09
14.09
15.09
19.09
20.09

1

21.09

1

22.09

1
1
1
1
1
1

26.09
27.09
28.09
29.09
03.10
04.10

1
1
1

05.10
06.10
10.10

3 Это интересно.Биографические сведения о М.Горьком
4 В людях. По М.Горькому (в сокращении)
5 Люся и дедушка Крылов. С.Черный. (в сокращении)
6 Где учительница? Э.Фонякова (отрывок)
7 Робинзон Крузо" Из книги "Хлеб той зимы" Э.Фонякова (в сокращении)
8 Проверка техники чтения.Работа с текстом.
9 Товарищам детям. Б.Заходер
10 Читай самостоятельно! Д.Дефо "Робинзон Крузо"(отдельные главы)
11 Проверь себя!
1. Школьная страна (8 ч)
Звоните,вам споют! М.Дружинина
12
13 Звоните,вам споют! М.Дружинина
14 Сочинение на свободную тему. Н.Волкова
15 Отметки Риммы Лебедевой. Л.Кассиль
16 Звонки. А.Барто
17 Читай самостоятельно!
18 Внеклассное чтение. Работа с читательским дневником. С.Михалков "Фома"
19 Проверь себя!

20

Круглый год. Осень (9ч)
Это интересно
21 Жали мы,жали (Обрядовая осенняя песня)
22 Лягушка-путешественница (в сокращении) В.Гаршин

Дата по
факту

23 "Есть в осени первоначальной" Ф.Тютчев
24 Осень (Из сказки -рассказа " Синичкин календарь" В.Бианки
25 "Нивы сжаты,рощи голы…" С.Есенин

1
1
1

11.10
12.10
13.10

26 Читай самостоятельно! В.Голявкин "Сплошные чудеса"

1

17.10

1
1

18.10
19.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.10
24.10
25.10
26.10
27.10

27 И грустно и радостно. Н.Сладков
28 Проверь себя!
Истоки мудрости (13ч)
Жадная старуха.(Русская народная сказка в обработке А.Астафьева)
29
30- Жадная старуха.(Русская народная сказка в обработке А.Астафьева)
31 "Как мужик со спесивым паном пообедал"(украинская народная сказка)
32 "Кот и лиса" (Русская народная сказка в пересказе А.Толстого)
33 "Кот и лиса" (Русская народная сказка в пересказе А.Толстого)
34 "Ворон и лисица", "Стрекоза и муравей" И.Крылов
35 "Сказки Пушкина" К.Паустовский
36 "Сказка о рыбаке и рыбке"А.Пушкин
37 "Сказка о рыбаке и рыбке"А.Пушкин
38 Внеклассное чтение. Работа с читательским дневником. В.Голявкин "Сплошные чудеса"
39 К.Бальмонт " У чудищ"
40 Читай самостоятельно! Б.Заходер "Перемена"
41 Проверь себя!
Наша Родина (9ч)
"Как пойду я на быструю речку…."( русская народная сказка)
42
43 Ю.Яковлев "Мама" ( из книги "Моя Родина")
44 М.Матусовский " С чего начинается Родина"
45 К.Паустовский "Собрание чудес" ( в сокращении)
46 Е.Пермяк " Сказка о большом колоколе"
47 П.Синявский" Рисунок"
48 Подготовка работ к выставке "Красота нашего края"
49 Читай самостоятельно! Л.Кассиль "У классной доски"
50 Проверь себя!

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Круглый год. Зима(9ч)
51 "Пришла коляда…"(колядка)
52 С.Чёрный "Серебряная ёлка"
53 А.Фет " Мама! Глянь-ка из окошка…."
54 А.Барков "Почему ель зимы не боится?"
55 А.Пушкин "Опрятней модного паркета"
56 В.Бианки "Снежная книга"
57 С.Есенин "Пороша"
58 Читай самостоятельно! Г.Снегирёв "Бабочки на снегу"
59 Проверь себя!
Среди людей (12ч)
60 Это интересно! ( Д.Мамин-Сибиряк, А.Линдгрен)
61 А.Алексин " Самый счастливый день"
62 А.Плещеев "Внучка"
63 В.Осеева "Бабка" (в сокращении)
64 В.Осеева "Бабка" (в сокращении)
65 В.Осеева "Бабка" (в сокращении)
66 В.Осеева "Бабка" (в сокращении)
67 А.Барков "Когда распускаются подснежники"
68 А.Барков "Когда распускаются подснежники"
69 В.Сухомлинский "Скажи человеку "здравствуйте"
70 Читай самостоятельно! На выбор из списка внеклассного чтения.
71 Проверь себя!
72 "Как относиться к своей работе" (притча)
73 Е.Пермяк " Маркел-Самодел и его дети"
74 "Гвоздь из родного дома"(шведская народная сказка в обработке А.Петрова)
75 М.Зощенко "Кто ваши родители?"
76 "Айога"(нанайская народная сказка)
77 Читай самостоятельно! "неведомый рай" (шведская народная сказка)
78 В.Осеева "Злая мать и добрая тетя"

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

79 Проверь себя!

1
Защитники Отечества(9 ч)

80 Это интересно!
81 С.Алексеев " Рассказы о Суворове и русских солдатах" (отрывок)
82 "Первый бой Ильи Муромца" (былина)
83 С.Алексеев " Идут солдаты, ведут разговор"
84 А.Фатьянов "Как становится тихо у переднего края"
85 А.Митяев "Щеглы для флота"
86 М.Исаковский "У самой границы"
87 Читай самостоятельно! А.Барков "Кот в сапогах"
88 Проверь себя!
Люби всё живое(13ч)
Г.Скребицкий "Сиротка"
89
90 К.Паустовский "Заячьи лапы"
91 К.Паустовский "Заячьи лапы"
92 В.Астафьев "Капалуха"(в сокращении)
93 А.Дмитриев "Бездомная кошка"
94 Н.Гарин-Михайловский " Тёма и Жучка"(в сокращении)
95 Н.Гарин-Михайловский " Тёма и Жучка"(в сокращении)
96 Ю.Яковлев "Лебедь Борька"
97 Ю.Яковлев "Лебедь Борька"
98 Ю.Яковлев "Лебедь Борька"
99 В.Сухомлинский "Для чего говорят "спасибо"
100 Читай самостоятельно! По выбору из списка внеклассного чтения
101 Проверь себя!
Круглый год.Весна (8ч)
102 "Масленица зиму замыкает, Весну Красну приглашает!(русская народная песня)
103 "Жаворонки,жавороночки!"(веснянка)
104 Н.Сладков "Воробьишкина весна" (отрывок)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

105 Е.Баратынский "Весна,весна! Как воздух чист!"
106 Э.Шим "Дятел,зайцы и Медведь"
107 Ф.Тютчев "Весенние воды"
108 Читай самостоятельно! Н.Сладков" Барсук и Медведь"
109 Проверь себя!
Никто не забыт,ничто не забыто! (11ч)
Это
интересно!
110
С. Маршак " Мальчик из села Поповки"
111
112 С.Алексеев " Подвиг у Дубосеково"
113 Ю.Коринец "Неизвестный солдат"
114 Б.Лавренёв"Большое сердце"(в сокращении)
115 "Константин Симонов" (статья)
116 К.Симонов "Сын артиллериста"
117 К.Симонов "Сын артиллериста"
118 В.Орлов "Салют"
119 Читай самостоятельно!На выбор из списка внеклассного чтения.
120 Проверь себя!
Круглый год.Лето (9ч)
121 "Ой, Купаленка"(русская народная обрядовая песня)
122 В.Белов "Радуга" отрывок
123 Е.Благинина "Радуга"
124 Г.Скребицкий "Лесное эхо"
125 И.Бунин "На пруде"
126 Н.Сладков "Непослушные малыши"(отрывок)
127 "Сердитые голоса"( из книги "Сорочьи тараторки")
128 Читай самостоятельно!
129 Проверь себя!
Внеклассное чтение (7ч)
М.Горький "Бабушкин скворец", "Случай с Евсейкой"
130
131 Д.Дефо "Робинзон Крузо" (отдельные главы)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

132 А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
133 Е.Пермяк "Сказка-присказка про родной Урал"
134 А.Мусатов " Как хлеб на стол пришел"
135 Г.Х.Андерсен " Дикие лебеди"
136 "Алеша Попович и Тугарин Змей" (былина)

1
1
1
1
1

Материально-техническое обеспечение
1. Чтение. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт.

основные

общеобразоват.

программы

/

С.Ю.Ильина,

Т.М.Головкина — М. : Просвещение, 2023. —351 с.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение»
включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных
картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе
и в цифровой форме;
словари по русскому языку; репродукции картин художников в
соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и
писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
технические средства обучения;
экранно-звуковые

пособия:

аудиозаписи

прочтения

мастерами

художественного слова произведений художественной литературы; слайды,
соответствующие содержанию обучения;
Электронные средства (презентации) по следующим темам:
1
2
3
4
5

История загадки
Русские народные сказки
Басни И. Крылова
Лето в картинах русских художников
Осень в картинах русских художников

6
7
8

Зима в картинах русских художников
Весна в картинах русских художников
Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских
писателей
Медиатека.

1.Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде»
2.Русские народные сказки (мультфильмы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».