6 класс

Пояснительная записка
Русский язык 6 класс.
1. Нормативноправовая база:

2. Роль и место
дисциплины.

3. Адресат.
4. Цели и задачи.

 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказ
Минпросвещения
России
от
24.11.2022
N
1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
 Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» в действующей редакции;
 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2022г.;
 Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1);
 Учебный план ЕШИ для детей с ОВЗ на 2023-2024 учебный год.

Обучение
русскому
языку
носит
коррекционную
и
практическую
направленность.
Коррекционная направленность проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков
русского языка – формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности
учащихся и облегчения социализации.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как
способа коррекции их мыслительной деятельности.
Содержание обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья строится на новых
принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие
контекстной устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают
самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме.
В процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению недостатков всех сторон речи
ребенка.
Адаптированная программа для учащихся 6 класса .

Основная цель – формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности
учащихся и облегчения социализации.

5. Специфика
программы.

Исходя из основной цели, русский язык решает следующие задачи:
 способствовать личностному развитию обучающихся, развитию механизмов компенсации у них через
формирование доступных орфографических знаний, умение последовательно и правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме, вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма,
учить практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
 максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков
развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей
каждого ученика на различных этапах обучения;
 воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков
контроля и самоконтроля, аккуратности.
Рабочая программа по русскому языку в классах специальной (коррекционной) школы имеет
коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи
учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное
внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим
реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать
высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционноразвивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово,
словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих
единиц.
В программе по русскому языку для 6 классов структурно выделяются два раздела:
1. Письмо и развитие речи.
2. Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть
учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных
возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному
перечню требований, 2-й — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого
материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода

6. Основные
содержательные
линии курса.

7. Структура
программы.

предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной
недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает
быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое
значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как
называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в
речевой практике в ее устной и письменной форме.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в
содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой
практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному
употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка
орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в
сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными).
Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач
приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием
орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих
классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
 Звуки и буквы. Текст.
 Предложение. Текст.
 Слово. Текст.
 Состав слова.
 Части речи.
 Предложение. Текст.
 Повторение.
 Деловое письмо.
 Звуки и буквы. Текст.
-Гласные и согласные.
-Ударные и безударные гласные.
-Звонкие и глухие согласные.
-Непроверяемые гласные и согласные в словах.








-Текст.
Предложение. Текст.
-Предложение.
-Главные и второстепенные члены предложения.
-Однородные члены предложения.
-Текст.
Слово. Текст.
Состав слова.
-Корень и однокоренные слова.
-Окончание.
-Приставка и суффикс.
-Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.
-Приставка и предлог.
-Правописание приставок са и о. Приставка пере-.
-Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, от-, под-,
над-).
-Разделительный твёрдый знак (Ъ) в словах с приставками.
-Текст.
Части речи.
-Существительное, прилагательное, глагол.
-Существительное.
-Род и число имён существительных.
-Существительные собственные и нарицательные.
-Склонение имён существительных в единственном числе.
-Текст.
-Прилагательное.
-Род и число прилагательных.
-Понятие о склонении имён прилагательных.
-Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
-Глагол.
-Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

-Число глаголов.
-Текст.
 Предложение. Текст.
-Различие предложений в зависимости от цели высказывания.
-Простое предложение с однородными членами.
-Практическое знакомство с обобщением.
-Текст.
 Повторение.
 Деловое письмо.
-Адрес.
-Поздравление.
-Записка.
-Письмо.
-Объявление.
8. Основные
1-й уровень:
требования к умениям • списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
учащихся.
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной
отработки каждой части (до 60 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с
помощью опорных таблиц;
• находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2 уровень:
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;

• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
9. Формы организации Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих
учебного процесса.
уроков.
Используется индивидуальная работа.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
10. Проверка и оценка
знаний и умений
учащихся.
11. Объем и сроки
изучения.
12. Материально –
техническая база.

13. Учебнометодическое
обеспечение
образовательного
процесса.

Знания, умения и навыки по предмету оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса
учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя
уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе.
На изучение русского языка в 6 классе отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов.








Средства мультимедиа.
Обучающие таблицы по предмету.
Индивидуальные таблицы для учащихся.
Индивидуальный тестовый материал по предмету.
Индивидуальные карточки с заданиями.
Дидактический материал «Словарные слова».
Сборник текстов контрольных работ по русскому языку для 5-9 классов специальной (коррекционной)
школы VIII вида
Для учителя:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение» 2020 г.

14.Ожидаемые
результаты обучения
в шестом классе:

К концу обучения обучающиеся должны:
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

Приложение к адаптированной рабочей программе (Утверждено Приказом № 62/7-од от 30.08.2023)

№
п/п

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26

1
2
3
4
5
6

Календарно-тематическое планирование. 6 класс
Наименование раздела и тем
Форма организации
учебного предмета
I четверть
1.Повторение ( 18ч.)+2ч рр
Звуки и буквы. Текст. (9 часов)
Гласные и согласные. Их различение.
Урок повторения
Безударные гласные в словах.
Урок освоения новых знаний
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.
Урок освоения новых знаний
Сомнительные гласные и согласные в словах.
Урок освоения новых знаний
Текст. Части текста. Красная строка.
Урок освоения новых знаний
Непроверяемые гласные и согласные в словах
Урок освоения новых знаний
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.
Урок практикум
Входной диктант.
Урок контроля
Работа над ошибками.
Предложение. Текст (9 часов)+2ч рр
Деление текста на предложение
Урок освоения новых знаний
Выделение главных и второстепенных членов предложения
Урок освоения новых знаний
Нераспространённые и распространённые предложения.
Урок освоения новых знаний
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
Урок освоения новых знаний
Распространение предложений с помощью рисунков
Урок освоения новых знаний
Распространение предложений с помощью вопросов
Урок освоения новых знаний
Однородные члены предложения.
Урок освоения новых знаний
Предложение. Закрепление знаний по теме.
Урок-практикум
Контрольная работа по теме «Повторение» (диктант)
Урок контроля
Работа над ошибками
Р.Р. Составление описания предмета
Развитие речи
Состав слова. Текст (28 +2р.р. ч.)
Корень и однокоренные слова.
Комбинированный урок
Окончание как изменяемая часть слова.
Урок освоения новых знаний
Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний.
Урок освоения новых знаний
Приставка как часть слова.
Урок освоения новых знаний
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
Урок освоения новых знаний
Суффикс как часть слова.
Урок освоения новых знаний

Дата по
плану

04.09
05.09
06.09
07.09
11.09
12.09
13.09
14.09
18.09
19.09
20.09
21.09
25.09
26.09
27.09
28.09
02.10
03.10
04.10
05.10
09.10
10.10
11.10
12.10
16.10
17.10

Дата
факт.

04.09
05.09
06.09
07.09
11.09
12.09
13.09
14.09

7
8

27
28

Разбор слов по составу.
Контрольная работа по теме «Состав слова» (Подбор проверочных слов, разбор

Урок практикум
Урок контроля

18.10
19.10

слов по составу)

29
30
31

9
10
11

32

11

33
34
35
36

12
13
14
15

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

51
52
53
54
55

1
2
3
4
5

Работа над ошибками. Написание гласных в корне однокоренных слов.
Урок освоения новых знаний
Проверяемые и проверочные слова.
Урок освоения новых знаний
Проверка безударных гласных в корне
Урок освоения новых знаний
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и
Урок освоения новых знаний
проверочные слова.
2 четверть
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.
Урок освоения новых знаний
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.
Урок освоения новых знаний
Повторение.
Урок повторения
Диктант
Урок контроля
Правописание приставок.
Работа над ошибками. Приставка и предлог.
Урок освоения новых знаний
Различение приставки и предлога.
Урок освоения новых знаний
Наблюдение за правописанием гласных в приставках.
Урок освоения новых знаний
Правописание гласных в приставках.
Урок освоения новых знаний
Правописание безударных гласных в корне и приставке.
Урок освоения новых знаний
Текст. Деление текста на части по данному плану.
Урок освоения новых знаний
Наблюдение за правописанием согласных в приставках.
Урок освоения новых знаний
Правописание приставок на согласную.
Урок освоения новых знаний
Разделительный ъ в словах с приставками.
Урок освоения новых знаний
Различение написаний слов с разделительными твёрдым знаком и без него.
Урок освоения новых знаний
Состав слова. Закрепление знаний.
Практикум
Повторение
Урок повторения
Контрольная работа (контрольное списывание с заданиями)
Урок контроля
Работа над ошибками. Р.Р. Рассказ на основе картины.
Развитие речи
3. Части речи. Текст. ( 63 ч.)
Имя существительное как часть речи (26+2р.р.)
Существительное, прилагательное, глагол.
Урок освоения новых знаний
Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.
Урок освоения новых знаний
Имя существительное. Значение существительных в речи.
Урок освоения новых знаний
Существительные, обозначающие явления природы
Урок освоения новых знаний
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.
Урок освоения новых знаний

23.10
24.10
25.10
26.10

07.11
08.11
09.11
13.11
14.11
15.11
16.11
20.11
21.11
22.11
23.11
27.11
28.11
29.11
30.11
04.12
05.12
06.12

07.12
11.12
12.12
13.12
14.12

56
57
58
59
60
61
62

6
7
8
9
10
11
12

63

13

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Существительные, противоположные по значению.
Урок освоения новых знаний
Различение существительных по родам.
Урок освоения новых знаний
Изменение существительных по числам.
Урок освоения новых знаний
Существительные собственные и нарицательные.
Урок освоения новых знаний
Контрольная работа (диктант)
Урок контроля
Работа над ошибками. Кавычки в именах собственных.
Урок освоения новых знаний
Большая буква в именах собственных. Различение написаний
Урок освоения новых знаний
существительных собственных и нарицательных.
Имя существительное. Закрепление знаний.
Урок повторения
3 четверть
Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении.
Урок освоения новых знаний
Определение падежей существительных по вопросам
Урок освоения новых знаний
Именительный падеж – кто? что?
Урок освоения новых знаний
Родительный падеж – кого? чего?
Урок освоения новых знаний
Дательный падеж – кому? Чему?
Урок освоения новых знаний
Винительный падеж – кого? что?
Урок освоения новых знаний
Творительный падеж – кем? чем?
Урок освоения новых знаний
Предложный падеж – о ком? о чём?
Урок освоения новых знаний
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.
Урок освоения новых знаний
Понятие о начальной форме.
Урок освоения новых знаний
Постановка существительных в начальную форму.
Урок освоения новых знаний
Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний.
Практикум
Повторение
Урок повторения
Контрольная работа (списывание с заданиями)
Урок контроля
Работа над ошибками. Р.Р. Составление рассказа по картине
Развитие речи
Имя прилагательное как часть речи (20+1р.р.)
Значение прилагательных в речи.
Урок освоения новых знаний
Описание явлений природы с помощью прилагательных.
Урок освоения новых знаний
Описание человека, животных с помощью прилагательных.
Урок освоения новых знаний
Прилагательные, противоположные по значению.
Урок освоения новых знаний
Изменение имен прилагательных по родам.
Урок освоения новых знаний
Окончания имен прилагательных мужского рода.
Урок освоения новых знаний
Окончания имен прилагательных женского рода
Урок освоения новых знаний
Окончания имен прилагательных среднего рода.
Урок освоения новых знаний
Определение родовых окончаний прилагательных
Урок освоения новых знаний
Изменение прилагательных по числам
Урок освоения новых знаний

18.12
19.12
20.12
21.12
25.12
26.12
27.12
28.12
09.01
10.01
11.01
15.01
16.01
17.01
18.01
22.01
23.01
24.01
25.01
29.01
30.01
31.01
01.02
05.02
06.02
07.02
08.02
19.02
20.02
21.02
22.02
26.02
27.02

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

100
101
102

1
2
3

103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

114

1

115

2

116
117
118
119

3
4
5
6

Контрольная работа (диктант)
Работа над ошибками. Понятие о склонении прилагательных.
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.
Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Винительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний.
Повторение.
Глагол (13+1р.р.)
Значение глагола в речи.
Глаголы, противоположные по значению.
Различение существительных, прилагательных, глаголов.
4 четверть
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов
Различение глаголов по временам
Единственное и множественное число глаголов настоящего времени
Единственное и множественное число глаголов будущего времени
Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени
Текст. Связь частей в тексте
Глагол. Закрепление знаний
Повторение
Контрольная работа (диктант)
5.Предложение. Текст (10 часов+1р.р.)
Работа над ошибками. Различение повествовательных, вопросительных и
восклицательных предложений
Однородные члены предложения.
Определение однородных членов предложения
Однородные члены предложения без союзов
Однородные члены предложения с союзом “И”
Однородные члены предложения без союзов и с союзом “И”
Обращение.

Практикум
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок повторения

28.02
29.02
04.03
05.03
06.03
07.03
11.03
12.03
13.03
14.03
18.03

Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний

19.03
20.03
21.03

Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Практикум
Урок повторения
Урок контроля

01.04
02.04
03.04
04.04
08.04
09.04
10.04
11.04
15.04
16.04
17.04

Урок освоения новых знаний

18.04

Урок освоения новых знаний

22.04

Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний

23.04
24.04
25.04
02.05

120
121
122
123
124

7
8
9
10
11

125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Знакомство с обращением
Место обращения в предложении
Предложение. Закрепление знаний
Повторение
Контрольная работа (списывание с заданиями)
Работа над ошибками. Р.Р. Составление текста письма друзьям
Повторение ( 12 часов)
Состав слова
Правописание гласных и согласных в корне и приставке
Имя существительное. Словарные слова
Имя прилагательное. Словарные слова
Глагол. Изменение по временам
Глагол. Изменение по числам
Текст. Части текста. Красная строка.

Урок освоения новых знаний
Урок освоения новых знаний
Урок повторения
Урок контроля
Развитие речи

03.05
06.05
07.05
08.05
13.05

Уроки обобщения и
систематизации знаний

14.05
15.05
16.05
20.05
21.05
22.05
23.05
27.05
28.05
29.05
30.05
31.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».