ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по предмету
ИСТОРИЯ 6.7.8.9 классы
Настоящая рабочая программа по предмету «История» разработана на
основе требований к результатам освоения адаптированной основной
образовательной программы(АОООП) вариант I с учетом основных
направлений программ, включенных в структуру основной
образовательной программы, и должна обеспечивать достижение
планируемых результатов в освоении основной образовательной
программы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает
распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в
6,7, 8,9 классах для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья. История в школе для детей с интеллектуальными
нарушениями рассматривается, как учебный предмет, в который
заложено изучение исторического материала, коррекционное
воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушениями интеллекта к жизни, социально-трудовая и
правовая адаптация выпускника в общество.
Содержание курса истории:
Изучение истории в 6 классе начинается с изучения материала,
связанного с представлениями о себе, об окружающих людях, о
пространстве вокруг нас. Этот материал является введением в Мир
Истории. Далее предложены к изучению темы, рассказывающие о
жизни людей в древности.
В 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в
том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками,
по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а
также научить работать с учебником истории, исторической картой,
«лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе,
охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен
следующими темами:
- «История нашей страны древнейшего периода»
- «Киевская Русь»
- «Распад Киевской Руси»
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества»
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает
ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком
прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и
борьбу народа за свою независимость, обладает большим
воспитательным потенциалом.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до
конца XIX в. Этот материал представлен следующими темами:
- «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)»
- «Великие преобразования России в XVIII в.»
- «История страны в период XIX в.»
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития
единого Российского государства, его укрепления и изменения в
связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным
завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и
Отечественной войны 1812 года, знакомит с множеством имен
выдающихся исторических деятелей.
В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории
страны в XX в. Материал представлен следующими темами:
- «Россия в начале XX в.»
- «Россия в 1917 – 1920 гг.»
- «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы»
- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»
- «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.»
- «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.»
Материал
в
основном
посвящен
сложным
процессам
внутриполитического и экономического развития дореволюционной
России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные
войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война
СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее
время в условиях специальной (коррекционной) школы носит
обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне
ввести их в круг проблем современного общества начала XXI века.
Кроме того, в некоторые темы 6-9 классов включены региональные
компоненты исторического образования – история Камчатского края.
В пояснительной записке к «Программе для 6-9 классов специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида», указывается, что историкокраеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются
важной составной частью курса, поэтому «особое внимание
уделяется краеведческой работе с использованием местного
исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на
уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими
«порциями» на каждом или выборочном уроке. Поэтому после
каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на
которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей
малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Принципы организации учебного процесса:
В программе основным принципом является принцип
коррекционной направленности. Особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений,
принцип воспитывающей и развивающей направленности
обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода в
обучении.
Методы организации учебного процесса:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
Наглядные – наблюдение, демонстрация.
Практические – упражнения.
Изложения новых знаний.
Повторения и закрепления знаний.
Применения знаний.
Методы контроля.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Коррекционные задачи:
Учить анализу и сравнению изучаемых объектов и
явлений
Учить пониманию причинно-следственных связей
Расширение лексики и связной речи
Конечный результат:
6 класс.
Учащиеся должны знать:
- наиболее доступные исторические события на уровне их понимания;
использовать часть понятий в активной речи.
Должны уметь:
-слушать учителя; самостоятельно выполнять предложенные задания;
самостоятельно исправлять ошибки; выбирать правильный ответ из
ряда предложенных вариантов.
7 класс.
Учащиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события;
- кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях
учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по
заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом
учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе
знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
8 класс.
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие;
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь
исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и
картой.
9 класс.
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события: революционные движения,
гражданская война; становление Советской власти; стройки первых
пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни
страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны,
национальных героев.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь
исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и
картой.
Перечень основных учебно-методических средств обучения
Литература основная:
Учебник «Мир Истории» И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова для 6 класса
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.
Издательство «Просвещение»,2011 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С.
Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский
центр «Владос». М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С.
Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский
центр «Владос». М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С.
Сековец, Н. М. Редькина для класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский
центр «Владос». М.: 2005 г.
Кол-
История Мира 6 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 6а
Предмет: ИСТОРИЯ
59 часов
Календарно-тематическое планирование составила учитель истории
Хохлова И.Н.
№
Дата
Наименование
раздела
Темы уроков
Колво
часов
I четверть 14 часов
1
0709
Введение
Зачем нужно изучать историю
1
2
0809
1
3
1409
Имя
отчество История имени
семья
родословная
Отчество и фамилия человека
4
5
6
1509
2109
2209
Семья
Биография
Поколения людей
1
1
1
1
7
2809
8
9
10
11
12
13
14
2909
0510
0610
1210
1310
1910
2010
1
2
0211
0311
3
0911
4
1011
5
6
1611
1711
7
8
9
2311
2411
3011
10
11
0112
0712
12
13
14
15
1412
1512
2112
2212
Отчий дом. Наша О доме
Родина-Россия
Названия городов и улиц
Родник «Двенадцать ключей"
Истоки
Наша Родина-Россия
Как устроено государство
Государственные символы
Москва
II четверть15ч
Мы жители планеты Земля
Что такое время
Время
История календаря
Русский
земледельческий
календарь
Счёт лет в истории
Что
изучает Что такое история
наука история
Какие науки помогают истории
Как работают археологи
Исторические памятники
История
Древнего мира
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Историческая карта
Земля и космос
1
1
От кого произошёл человека
От кого произошёл человека
Человек умелый
Следующее поколение людей
1
1
1
1
III четверть18ч
1
2
1101
1201
3
4
1801
1901
5
2501
Наступление ледников
Как жили древние охотники
кочевники и собиратели
Новые занятия людей
История вещей. Огонь в жизни древнего человека
Занятия
человека
на
Земле
Огонь глина гончар
1
1
1
1
1
6
2601
7
0112
8
9
10
12
13
14
0212
1501
1601
2201
0103
0203
15
1503
16
17
1603
2903
18
3003
1
0504
2
0604
3
4
1204
1304
5
6
7
8
9
1904
2004
2604
2704
0405
10
1105
11
12
1705
1805
Огонь открывает новую эпоху в
жизни людей
Вода и её значение в жизни
человека
Вода и земледелие
Вода как источник энергии
Какие дома строили древние люди
Как появилась мебель
Как появилась каша и хлеб
Картошка. Её появление в жизни
человека
Керамика и фарфор. Деревянная
посуда
История появления одежды
Одежда и положен е человека в
обществе
Как люди украшали себя
IV четверть12 ч
Обобщающий урок
Человек
общество
и О далёких предках славянах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Что такое родовой строй
Как люди понимали мир природы в
древности
Древние верования человека
Современные религии. Христиане
Буддисты
Мусульмане
Католики
1
1
Искусство и культура предков
русских, украинцев и белорусов
Письмо и первые книги
Славянская
письменность.
Обобщение
1
История 7 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 7а
Предмет: история
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во часов:59 час
Календарно-тематическое планирование составила
учитель истории Хохлова И.Н.
№
Дата
Наименование
раздела
Темы уроков
Колво
часов
I четверть14 часов
История наука о прошлом
1
0809
1409
Исторические памятники
Наша Родина-Россия
1
1
4
5
6
7
1509
2109
2209
2809
Моя родословная
Счет лет в истории
Историческая карта
Восточные славяне
1
1
1
1
8
9
10
2909
0510
0610
11
12
13
14
1210
1310
1910
2010
1
0211
2
1
0709
2
3
Введение
История нашей
страны
древнейшего
периода
Роды и племена восточных славян
Славянский поселок
Основные
занятия
восточных
славян
Ремесла восточных славян
Обычаи восточных славян
Верования восточных славян
Соседи восточных славян
II четверть 16 ч
Славянские воины
1
1
1
0311
Объединение восточных славян под
властью Рюрика
1
3
0911
Повторение
1
4
1011
1
5
6
7
8
1611
1711
2311
2411
Образование
государства
восточных славян-Киевской Руси
Русские князья-Игорь и Святослав
Укрепление власти князя
Оборона Руси от врагов
Крещение Руси
Киевская Русь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
3011
10
0112
11
12
0712
0812
13
14
15
1412
1512
2112
16
2212
1
1101
2
3
1201
1801
4
1901
5
6
7
8
9
10
11
12
2501
2601
0102
0202
1502
1602
2202
0103
13
14
0203
1503
15
1603
1
2
2903
3003
3
4
5
0504
0604
1204
Былины-источник
знаний
о
Киевской Руси
Культура и искусство Киевской
Руси
Княжеское и боярское подворье
Жизнь и быт людей в киевской
Руси.
Правление Ярослава Мудрого
Образование и грамотность на Руси
Летописи и летописцы
1
Киевский
князь
Владимир
Мономах
III четверть 15 ч
Рост и укрепление древнерусских
городов
1
Повторение
Распад Киевской Причины распада
Руси
Образование
самостоятельных
княжеств
Киевское княжество в 12 веке
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Торговля и ремесла в Новгороде
Новгородское вече
Русская культура в 12-13 веках
Повторение
Монголо-татары
Борьба Руси с
иноземными
завоевателями
Нашествие монголо-татар
Героическая борьба русских людей
против монголо-татар
Русь под монголо-татарами
IV четверть14 ч
Рыцари-крестоносцы
Александр Невский
1
1
Невская битва
Ледовое побоище
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Возвышение Москвы
1
1904
2004
2604
2704
Московский князь Иван Калита
Возрождение сельского хозяйства
Дмитрий Донской
Сергий Радонежский
1
1
1
1
11
12
0405
1105
1
1
13
14
1705
1805
Битва, на Куликовом поле
Значение Куликовской битвы для
русского нарда
Иван III
Освобождение от иноземного ига.
Укрепление Москвы
6
1304
7
8
9
10
Начало
объединения
русских земель
1
1
История 7 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 7Б
Предмет: история
Кол-во часов:60 час
Календарно-тематическое планирование составила
учитель истории Хохлова И.Н.
№
Дата
Наименование
раздела
Темы уроков
Колво
часов
I четверть15часов
История наука о прошлом
1
0709
0909
Исторические памятники
Наша Родина-Россия
1
1
4
5
6
7
1409
1609
2109
2309
Моя родословная
Счет лет в истории
Историческая карта
Восточные славяне
1
1
1
1
8
2809
Роды и племена восточных славян
1
1
0209
2
3
Введение
История нашей
страны
древнейшего
периода
9
10
3009
0510
11
12
13
14
15
0710
1210
1410
1910
2110
1
0211
2
0911
3
1111
4
5
6
7
8
1611
1811
2311
2511
3011
9
0212
10
11
0712
0912
12
13
14
1412
1612
2112
15
2312
1
1101
2
3
1301
1801
4
2001
5
6
2501
2701
Славянский поселок
Основные
занятия
восточных
славян
Ремесла восточных славян
Обычаи восточных славян
Верования восточных славян
Соседи восточных славян
Славянские воины
II четверть15 ч
Объединение восточных славян под
властью Рюрика
1
1
1
1
1
1
1
1
Повторение
1
Образование
государства
восточных славян-Киевской Руси
Русские князья-Игорь и Святослав
Укрепление власти князя
Оборона Руси от врагов
Крещение Руси
Былины-источник
знаний
о
Киевской Руси
Культура и искусство Киевской
Руси
Княжеское и боярское подворье
Жизнь и быт людей в киевской
Руси.
Правление Ярослава Мудрого
Образование и грамотность на Руси
Летописи и летописцы
1
Киевский
князь
Владимир
Мономах
III четверть18 ч
Рост и укрепление древнерусских
городов
1
Повторение
Распад Киевской Причины распада
Руси
Образование
самостоятельных
княжеств
Киевское княжество в 12 веке
Владимирско-Суздальское
княжество
1
1
Киевская Русь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
0102
0302
1502
1702
2202
2402
13
14
0103
0303
15
16
17
1003
1503
2903
18
3103
1
2
0504
0704
3
1204
4
5
6
7
Борьба Руси с
иноземными
завоевателями
Господин Великий Новгород
Торговля и ремесла в Новгороде
Новгородское вече
Русская культура в 12-13 веках
Повторение
Монголо-татары
1
1
1
1
1
1
Нашествие монголо-татар
Героическая борьба русских людей
против монголо-татар
Русь под монголо-татарами
Рыцари-крестоносцы
Александр Невский
1
1
Невская битва
IV четверть12 ч
Ледовое побоище
Повторение
1
1
1
1
1
1
Возвышение Москвы
1
1404
1904
2104
2604
Московский князь Иван Калита
Возрождение сельского хозяйства
Дмитрий Донской
Сергий Радонежский
1
1
1
1
8
9
2804
0505
1
1
10
11
12
1205
1705
1905
Битва, на Куликовом поле
Значение Куликовской битвы для
русского нарда
Иван III
Освобождение от иноземного ига
Освобождение от иноземного ига
Начало
объединения
русских земель
История 8 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 8
Предмет: история
Количество часов:61 ч
Календарно-тематическое планирование составила
учитель истории Хохлова И.Н.
1
1
1
№
Дата
1
0409
2
0709
3
1104
4
1409
5
6
1809
2109
7
2509
8
2809
9
0210
10
0510
11
12
0910
1210
13
1610
14
15
1910
2310
1
0211
2
0611
Наименование
Темы уроков
раздела
I четверть 15 часов
Единая Россия
(конец 15века
начало 17 века)
Кол-во часов
Иван III-глава единого
русского государства
1
Расширение государства
при Василии III
Русская православная
церковь
Первый русский царь
Иван Грозный
Опричнина
Присоединение
Поволжья
1
Покорение Сибири
1
1
1
1
1
Быт простых людей и
знатных
Москва-столица
Российского
государства
Путешествие Афанасия
Никитина
Андрей Рублёв
Первопечатник
Иван
Фё1доров
Правление
Бориса
Годунова
Смутное время
Семибоярщина
II четверть16 ч
Начало
правления
династии Романовых
1
Крепостные крестьяне.
Крестьянская
война
Степана Разина Раскол в
русской православной
церкви
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
0911
4
5
1311
1611
6
2011
7
8
2311
2711
9
3011
10
11
0412
0712
12
1112
13
1412
14
1812
15
2112
16
2512
1
1101
2
1501
3
4
1801
2201
5
2501
6
2901
Освоение Сибири
Дальнего Востока
Обобщающий урок
Великие
преобразования
в России в 18
веке.
и
Начало правления Петра
I
Начало
Северной
войны. Строительство
Санкт-Петербурга
Полтавская Битва
Победа русского флота.
Окончание
Северной
войны
Петр I -первый русский
император
Преобразования Петра I
Эпоха
дворцовых
переворотов
Российская Академия
наук
Первый
Московский
университет и Академия
художеств
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Правление Екатерины II
"Золотой
век
дворянства"
Положение крепостных
крестьян
III четверть 16ч
Восстание
под
предводительством
Емельяна Пугачёва
1
Русско-турецкие войны
второй половины 18
века
Александр Суворов
Русские изобретатели и
умельцы
Литература и искусство
18 века
Быт русских людей в 18
веке
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8
0102
0502
9
1502
10
11
12
1902
2202
2602
13
0103
14
15
0503
1203
16
1503
1
2
2903
0204
3
0504
4
0904
5
1204
6
1604
7
8
1904
2304
9
2604
10
3004
11
0705
12
1405
13
1705
Обобщающий урок
История нашей
страны в 19 веке Россия в начале 19 века
Начало Отечественной
войны 1812 года
Бородинская битва
Оставление Москвы
Народная война против
Наполеона
Отступление и гибель
французской армии
Правление Александра I
Создание
тайных
обществ
Восстание декабристов
IV четверть14ч
Император Николай I
"Золотой век" русской
культуры
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А. С. Пушкин
Развитие
науки
и
географические
открытия
в
первой
половине 19 века
Крымская война 18531856 гг.
Отмена
крепостного
права
Реформы Александра II
Правление Александра
III
Развитие
российской
промышленности
Появление
революционных
кружков в России
Наука и культура во
второй половине 19 века
Жизнь и быт русских
купцов
Быт рабочего класса в 19
веке
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
2105
Быт жителей деревень в
19 веке
1
История 9 класс
Учебный год: 2020/2021
Класс: 9
Предмет: ИСТОРИЯ
Количество часов 60 часов
Календарно-тематическое планирование составила
учитель истории Хохлова И.Н.
№
Дата
Наимен
ование
раздела
Темы уроков
Кол-во часов
I четверть 14 часов
1
0709
2
0809
3
1409
4
1509
5
2109
6
7
2209
2809
8
9
10
2909
0510
0610
11
1210
12
13
1310
1910
Россия
в
начале
20 века
Россия
19171920гг
Начало правления Николая II
1
Русско-японская война 1904-1905
гг.
Первая русская революция
1
Первые политические партии в
России
Реформы
государственного
управления
Реформы Петра Столыпина
"Серебряный
век"
русской
культуры
Первая мировая война
Обобщающий урок
Февральская революция
1
Захват власти большевиками в
Петрограде
Установление советской власти
Начало гражданской войны
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0211
0311
Интервенция
II четверть16 ч
Борьба красных и белых
Крестьянская война
3
0911
Экономика советской власти
1
4
1011
5
1611
6
7
8
9
1711
2311
2411
3011
10
11
0112
0712
12
0812
13
14
1412
1512
15
2112
16
2212
1
2
1101
1201
3
4
5
1801
1901
2501
6
2601
14
2010
1
2
1
1
Жизнь и быт людей в годы
гражданской войны
Советск НЭП
ая
Россия
20-30
годы 20
1311век
а
Образование СССР
Культ личности Сталина
Индустриализация СССР
Коллективизация
крестьянских
хозяйств
Конституция 1936 года
Развитие науки и культуры в 20-30
годы 20 века
Жизнь и быт советских людей в 2030 годы
Обобщающий урок
СССР СССР накануне Второй мировой
войны
во
Второй
мирово
й и Вов
СССР в начале Второй мировой
войны
Начало Вов
III четверть16 ч
Битва за Москву
Всё для фронта!
Блокада Ленинграда
Сталинградская битва
Борьба против фашистов
оккупированной территории
Курская дуга
на
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8
9
0102
0202
1502
10
11
1602
2202
12
13
14
15
16
0103
0203
0903
1503
1603
1
2
2903
3003
3
4
5
0504
0604
1204
6
1304
7
8
1904
2004
9
2604
10
2704
11
12
13
0405
110
5
1705
14
1805
Героизм тружеников тыла
Окончание Вов
Война с Японией в конце Второй
мировой
Обобщающий урок
СССР в Возрождение страны
19451991 гг.
Смерть Сталина
Реформы Н. Хрущёва
Эпоха "застоя"
Афганская война
Советская
интеллигенция
и
культура в эпоху «застоя"
IV четверть14 ч
1
1
1
Жизнь и быт советских людей в 7080 годы 20 века
М. С. Горбачёв
Распад СССР
Обобщающий урок
1
Экскурсия в краевой исторический
музей" Назад в СССР"
Б. Н. Ельцин
Экономические реформы Б. Н.
Ельцина
Реформы
государственного
управления
Российские предприниматели
1
Развитие науки в 90-е годы 20 века
Развитие культуры в 90-годы 20
века
Русская православная церковь в
России
Президент РФ
1
1
Новая
Россия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1