ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по предмету ИСТОРИЯ 6.7.8.9 классы Настоящая рабочая программа по предмету «История» разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы(АОООП) вариант I с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должна обеспечивать достижение планируемых результатов в освоении основной образовательной программы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 6,7, 8,9 классах для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. История в школе для детей с интеллектуальными нарушениями рассматривается, как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушениями интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Содержание курса истории: Изучение истории в 6 классе начинается с изучения материала, связанного с представлениями о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. Этот материал является введением в Мир Истории. Далее предложены к изучению темы, рассказывающие о жизни людей в древности. В 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами: - «История нашей страны древнейшего периода» - «Киевская Русь» - «Распад Киевской Руси» - «Борьба Руси с иноземными завоевателями» - «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими темами: - «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» - «Великие преобразования России в XVIII в.» - «История страны в период XIX в.» Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит с множеством имен выдающихся исторических деятелей. В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующими темами: - «Россия в начале XX в.» - «Россия в 1917 – 1920 гг.» - «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» - «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» - «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» - «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества начала XXI века. Кроме того, в некоторые темы 6-9 классов включены региональные компоненты исторического образования – история Камчатского края. В пояснительной записке к «Программе для 6-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида», указывается, что историкокраеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом или выборочном уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории. Принципы организации учебного процесса: В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода в обучении. Методы организации учебного процесса: Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. Наглядные – наблюдение, демонстрация. Практические – упражнения. Изложения новых знаний. Повторения и закрепления знаний. Применения знаний. Методы контроля. Занятия проводятся в классно-урочной форме. Коррекционные задачи: Учить анализу и сравнению изучаемых объектов и явлений Учить пониманию причинно-следственных связей Расширение лексики и связной речи Конечный результат: 6 класс. Учащиеся должны знать: - наиболее доступные исторические события на уровне их понимания; использовать часть понятий в активной речи. Должны уметь: -слушать учителя; самостоятельно выполнять предложенные задания; самостоятельно исправлять ошибки; выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов. 7 класс. Учащиеся должны знать: - какие исторические даты называются точными, приблизительными; - когда произошли события; - кто руководил основными сражениями. Учащиеся должны уметь: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; - устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат; - правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; - пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту. 8 класс. Учащиеся должны знать: - когда началось и закончилось событие; - как протекало конкретное событие; - великих русских поэтов, писателей, ученых. Учащиеся должны уметь: - пользоваться «лентой времени»; - устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий; - выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; - оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой. 9 класс. Учащиеся должны знать: - основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война; - основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы; - исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев. Учащиеся должны уметь: - устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий; - выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; - оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой. Перечень основных учебно-методических средств обучения Литература основная: Учебник «Мир Истории» И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида. Издательство «Просвещение»,2011 г. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр «Владос». М.: 2005 г. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр «Владос». М.: 2005 г. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр «Владос». М.: 2005 г. Кол- История Мира 6 класс Учебный год: 2020/2021 Класс: 6а Предмет: ИСТОРИЯ 59 часов Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н. № Дата Наименование раздела Темы уроков Колво часов I четверть 14 часов 1 0709 Введение Зачем нужно изучать историю 1 2 0809 1 3 1409 Имя отчество История имени семья родословная Отчество и фамилия человека 4 5 6 1509 2109 2209 Семья Биография Поколения людей 1 1 1 1 7 2809 8 9 10 11 12 13 14 2909 0510 0610 1210 1310 1910 2010 1 2 0211 0311 3 0911 4 1011 5 6 1611 1711 7 8 9 2311 2411 3011 10 11 0112 0712 12 13 14 15 1412 1512 2112 2212 Отчий дом. Наша О доме Родина-Россия Названия городов и улиц Родник «Двенадцать ключей" Истоки Наша Родина-Россия Как устроено государство Государственные символы Москва II четверть15ч Мы жители планеты Земля Что такое время Время История календаря Русский земледельческий календарь Счёт лет в истории Что изучает Что такое история наука история Какие науки помогают истории Как работают археологи Исторические памятники История Древнего мира 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Историческая карта Земля и космос 1 1 От кого произошёл человека От кого произошёл человека Человек умелый Следующее поколение людей 1 1 1 1 III четверть18ч 1 2 1101 1201 3 4 1801 1901 5 2501 Наступление ледников Как жили древние охотники кочевники и собиратели Новые занятия людей История вещей. Огонь в жизни древнего человека Занятия человека на Земле Огонь глина гончар 1 1 1 1 1 6 2601 7 0112 8 9 10 12 13 14 0212 1501 1601 2201 0103 0203 15 1503 16 17 1603 2903 18 3003 1 0504 2 0604 3 4 1204 1304 5 6 7 8 9 1904 2004 2604 2704 0405 10 1105 11 12 1705 1805 Огонь открывает новую эпоху в жизни людей Вода и её значение в жизни человека Вода и земледелие Вода как источник энергии Какие дома строили древние люди Как появилась мебель Как появилась каша и хлеб Картошка. Её появление в жизни человека Керамика и фарфор. Деревянная посуда История появления одежды Одежда и положен е человека в обществе Как люди украшали себя IV четверть12 ч Обобщающий урок Человек общество и О далёких предках славянах 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Что такое родовой строй Как люди понимали мир природы в древности Древние верования человека Современные религии. Христиане Буддисты Мусульмане Католики 1 1 Искусство и культура предков русских, украинцев и белорусов Письмо и первые книги Славянская письменность. Обобщение 1 История 7 класс Учебный год: 2020/2021 Класс: 7а Предмет: история 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов:59 час Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н. № Дата Наименование раздела Темы уроков Колво часов I четверть14 часов История наука о прошлом 1 0809 1409 Исторические памятники Наша Родина-Россия 1 1 4 5 6 7 1509 2109 2209 2809 Моя родословная Счет лет в истории Историческая карта Восточные славяне 1 1 1 1 8 9 10 2909 0510 0610 11 12 13 14 1210 1310 1910 2010 1 0211 2 1 0709 2 3 Введение История нашей страны древнейшего периода Роды и племена восточных славян Славянский поселок Основные занятия восточных славян Ремесла восточных славян Обычаи восточных славян Верования восточных славян Соседи восточных славян II четверть 16 ч Славянские воины 1 1 1 0311 Объединение восточных славян под властью Рюрика 1 3 0911 Повторение 1 4 1011 1 5 6 7 8 1611 1711 2311 2411 Образование государства восточных славян-Киевской Руси Русские князья-Игорь и Святослав Укрепление власти князя Оборона Руси от врагов Крещение Руси Киевская Русь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 3011 10 0112 11 12 0712 0812 13 14 15 1412 1512 2112 16 2212 1 1101 2 3 1201 1801 4 1901 5 6 7 8 9 10 11 12 2501 2601 0102 0202 1502 1602 2202 0103 13 14 0203 1503 15 1603 1 2 2903 3003 3 4 5 0504 0604 1204 Былины-источник знаний о Киевской Руси Культура и искусство Киевской Руси Княжеское и боярское подворье Жизнь и быт людей в киевской Руси. Правление Ярослава Мудрого Образование и грамотность на Руси Летописи и летописцы 1 Киевский князь Владимир Мономах III четверть 15 ч Рост и укрепление древнерусских городов 1 Повторение Распад Киевской Причины распада Руси Образование самостоятельных княжеств Киевское княжество в 12 веке Владимиро-Суздальское княжество Господин Великий Новгород Торговля и ремесла в Новгороде Новгородское вече Русская культура в 12-13 веках Повторение Монголо-татары Борьба Руси с иноземными завоевателями Нашествие монголо-татар Героическая борьба русских людей против монголо-татар Русь под монголо-татарами IV четверть14 ч Рыцари-крестоносцы Александр Невский 1 1 Невская битва Ледовое побоище Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Возвышение Москвы 1 1904 2004 2604 2704 Московский князь Иван Калита Возрождение сельского хозяйства Дмитрий Донской Сергий Радонежский 1 1 1 1 11 12 0405 1105 1 1 13 14 1705 1805 Битва, на Куликовом поле Значение Куликовской битвы для русского нарда Иван III Освобождение от иноземного ига. Укрепление Москвы 6 1304 7 8 9 10 Начало объединения русских земель 1 1 История 7 класс Учебный год: 2020/2021 Класс: 7Б Предмет: история Кол-во часов:60 час Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н. № Дата Наименование раздела Темы уроков Колво часов I четверть15часов История наука о прошлом 1 0709 0909 Исторические памятники Наша Родина-Россия 1 1 4 5 6 7 1409 1609 2109 2309 Моя родословная Счет лет в истории Историческая карта Восточные славяне 1 1 1 1 8 2809 Роды и племена восточных славян 1 1 0209 2 3 Введение История нашей страны древнейшего периода 9 10 3009 0510 11 12 13 14 15 0710 1210 1410 1910 2110 1 0211 2 0911 3 1111 4 5 6 7 8 1611 1811 2311 2511 3011 9 0212 10 11 0712 0912 12 13 14 1412 1612 2112 15 2312 1 1101 2 3 1301 1801 4 2001 5 6 2501 2701 Славянский поселок Основные занятия восточных славян Ремесла восточных славян Обычаи восточных славян Верования восточных славян Соседи восточных славян Славянские воины II четверть15 ч Объединение восточных славян под властью Рюрика 1 1 1 1 1 1 1 1 Повторение 1 Образование государства восточных славян-Киевской Руси Русские князья-Игорь и Святослав Укрепление власти князя Оборона Руси от врагов Крещение Руси Былины-источник знаний о Киевской Руси Культура и искусство Киевской Руси Княжеское и боярское подворье Жизнь и быт людей в киевской Руси. Правление Ярослава Мудрого Образование и грамотность на Руси Летописи и летописцы 1 Киевский князь Владимир Мономах III четверть18 ч Рост и укрепление древнерусских городов 1 Повторение Распад Киевской Причины распада Руси Образование самостоятельных княжеств Киевское княжество в 12 веке Владимирско-Суздальское княжество 1 1 Киевская Русь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 0102 0302 1502 1702 2202 2402 13 14 0103 0303 15 16 17 1003 1503 2903 18 3103 1 2 0504 0704 3 1204 4 5 6 7 Борьба Руси с иноземными завоевателями Господин Великий Новгород Торговля и ремесла в Новгороде Новгородское вече Русская культура в 12-13 веках Повторение Монголо-татары 1 1 1 1 1 1 Нашествие монголо-татар Героическая борьба русских людей против монголо-татар Русь под монголо-татарами Рыцари-крестоносцы Александр Невский 1 1 Невская битва IV четверть12 ч Ледовое побоище Повторение 1 1 1 1 1 1 Возвышение Москвы 1 1404 1904 2104 2604 Московский князь Иван Калита Возрождение сельского хозяйства Дмитрий Донской Сергий Радонежский 1 1 1 1 8 9 2804 0505 1 1 10 11 12 1205 1705 1905 Битва, на Куликовом поле Значение Куликовской битвы для русского нарда Иван III Освобождение от иноземного ига Освобождение от иноземного ига Начало объединения русских земель История 8 класс Учебный год: 2020/2021 Класс: 8 Предмет: история Количество часов:61 ч Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н. 1 1 1 № Дата 1 0409 2 0709 3 1104 4 1409 5 6 1809 2109 7 2509 8 2809 9 0210 10 0510 11 12 0910 1210 13 1610 14 15 1910 2310 1 0211 2 0611 Наименование Темы уроков раздела I четверть 15 часов Единая Россия (конец 15века начало 17 века) Кол-во часов Иван III-глава единого русского государства 1 Расширение государства при Василии III Русская православная церковь Первый русский царь Иван Грозный Опричнина Присоединение Поволжья 1 Покорение Сибири 1 1 1 1 1 Быт простых людей и знатных Москва-столица Российского государства Путешествие Афанасия Никитина Андрей Рублёв Первопечатник Иван Фё1доров Правление Бориса Годунова Смутное время Семибоярщина II четверть16 ч Начало правления династии Романовых 1 Крепостные крестьяне. Крестьянская война Степана Разина Раскол в русской православной церкви 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 0911 4 5 1311 1611 6 2011 7 8 2311 2711 9 3011 10 11 0412 0712 12 1112 13 1412 14 1812 15 2112 16 2512 1 1101 2 1501 3 4 1801 2201 5 2501 6 2901 Освоение Сибири Дальнего Востока Обобщающий урок Великие преобразования в России в 18 веке. и Начало правления Петра I Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга Полтавская Битва Победа русского флота. Окончание Северной войны Петр I -первый русский император Преобразования Петра I Эпоха дворцовых переворотов Российская Академия наук Первый Московский университет и Академия художеств 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Правление Екатерины II "Золотой век дворянства" Положение крепостных крестьян III четверть 16ч Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва 1 Русско-турецкие войны второй половины 18 века Александр Суворов Русские изобретатели и умельцы Литература и искусство 18 века Быт русских людей в 18 веке 1 1 1 1 1 1 1 1 7 8 0102 0502 9 1502 10 11 12 1902 2202 2602 13 0103 14 15 0503 1203 16 1503 1 2 2903 0204 3 0504 4 0904 5 1204 6 1604 7 8 1904 2304 9 2604 10 3004 11 0705 12 1405 13 1705 Обобщающий урок История нашей страны в 19 веке Россия в начале 19 века Начало Отечественной войны 1812 года Бородинская битва Оставление Москвы Народная война против Наполеона Отступление и гибель французской армии Правление Александра I Создание тайных обществ Восстание декабристов IV четверть14ч Император Николай I "Золотой век" русской культуры 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 А. С. Пушкин Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века Крымская война 18531856 гг. Отмена крепостного права Реформы Александра II Правление Александра III Развитие российской промышленности Появление революционных кружков в России Наука и культура во второй половине 19 века Жизнь и быт русских купцов Быт рабочего класса в 19 веке 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 2105 Быт жителей деревень в 19 веке 1 История 9 класс Учебный год: 2020/2021 Класс: 9 Предмет: ИСТОРИЯ Количество часов 60 часов Календарно-тематическое планирование составила учитель истории Хохлова И.Н. № Дата Наимен ование раздела Темы уроков Кол-во часов I четверть 14 часов 1 0709 2 0809 3 1409 4 1509 5 2109 6 7 2209 2809 8 9 10 2909 0510 0610 11 1210 12 13 1310 1910 Россия в начале 20 века Россия 19171920гг Начало правления Николая II 1 Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая русская революция 1 Первые политические партии в России Реформы государственного управления Реформы Петра Столыпина "Серебряный век" русской культуры Первая мировая война Обобщающий урок Февральская революция 1 Захват власти большевиками в Петрограде Установление советской власти Начало гражданской войны 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0211 0311 Интервенция II четверть16 ч Борьба красных и белых Крестьянская война 3 0911 Экономика советской власти 1 4 1011 5 1611 6 7 8 9 1711 2311 2411 3011 10 11 0112 0712 12 0812 13 14 1412 1512 15 2112 16 2212 1 2 1101 1201 3 4 5 1801 1901 2501 6 2601 14 2010 1 2 1 1 Жизнь и быт людей в годы гражданской войны Советск НЭП ая Россия 20-30 годы 20 1311век а Образование СССР Культ личности Сталина Индустриализация СССР Коллективизация крестьянских хозяйств Конституция 1936 года Развитие науки и культуры в 20-30 годы 20 века Жизнь и быт советских людей в 2030 годы Обобщающий урок СССР СССР накануне Второй мировой войны во Второй мирово й и Вов СССР в начале Второй мировой войны Начало Вов III четверть16 ч Битва за Москву Всё для фронта! Блокада Ленинграда Сталинградская битва Борьба против фашистов оккупированной территории Курская дуга на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 8 9 0102 0202 1502 10 11 1602 2202 12 13 14 15 16 0103 0203 0903 1503 1603 1 2 2903 3003 3 4 5 0504 0604 1204 6 1304 7 8 1904 2004 9 2604 10 2704 11 12 13 0405 110 5 1705 14 1805 Героизм тружеников тыла Окончание Вов Война с Японией в конце Второй мировой Обобщающий урок СССР в Возрождение страны 19451991 гг. Смерть Сталина Реформы Н. Хрущёва Эпоха "застоя" Афганская война Советская интеллигенция и культура в эпоху «застоя" IV четверть14 ч 1 1 1 Жизнь и быт советских людей в 7080 годы 20 века М. С. Горбачёв Распад СССР Обобщающий урок 1 Экскурсия в краевой исторический музей" Назад в СССР" Б. Н. Ельцин Экономические реформы Б. Н. Ельцина Реформы государственного управления Российские предприниматели 1 Развитие науки в 90-е годы 20 века Развитие культуры в 90-годы 20 века Русская православная церковь в России Президент РФ 1 1 Новая Россия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1