Пояснительная записка Русский язык в общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изучается на протяжении всех лет обучения. Программа 9 класса составлена на основе Федеральной адаптированной программы . Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 9 класса. М.: Просвещение, 2020г.; Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Программа по русскому языку в 9 классах определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. ЦЕЛЬ: дать учащимся знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения. ЗАДАЧИ: образовательная формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических и пункционных навыков; коррекционно-развивающая максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитательная воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 132 часа в год, 4 часа в неделю 9 классы, в том числе количество часов для проведения контрольных работ. N Класс Наименование курса Количество часов в неделю Количество часов в год п/п 1 9 класс Русский язык 4 часа 132 часа Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование готовности к самостоятельной жизни. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: 1) формирование интереса к изучению русского языка; 2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; 3) овладение основами грамотного письма; 4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Минимальный уровень Достаточный уровень 9 класс - представление о значимости языка и речи в жизни людей; - умение строить и различать простые и - умение работать с языковыми единицами (буква, слово, сложные предложения; предложение); - умение писать под диктовку текст с - знание отличительных признаков основных частей слова; соблюдением с соблюдением изученных знаков - умение производить разбор слова с опорой на препинания; представленный образец, схему, вопросы учителя; - умение проводить фонематический разбор - оформление деловых бумаг с опорой на образец; слов; - умение различать части речи по вопросу и значению; - умение оформлять деловые бумаги; - использование на письме орфографических правил после - умение писать небольшие по объему предварительного разбора текста на основе готового изложения и сочинения творческого характера; алгоритма; - умение писать небольшое по объему изложение повествовательного, описательного характера, после предварительной отработки всех компонентов текста (50-55 слов); - умение составлять и писать небольшие по объему (до 50 слов) сочинения на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Содержание учебного предмета «Русский язык» 9 класс Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Наречие», «Имя числительное», «Предложение», «Повторение». Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Части речи. Имя существительное. Роль существительного в речи. Основныеграмматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголы с –ться и –тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900, 200, 300, 400, 90. Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Повторение. Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает написание контрольного диктанта. Тематическое планирование 9 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Тема Кол-во часов Повторение Состав слова. Текст Части речи. Текст .Имя существительное Части речи. Текст .Имя прилагательное Части речи. Текст .Личные местоимения Части речи. Текст .Глагол Части речи. Текст .Наречие Части речи. Текст .Имя числительное Предложение.Текст Повторение Итого: 8 11 19 16 12 22 15 14 13 2 132 Приложение к адаптированной рабочей программе по русскому языку 9 а класс (Утверждено Приказом №62/7-од от 30.08.2023) № Тема К-во часов I. Повторение. (8 ч.) 1 Повторение. Предложение. 2 Простые предложения 3 Сложные предложения. 4 Распространение предложений 5 Распространение предложений 6 Входной диктант. 7 Работа над ошибками.Составление сложных предложений. Контрольные вопросы и задания. 8 Составление сложных предложений. Контрольные вопросы и задания. Дата по плану Дата по факту 1 1 1 1 1 1 1 1 01.09 05.09 06.09 07.09 08.09 12.09 13.09 14.09 01.09 05.09 06.09 07.09 08.09 12.09 13.09 14.09 10 Образование слов с помощью суффиксов 11 Образование слов с помощью приставок 12 Правописание в корне и приставке 13 Правописание в корне и приставке 14 Сложные слова 15 Сложные слова 16 Сложносокращённые слова 17 Сложносокращённые слова 18 Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.09 19.09 20.09 21.09 22.09 26.09 27.09 28.09 29.09 03.10 15.09 19.09 20.09 21.09 22.09 26.09 27.09 28.09 29.09 19 Деловое письмо. Автобиография. 1 04.10 20 Значение существительных в речи. Значение предметности. 1 05.10 21 Существительные близкие и противоположные по значению. 1 06.10 22 Существительные, обозначающие черты характера. 1 10.10 II. Состав слова. Текст. (11 ч.) 9 Корень. Однокоренные слова. III. Части речи. Текст. Имя существительное(19 ч.) 23 Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. 24 Склонение существительных в единственном и множественном числе. 25 Склонение существительных в единственном и множественном числе. 26 Правописание безударных окончаний существительных 27 Контрольная работа за 1 четверть. 28 Работа над ошибками. 29 Правописание безударных окончаний существительных 30 Знакомство с несклоняемыми существительными. 31 Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. 32 Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. 33 Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными. 34 Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными. 35 Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 36 Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 37 Деловое письмо. Записка. 38 Изложение содержания текста биографии писателя. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11.10 12.10 13.10 17.10 18.10 19.10 20.10 24.10 25.10 26.10 27.10 07.11 08.11 09.11 10.11 14.11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.11 16.11 17.11 21.11 22.11 23.11 24.11 28.11 29.11 30.11 01.12 05.12 06.12 IV. Части речи. Текст. Имя прилагательное. (16 ч.) 39 Значение прилагательных в речи. Значение признака предмета. 40 Употребление прилагательных в прямом и переносном значении 41 Согласование прилагательных с существительными 42 Правописание падежных окончаний прилагательных 43 Правописание падежных окончаний прилагательных 44 Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности. 45 Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье 46 Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье 47 Склонение прилагательных в женском роде на -ья 48 Склонение прилагательных в женском роде на -ья 49 Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи 50 Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 51 Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 52 Прилагательное. Закрепление знаний. 53 Прилагательное. Закрепление знаний. 54 Деловое письмо. Объяснительная записка. V. Части речи. Текст. Местоимение (12ч) 55 Значение местоимений в речи. Употребление местоимений в тексте. 56 57 Лицо и число местоимений. 58 Контрольная работа за 2 четверть. 59 Работа над ошибками. 60 Склонение местоимений. 61 Правописание местоимений с предлогами. 62 Правописание местоимений 3 – го лица. 63 Правописание местоимений 3 – го лица. 64 Местоимение. Закрепление знаний.Контрольные вопросы и задания. 65 Местоимение. Закрепление знаний.Контрольные вопросы и задания. 66 Деловое письмо. Письмо. VI.Части речи. Текст. Глагол (22ч) 67 Сочинение с элементами рассуждения. 68 Сочинение с элементами рассуждения. 69 Значение глаголов в речи. Значение действия предмета. 70 Глаголы, близкие и противоположные по значению. 71 Использование глаголов для выражения сравнения. 72 Употребление глаголов в прямом и переносном значении. 73 Употребление глаголов со значением отрицания. 74 Выделение глаголов в неопределенной форме. 75 Правописание глаголов в неопределенной форме. 76 Правописание глаголов в неопределенной форме. 77 Различение глаголов по лицам и числам. 78 Изменение формы лица и числа глаголов. 79 Правописание глаголов 2 – го лица единственного числа. 1 1 1 07.12 08.12 12.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13.12 14.12 15.12 19.12 20.12 21.12 22.12 26.12 27.12 28.12 29.12 09.01 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10.01 11.01 12.01 16.01 17.01 18.01 19.01 23.01 24.01 25.01 26.01 30.01 31.01 80 Знакомство с повелительной формой глаголов 81 Правописание глаголов в повелительной форме. 82 Правописание глаголов в повелительной форме. 83 Использование в речи глаголов в повелительной форме. 84 Правописание глаголов. Закрепление знаний. 85 Правописание глаголов. Закрепление знаний. 86 Глагол. Закрепление знаний. 87 Глагол. Закрепление знаний. 88 Сочинение по заданному началу и словосочетаниям. VII. Части речи. Текст. Наречие.(15ч) 89 Наречие как часть речи. 90 Значение наречий в речи. Наречия противоположные и близкие по значению. 91 Значение наречий в речи. Наречия противоположные и близкие по значению. 92 Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. 93 Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. 94 Контрольная работа за 3 четверть. 95 Работа над ошибками. 96 Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении. 97 Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении. 98 Наблюдение за правописанием наречий с гласными «а» и «о» на конце 99 Правописание наречий с гласными «а» и «о» на конце. 100 Правописание наречий с гласными «а» и «о» на конце. 101 Различение наречий и прилагательных. 102 Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 103 Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. VIII. Части речи. Текст. Числительное. (14 ч.) 104 Числительное как часть речи. 105 Простые и составные числительные. 106 Словосочетания с числительными. 107 Правописание числительных от 5 до 20 и 30 108 Правописание числительных от 5 до 20 и 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 01.02 02.02 06.02 07.02 08.02 09.02 20.02 21.02 22.02 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.02 28.02 29.02 01.03 05.03 06.03 07.03 12.03 13.03 14.03 15.03 19.03 20.03 21.03 22.03 1 1 1 1 1 02.04 03.04 04.04 05.04 09.04 109 Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900. 110 Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900. 111 Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова. 112 Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова. 113 Правописание числительных 90, 200, 300, 400. 114 Правописание числительных 90, 200, 300, 400. 115 Числительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 116 Числительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 117 Деловое письмо. Доверенность. IX. Предложение. Текст. (13 ч.) 118 Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. 119 Союз и в простых и сложных предложениях. 120 Союз и в простых и сложных предложениях. 121 Сложные предложения с союзом что. 122 Сложные предложения с союзом что. 123 Сложные предложения с союзом чтобы. 124 Сложные предложения с союзом чтобы. 125 Сложные предложения с союзом потому что. 126 Итоговая контрольная работа. 127 Работа над ошибками. 128 Сложные предложения с союзом когда. 129 Сложные предложения. Закрепление знаний. 130 Предложение. Закрепление знаний.Контрольные вопросы и задания. Повторение (2ч) 131 Повторение. Однокоренные слова. Части речи. 132 Повторение. Словосочетания. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10.04 11.04 12.04 16.04 17.04 18.04 19.04 23.04 24.04 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25.04 26.04 02.05 03.05 07.05 08.05 14.05 15.05 16.05 17.05 21.05 22.05 23.05 1 1 24.05 27.05