Пояснительная записка 1. Нормативно-правовая база: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» в действующей редакции; Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2022г.; Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1); Учебный план ЕШИ для детей с ОВЗ на 2023-2024 учебный год. 2. Роль и место дисциплины. 3. Адресат. 4. Цели и задачи. Обучение по чтению для школьников с ОВЗ носит коррекционную и практическую направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий. Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием Адаптированная программа для учащихся 5 класса . Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. ЗАДАЧИ: Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; Развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; Развитие положительных качеств и свойств личности. нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе). Коррекционно-развивающие задачи: Систематизировать, расширять и углублять представления об окружающей действительности; Корригировать недостатки аналитико-синтетической деятельности, в том числе словесно-логического мышления. Обогащать индивидуальную языковую систему Формировать, корригировать и развивать навыки речевого общения учащихся на материале прочитанных и проанализированных литературных произведений. Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. 5. Специфика программы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков. На уроках чтения в 5 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Школьники с ограниченными возможностями трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценить их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. 6. Основные содержательные линии курса. Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.) Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказыописания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя. присказка, зачин, диалог, произведение. герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа. средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм). элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя). 7. Структура программы. В учебнике представлено 13 разделов, посвященных: сезонным изменениям в природе, великим историческим событиям, отношению людей к животным; школе, школьникам и отношению к учению. 1 раз в месяц -внеклассное чтение. Раздел 1.»Давайте читать» Раздел 2 .» Школьная страна» Раздел 3 «Круглый год.Осень» Раздел 4 «Истоки мудрости» Раздел 5 «Наша Родина» Раздел 6 «Круглый год. Зима» Раздел 7. «Среди людей» Раздел 8 «О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии» Раздел 9. «Защитники Отечества» Раздел 10 «Люби все живое» Раздел 11. «Круглый год.Весна» Раздел 12. «Никто не забыт, ничто не забыто….» Раздел 13 « Круглый год.Лето» Внеклассное чтение. 8. Основные требования к умениям учащихся. Личностные результаты 1. Положительно относиться к учебному труду 2. Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 3. Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм 4. Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний всоциальных ситуациях. 5. Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе. 6. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности. Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с 7. учетом предложенных критериев. 9. Формы организации Уроки классного и внеклассного чтения учебного процесса. 10. Проверка и оценка знаний Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает проверку навыка чтения и пересказа. и умений учащихся. 11. Объем и сроки изучения. На изучение чтения в 5 классе отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов. 12. Материально – Средства мультимедиа. техническая база. Обучающие таблицы по предмету. Индивидуальные таблицы для учащихся. Индивидуальный тестовый материал по предмету. Индивидуальные карточки с заданиями. Дидактический материал «Словарные слова». Сборник текстов контрольных работ по русскому языку для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида 13. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса. 14.Ожидаемые результаты обучения в шестом классе: Для учителя: С.Ю. Ильина, Т.М.Головкина , Чтение 5 класс, Москва «Просвещение»,2023год К концу обучения обучающиеся должны овладеть следующими предметными результатами . Достаточный уровень: — правильное и плавное чтение целым словом в темпе, приближен- ном к темпу устной разговорной речи (сложные по звуко-слоговой структуре и значению слова учащиеся прочитывают по слогам); — чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложения; использование интонации, соответствующей знаку препинания в концепредложения; — самостоятельные ответы на вопросы по фактологическому содержанию текста; — определение основной мысли с помощью учителя; — пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану; — коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с ясно выраженной фабулой с помощью наводящих вопросов учителя; — заучивание наизусть 6—8 стихотворений . Минимальный уровень: — правильное чтение слов текста по слогам; — ответы на вопросы с помощью учителя; — определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она прямо сформулирована в тексте; — пересказ несложного по содержанию и структуре текста с опорой на картинный план и наводящие вопросы учителя; — заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или от- рывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с учётом индивидуальных возможностей учащегося) . В процессе выполнения учащимися заданий по прочитанному тексту проводится оценка следующих личностных результатов . Достаточный уровень: — выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение его; — определение (с помощью учителя) причины поступков героев иэлементарная оценка их; — понимание эмоционального состояния героя произведения и уста-новление причины его переживаний . Минимальный уровень: — элементарная оценка поступков героев произведений («хорошо—плохо») . Приложение к адаптированной рабочей программе по чтению 5 «А» класс (Утверждено Приказом №62/7-од от 30.08.2023г) № 1 Давайте читать 7ч Вводный урок. Знакомство с учебником. 2 Читай самостоятельно. С.Михалков. 3 Ю.Энтин "Слово про слова" Внеклассное чтение 4 Это интересно! 5 Л.Крутько "Замечательные книжки" 6 С.Вербова "Зачем книги нужны" 7 С.Ильин "Две книжки" Школьная страна 8ч Введение. М.Бородицкая "Первое сентября"(в сокращении) 8 9 Я.Аким "Где ты ходишь осень?" 10 Л.Гераскина "В стране невыученных уроков" 11 Л.Гераскина "В стране невыученных уроков" 12 Е.Серова "Отличница" 13 Л.Каминская "Сочинение" 14 Л.Каминская "Сочинение" 15 Проверь себя! Круглый год.Осень 10ч 16 Введение . Приметы . Задание по внекласс- ному чтению 17 Заклички 18 С . Козлов . Лисичка 19 Е . Трутнева . Осень 20 Читай самостоятельно! Н.Сладков Сердитые голоса. 21 Г . Скребицкий . Четыре художника (отрывок) 22 Г . Скребицкий . Четыре художника (отрывок) 23 А . Фет . «Ласточки пропали » 24 Н . Сладков . Швейня (в сокращении) 25 А . Пушкин . «Уж небо осенью дышало Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 Дата по плану 04.09 05.09 06.09 07.09 11.09 12.09 13.09 1 1 1 1 1 1 1 1 14.09 18.09 19.09 20.09 21.09 25.09 26.09 27.09 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.09 02.10 03.10 04.10 05.10 09.10 10.10 11.10 12.10 16.10 Дата по факту Истоки мудрости 9ч 26 Введение.Это интересно! 27 Берёза и три сокола (русская народная сказка) 28 Каша из топора (русская народная сказка) 29 Лисица и тетерев (в пересказе Л.Н.Толстого) Задание по вн.чтению 30 Внеклассное чтение 31 И . Крылов . Лебедь, Щука и Рак 32 К . Ушинский . Два плуга. Читай самостоятельно! К . Ушинский . Ворон и сорока 33 Л . Толстой . Муравей и голубка 34 Проверь себя! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наша Родина 8ч 35 ВведениеЧитай самостоятельно!Г . Ладонщиков . Родная земля 36 Ф . Савинов . Родина (отрывок) 37 С . Романовский . Русь 38 М . Пришвин . Моя родина 39 Никита Кожемяка (русская народная сказка в обработке К . Ушинского) 40 Никита Кожемяка (русская народная сказка в обработке К . Ушинского) 41 Проверь себя! 42 Внеклассное чтение Люби всё живое 9ч 43 46 Введение . Р.Сеф. Кто любит собак 1 1 1 1 1 1 1 1 44 Д . Мразкова . Охота на уток (отрывок из книги «Не плачь, му- хоморчик!») Читай самостоятельно! Н.Сладков 1 1 45 Д . Мразкова . Охота на уток (отрывок из книги «Не плачь, му- хоморчик!») Читай самостоятельно! Н.Сладков 1 Э.Мошковская .Дедушка Дерево. 47 В . Боков . Обидчивый ёж 48 А . Барто . Уехали 49 К . Паустовский . Кот Ворюга (в сокраще- нии) 50 К . Паустовский . Кот Ворюга (в сокраще- нии) 1 1 1 1 1 17.10 18.10 19.10 23.10 24.10 25.10 26.10 51 Проверь себя! 1 Круглый год.Зима 12ч 52 Введение. Народная песня. 53 Я . Аким . Как я напи- сал первое стихотво- рение Внеклассное чтение 54 Я.Аким «Первый снег» 55 Э . Шим . Всем вам крышка 56 А . Пушкин . «Вот се- вер, тучи нагоняяЗадание по внекласс- ному чтению 57 Читай самостоятель- но! 1 1 1 1 1 С . Михалков Белые стихи (отрывок) 58 Внеклассное чтение 59 В . Бианки . Терентий-Тетерев. 60 Читай самостоятельно.В.Берестов. Гололедица 61 А . Гайдар . Чук и Гек (отрывок) 62 А . Гайдар . Чук и Гек (отрывок) 63 Проверь себя! 1 1 1 1 1 В кругу семьи 13ч 64 Введение . В . Сухо- млинский о семье 65 Е . Серова . Три мамы 66 В . Сухомлинский . Все добрые люди — одна семья 67 Я . Аким . Моя родня 68 Три дочери (татар- ская сказка) 69 А . Барто . Разлука 70 В . Осеева . Волшеб- ное слово. Читай самостоятельно. Берестов В. Любили тебя без особых причин…. 71 В . Осеева . Волшеб- ное слово. Читай самостоятельно. Берестов В. Любили тебя без особых причин…. 72 В . Драгунский . Се- стра моя Ксения (от- рывки).Читай самостоятельно. Э.Мошковская "Капризы" 73 В . Драгунский . Се- стра моя Ксения (от- рывки).Читай самостоятельно. Э.Мошковская "Капризы" 74 А.Майков Колыбельная песня. 75 Внеклассное чтение 76 Проверь себя! Защитники Отечества 10ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 77 Введение. И . Гамазкова . Бей, барабан! Задание по внеклассному чтению 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 С . Алексеев . Измаил 78 79 С . Алексеев . Измаил 80 Б . Никольский . Как я Новый год встречал 81 Б . Никольский . Как я Новый год встречал 82 Л . Некрасова . Наша армия родная 83 Л . Кассиль . Таран 84 С . Васильев . Белая берёза 85 Внеклассное чтение 86 Проверь себя! О мастерах и мастерицах,труде и трудолюбии 87 12ч Введение . Это инте- ресно! Е.Пермяк. Про нос и язык 88 А . Блинов . Рабочие руки 89 Г . Сапгир . Рабочие руки 90 Е . Пермяк . Волшеб- ные краски 91 Е . Пермяк . Волшеб- ные краски 92 М . Зощенко . Люби- мое занятие. Читай самостоятельно.Знают мамы.знают дети (немецкая народная песенка) 93 Бр . Гримм . Малень- кие человечки 94 Бр . Гримм . Малень- кие человечки 95 Е . Пермяк . Чужая ка- литка (отрывок). Читай самостоятельно. Н.Старшинов "Почему шипел утюг" 96 Е . Пермяк . Чужая ка- литка (отрывок) 97 Э . Рауд . Как кабан картошку сажал (пе- ревод с эстонского Г . Петрова) 98 Проверь себя! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Круглый год.Весна 12ч Введение . Народные приметы 99 100 Заклички 101 Как Весна Зиму по- борола (русская на- родная сказка) 102 Как Весна Зиму по- борола (русская на- родная сказка) 103 М . Пляцковский . Весна. Читай самостоятельно Р.Сеф. Весна 1 1 1 1 1 104 В . Железников . Три ветки мимозы 105 В . Железников . Три ветки мимозы 106 В . Жуковский . Жаво- ронок 107 Сказка о весне. Г.Скребицкий 108 Сказка о весне. Г.Скребицкий 109 Проверь себя! 110 Внеклассное чтение Никто не забыт,ничто не забыто 8ч 111 введение. А . Сурков . Красоту, что дарит нам природа 112 С . Алексеев . Брест- ская крепость 113 С . Алексеев . Брест- ская крепость 114 К . Симонов . Майор привёз мальчишку на лафете . . 115 В . Богомолов . Баталь- он Федосеева 116 Л . Кассиль . Сестра 117 А . Твардовский . Рас- сказ танкиста 118 Проверь себя! Когда люди в опасности 8ч 119 Введение. Читай самостоятельно. 120 Н . Артюхова . Боль- шая берёза 121 Н . Артюхова . Боль- шая берёза 122 Л . Толстой . Прыжок Читай самостоятельно С.Маршак "Пожар "(отрывок) 123 Б . Житков . Наводне- ние 124 С . Маршак . Рассказ о неизвестном героем 125 Внеклассное чтение 126 Проверь себя! Круглый год.Лето 10ч 127 Солныш- ко, вёдрышко . . .; Бе- рёзонька моя, берё- зонька . . .Читай самостоятельно. И.Заграевская.Лето 128 Г . Скребицкий . Че- тыре художника (от- рывок) 129 С . Есенин . С добрым утром 130 И . Ревю . Сказка про лето 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 131 В . Берестов . Весёлое лето 132 В . Бианки . Кто чем поёт.Читай самостоятельно В.Берестов Тучка 133 Ю . Коваль . Берёзо- вый пирожок 134 В . Тансканен . Летние каникулы! 135 Проверь себя! 136 Прощание с учебни- ком чтения 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое обеспечение 1. Чтение. 5 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С.Ю.Ильина,Т.М.Головкина.– М. : Просвещение, 2023. – 270 с. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; Электронные средства (презентации) по следующим темам:, 1 2 3 4 5 6 7 8 История загадки Русские народные сказки Басни И. Крылова Лето в картинах русских художников Осень в картинах русских художников Зима в картинах русских художников Весна в картинах русских художников Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей Медиатека. 1. Русские народные сказки (мультфильмы)